Акты ЦИК РФ и их роль в организации избирательного процесса
ФЗ-67 «Об основных гарантиях…» установил, что ЦИК в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения ИНСТРУКЦИИ по вопросам единообразного применения этого ФЗ.
Помимо инструкций, в соответствии с Регламентом ЦИК могут принимать иные НПА:
1). Постановления (пример, Постановление ЦИК РФ от 10.10.03г. №38 «О Разъяснениях некот-х вопросов информационного обеспечения выборов депутатов ГД ФС РФ четвертого созыва и иных выборов в РФ»
2). Выписки из протокола заседания (пример, от 22.01.04г. № 80-1-4 «О порядке проведения жеребьевок по распределению между зарегистр-ными кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками эфирного времени на каналах гос-ных и муниципальных образований, осущ-х теле-и (или) радиовещание, при проведении выборов Президента РФ в 2004г.»).
В соот с выше названным законом решения и акты ЦИК обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, гос.учреждений, ОМС, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, ДЛ, избирателей и участников референдума. Решения и акты ЦИК не подлежат гос.регистрации.
Роль актов ЦИК – с их помощью расширяется и детализируется система гарантий избирательных прав граждан; с их помощью обеспечивается единообразное применение положений названного закона и иных законов о выборах на всей территории РФ.
24. Понятие «избиратель»: юридическая характеристика.
Согласно Федеральному закону от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (ст. 2) избирателем признается каждый гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. А в соответствии с Конституцией РФ и избирательным зак-вом таким правом обладают - и, следовательно, явл-ся избирателями - все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, за исключением тех из них, кот-е признаны судом недееспособными или содержатся в местах лишения свободы по приговору суда.
Избирателями в РФ могут быть не только российские граждане, но и (в опр. зак-вом случаях) иностранные граждане. Так, согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (п. 4 ст. 18) избирателями на выборах в органы местного самоупр-я в соответствии с международными дог-рами РФ и соотв. им федеральными законами, законами субъектов Российской 5Федерации могут быть иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет, не признанные судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы.
Правовой статус избирателя представляет собой совокупность его прав и обязанностей, связанных с участием избирателя в голосовании и в иных избирательных действиях, предусмотренных законом и проводимых законными методами.
Основу правового статуса избирателя составляют его права и обязанности, связанные с реализацией установленных зак-вом принципов проведения в РФ выборов.
Всеобщность -возможность приобретения активного избирательного права независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также др. обстоятельств. Тем самым возможность стать избирателями обеспечивается максимально широкому кругу граждан России.
Избиратель, проживающий за пределами РФ, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы гос-ной власти РФ. Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны оказывать ему содействие в реализации установленных зак-вом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы гос-ной власти.
Т.о., все избиратели нашей страны обладают активным избирательным правом фактически лишь при проведении выборов в федеральные органы гос-ной власти, а при проведении выборов в органы гос-ной власти субъектов Федерации или в муниципальные образования этим правом фактически пользуются только избиратели, проживающие или временно находящиеся на соответствующих территориях, хотя потенциально его имеют и все др. избиратели.
Избиратели обладают равным избирательным правом. Равное избирательное право состоит из двух элементов: наличие у каждого избирателя только одного голоса и участие всех избирателей в выборах на равных основаниях.
В РФ избирательное право является прямым.
Голосование на выборах является тайным, что исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.
В РФ участие избирателя в выборах является свободным.
В РФ участие избирателя в выборах является добровольным.
Каждый избиратель имеет право на включение его в список избирателей на конкретном избирательном участке по месту его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных законом, - и временного проживания на территории этого участка. Избиратель включается в список избирателей только на одном избирательном участке.
Каждый избиратель вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования - 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение избирателя из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осущ-х регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указывается дата исключения избирателя из списка и причина такого исключения. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню выборов) или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), кот-е обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно.
Реализацию и защиту прав избирателей обеспечивают избирательные комиссии, кот-е осуществляют подготовку и проведение выборов в РФ. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для избирателей.
Избиратели вправе участвовать в формировании избирательных комиссий.Избиратели имеют право участвовать в деят-ти избирательных комиссий в качестве наблюдателей.
Избиратели имеют право создавать избирательные объединения и избирательные блоки.
Государство обеспечивает избирателям при проведении выборов свободное проведение агитации в соответствии с федеральным зак-вом и законами субъектов РФ.
Избиратели имеют право участвовать в создании избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков посредством добровольных пожертвований.
Избиратели вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку деят-ти, способствующей избранию кандидата (списка кандидатов), только через соответствующие избирательные фонды.
В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" избиратель имеет следующие полномочия, связанные с организацией и порядком голосования, подсчетом голосов избирателей, установлением рез-тов выборов и их опубликованием.
Избиратель, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию, имеет право проголосовать досрочно на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, за 15-4 дня до дня голосования - в помещении соотв. территориальной (окружной) избирательной комиссии или не ранее чем за 3 дня до дня голосования - в помещении участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана в этом случае обеспечить избирателю тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования и определении рез-тов выборов.
Основные гарантии реализации прав, выражающиеся в правовом, организационном, информационном и ином их обеспечении: право избирателей на обжалование нарушений их прав и установление государством отв-ти за нарушение избирательных прав.
В ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" установлено (ст. 63), что избиратели вправе обращаться в суд с жалобами на решения и действия (бездействие) органов гос-ной власти, органов местного самоупр-я, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие их права.
25. Избирательные цензы: понятие, виды, целесообразность введения.
Круг лиц, за кот. конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или иных политических прав.
Возрастной ценз означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста. В 109 странах активное избирательное право признавалось за лицами старше 18 лет: напр., с 18 лет - в США, Великобритании, Германии, Италии, Для пассивного избирательного права возрастные цензы выше. Напр., президентом Италии можно стать по достижении 50 лет. Президентом РФ-45 лет . Верхний возрастной предел для избрания в гос-ные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических государствах не устанавливается.
Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время. Напр., во. Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии - 3 месяца, кот-е нужно прожить на территории избирательного округа. В России для активного избират. Права ценз оседлости отсутствует. Для активного – требования к кандидату на должность президента РФ – пост. Проживание в РФ не менее 10 лет
Ценз гражданстваозначает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране и не требуетсам по себе этого проживания. Напр., по Конституции США членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не Менее 7 лет, а сенатором - не менее 9 лет.
Ценз грамотности и образовательный ценз
Предполагают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования. В настоящее время он почти не встречается. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковывать конституцию страны. Применяется данный ценз в основном тогда, когда речь идет о пассивном избирательном праве. Напр., согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны неграмотные.
Имущественный ценззаключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера. В XX в. этот ценз практически везде был отменен.
Моральный цензпредполагает опр. нравственные требования к избирателю. Напр., в Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах - лишенные родительских прав и т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда (Великобритания, Россия).
Религиозный цензпредполагает принадлежность избирателя к опр. религии. Напр., в иранский парламент могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.
Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин. До конца XIX в. он существовал почти во всех странах. Сегодня повсеместно отменен. Расовый ценз в настоящее время отсутствует. Рассмотренные цензы представляют собой ограничения как активного, так и пассивного избирательного права. К ограничениям пассивного избирательного права относятся несовместимость и неизбираемость.
Несовместимость заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять). Напр., во Франции депутат и сенатор не могут осуществлять руководящие ф-ции в частных компаниях, предприятиях, если их деят-ть как-то связана с правами государства, не допускается совмещение более двух выборных мандатов, кадровые военнослужащие не могут быть депутатами Национального собрания и т. п.
Неизбираемость - это достаточно специальные случаи. Так, во Франции генеральные инспекторы административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои ф-ции или выполняли их в последние три года до выборов.
26. Абсентеизм: понятие, проблемы уменьшения абсентеизма. Повышение правовой культуры избирателей.
Абсентеизм (в избирательном праве, лат.Absentia - отсутствие) -неучастие в голосовании на выборах и референдумах граждан, обладающих активным избирательным правом.
Это явление свойственно практически всем странам, где проводятся свободные выборы на общенациональном, региональном и местном уровнях. Во второй половине XX в. абсентеизм на общенациональных выборах в западноевропейских странах колебался примерно в пределах 25—30% от численности избирательного корпуса, а иногда еще выше. Традиционно высок абсентеизм в США (свыше 40%). Как правило, активность избирателей на президентских выборах несколько выше, чем на парламентских, а на последних неучастие возрастает во втором туре, поскольку многие из тех избирателей, чьи кандидаты не прошли в первом туре, теряют интерес к выборам. Существующее в некот-х странах правило обязательного голосования большого эффекта не дает. Наиболее значимые причины абсентеизма — низкая политическая и правовая культура опр. слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него (пассивный абсентеизм). В меньшей степени абсентеизм — результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, напр. несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п. (активный абсентеизм). На уровне абсентеизма может сказаться плохая организация избирательной кампании, неудачно выбранный день для голосования и даже плохая погода. Наименьший уровень абсентеизма характерен для декоративных выборов и плебисцитов, проводимых диктаторскими, авторитарными режимами: избиратели опасаются неблагоприятных политических последствий неявки на избирательные пункты, а власти достаточно жестко контролируют избирательный процесс. С этим в значительной мере связана “знаменитая” цифра — 99,9% принимавших участие в выборах в бывшем СССР. Для свободных выборов, проходивших в РФ после распада СССР, характерен в среднем названный выше европейский уровень абсентеизма. При этом обнаруживаются значительные колебания. В апреле 1993 г. в голосовании по референдуму не приняло участия 35,5% от общего числа граждан, имевших право участвовать в референдуме. В декабре 1993 г. на состоявшихся одновременно референдуме по принятию новой Конституции РФ и выборах в Федеральное Собрание РФ абсентеизм составил 45,2% от численности избирательного корпуса. Критической точки он достиг на региональных выборах весной 1994 г., когда во многих округах выборы не состоялись в связи с неявкой избирателей. Однако затем кривая пошла вверх. На парламентских выборах (в Гос-ную Думу) в 1995 г. процент абсентеизма значительно уменьшился, а на президентских выборах 1996 г. приняло участие почти 70 % избирателей. Особенно наглядно выявилась корреляция между участием избирателей и социально-политической значимостью выборов. Сказался также возросший опыт проведения избирательных кампаний.