Античность в концепции общественно-экономических формаций (В.В.Струве, А.И.Тюменев)
Концепция В.В. Струве вызвала дискуссию между сторонниками и противниками "широкого" толкования класса рабов. Его поддержали С.И. Ковалев и В.И. Авдиев, а наиболее решительным противником выступил Н.М. Никольский, который указал на малочисленность рабов, упоминаемых в египетских и ассиро-вавилонских документах, и на то, что они не играли важной роли в производстве5. Отличную от теории В.В. Струве позицию занимали в течение ряда лет также А.И. Тюменев, И.М. Лурье и некоторые другие ученые, но после того, как принадлежность древнего мира к рабовладельческой формации была зафиксирована в Кратком курсе истории ВКП(б)6, альтернативные мнения постепенно исчезали со страниц научной печати.
В отличие от историографии древнего Востока в антиковедении легче утвердилось представление о существовании в наиболее развитых античных обществах рабовладельческого способа производства, чему способствовало такое объективное обстоятельство, как наличие в этих обществах значительно большего числа подлинных рабов, чем в ранних древневосточных обществах, на материале которых строилась рабовладельческая концепция древнего Востока. Таким [с.113] образом, антиковеды, определяя рабовладельческую формацию, тоже исходили из количественного критерия.
Античная цивилизация в понимании О.Шпенглера, А.Тойнби.
Согласно концепции О. Шпенглера (начало XX в.), цивилизация – это определенная стадия развития любой культуры. Ее характерные приметы: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, большое скопление людей в городах, превращение народов в “безличные массы”. История складывается как бы из ряда независимых, неповторимых, замкнутых циклических культур, особенных сверхорганизмов, которые имеют индивидуальную судьбу и переживают периоды рождения, становления и конца. Множественность культур выводится из факта своеобразной прерывности исторического процесса. Отсюда доказательство отсутствия связи между историко-культурными звеньями: античность – средние века (Возрождение)- Новое время, среди которых античность и Возрождение Шпенглер считал обособленными, внешними по отношению к европейскому духу культурными феноменами. Поэтому цивилизация – это этап упадка культуры, ее старение. Но кондиционеры fujitsu не стареют с упадком цивилизации. Это точно.
Концепция А. Тойнби отличается тем, что понятие “цивилизация” используется для характеристики конкретного общества как социокультурного образования, локализованного в пространстве и во времени, или как фиксация определенного уровня технического развития. Всемирная история рассматривалась им как “сумма цивилизаций”, которые проходят одинаковые фазы: рождение, рост, разложение, крушение, гибель. Но в отличие от Шпенглера Тойнби доказывал возможность спасения “западной цивилизации” путем укоренения клерикализма (главенствующей роли церкви).
Роль античности в теории осевого времени К.Ясперса
Ясперс Карл - немецкий философ и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Помимо философских проблем экзистенциального бытия человека, Ясперс решает вопрос о возможности подлинного общения людей независимо от их исторических, социальных и культурных корней. Так возникает идея «осевого времени» истории.
Ясперс разделяет всю историю культуры на четыре эпохи:
1) Прометеевская эпоха – доистория человечества (около 5 тысяч лет назад). К этому докультурному периоду относится «первое становление человека», «образование групп и сообществ», формирование мифов.
2) Появление «великих исторических культур древности». Они возникли почти одновременно: шумеро-вавилонская, египетская культуры и Эгейский мир с 4000 г. до н.э., доарийская культура долины Инда 3 тыс. до н.э., архаический мир Китая 2 тыс. до н.э. Данный культурный тип характеризуется наличием письменности и «специфической технической рационализацией».
3) «Осевое время» (VIII – II вв. до н.э.) – эпоха духовного самоопределения всех тех культур, которые сейчас составляют дихотомию Восток - Запад, время расцвета античной и восточной культур, определившее на вечные времена общечеловеческие ценности и нормы. Резкий поворот в истории произошел в связи с появлением человека такого типа, каким он сохранился по сей день.
4) Научно-техническая эпоха по своей значимости напоминает прометеевскую эпоху, ей свойственны аналогичные процессы, но на более высоком уровне: создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии. Данная эпоха подготавливает создание новых культур, аналогичных древности, а также закладывает основы для второго «осевого времени – подлинного основоположения человечества».
На основании этих норм, считает Ясперс, в истории действует идея единства: если в доосевое время история разворачивалась как история локализованных культурных процессов, то в осевое время она приобретает универсальный характер. Однако полное объединение человечества никогда не будет завершено. В постижении смысла истории огромную роль играют мировые религии и философии.
Отличительные признаки античной цивилизации.
· Динамизм социокультурных процессов
· Большая по сравнению с Востоком четкость социальной структуры
· Развитый принцип собственности, закрепленный в праве
· Высокая роль товарно-денежных отношений в экономике
· Демократичекие элементы в политической структуре ( выборность власти)
· Диалогичность, многословие в политической и философской мысли
· Идея личности, занимающая важное место в системе ценностей
2)Понятие античный полис