Государственный орган: понятие, признаки, классификация
Государственный орган — это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д.
Основные признаки государственных органов:
а) создаются и функционируют в соответствии и на основе норм права;
б) относительная структурная и функциональная обособленность в механизме государства по признаку их специализации;
в) функциональное взаимодействие друг с другом в процессе реализации каждым своих полномочий, обязанностей.
Среди государственных органов различают:
а) единоначальные;
б) коллегиальные;
в) органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.
Система государственных органов образует так называемый государственный аппарат.
Государственный аппарат — это часть механизма государства в лице системы его государственных органов.
Государственные предприятия, учреждения, организации — это организованные группы лиц, предназначением которых является выполнение работ, оказание услуг населению или государству в целом, его отдельным органам, должностным лицам.
Государственные предприятия создаются для хозяйственной деятельности в государственном секторе экономики (например, космическая связь, производство взрывчатых веществ и др.).
Государственные учреждения оказывают услуги, например, в сфере образования, медицинского обслуживания и т. д.
Государственные организации выполняют работы, оказывают услуги, например, в сфере строительства, перевозок и т. д.
Классификация органов государства :
-по субъекту создания : созданные народом (в результате референдума), созданные органами государства (например, Президентом Украины);
-по способу образования : выборные (например, парламент),назначаемые (например, Конституционный Суд Украины), наследуемые (например, в монархии наследуется пост главы государства – монарха);
-в соответствии с принципом разделения властей : органы законодательной, исполнительной, судебной, контрольной власти (Конституции некоторых государств закрепляют понятие «контрольная власть», эта власть занимает самостоятельное место в системе разделения властей, она представлена особого рода высшими органами государства – конституционный суд, омбудсман, счетная палата и др.);
-по территории, на которую распространяются полномочия (территории действия полномочий) : центральные (общие), местные;
-по времени действия : постоянные («постоянно действующие», «действующие на постоянной основе»), временные;
-по виду правовой формы деятельности : правотворческие, правоприменительные, правоохранительные;
-по способу принятия решения :единоначальные (например, министр), коллегиальные (например, Правительство).
-по источнику финансирования : бюджетные, хозрасчетные, смешанные ( есть бюджетное и хозрасчетное финансирование).
-и др.
Виды государственных органов:
1) в зависимости от порядка формирования:
а) первичные – органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственно населением (парламент, президент);
б) производные – органы, которые создаются первичными органами государства (правительство);
2) в зависимости от объема полномочий:
а) высшие – правительство, парламент и др.;
б) центральные – министерства;
в) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.;
3) в зависимости от широты компетенции:
а) органы общей компетенции – президент, правительство и др.;
б) органы специальной компетенции – министерства, службы, агентства;
4) в зависимости от числа государственных гражданских служащих:
а) коллегиальные – правительство;
б) единоличные – президент;
5) в зависимости от организационно—правовых форм деятельности:
а) законодательные;
б) исполнительные;
в) судебные;
г) контрольно—надзорные органы;
6) в зависимости от действия в пространстве:
а) федеральные государственные органы;
б) органы государственной власти субъектов федерации;
7) в зависимости от длительности действия:
а) постоянные;
б) временные;
8) в зависимости от правовых форм деятельности:
а) правотворческие;
б) правоприменительные;
в) правоохранительные.
Роль исполнительной власти особенно важна и заметна там, где проводятся реформы, совершается
переход от тоталитаризма к демократии. В этих условиях судьба реформ в основном оказывается в руках исполнительной власти, что предопределяет необходимость в ее усилении и гарантиях независимости. Конституционно-правовые институты закрепляют эту общественную необходимость.
Кроме того, исполнительная власть повсеместно обнаруживает тенденцию к разрастанию
государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу, что создает необходимость общественного контроля за ее деятельностью.
Государственный орган: понятие, признаки, виды. Формы государства
Государственный орган – это структурно обособленное звено государственного аппарата, обладающее следующими основными признаками:
1. осуществляет от имени государства его задачи и функции;
2. обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий (он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией);
3. имеет определенную компетенцию, т. е. закрепленную за ним совокупность прав и обязанностей и функций;
4. имеет, как правило, территориальный масштаб деятельности;
5. характеризуется определенной структурой т. е. строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам);
6. образуется в порядке, установленном законом.
Государственные органы классифицируются по функциям (законодательные, исполнительные, судебные), структуре (единоличные и коллегиальные) компетенции (общей компетенции, напр. Правительство РФ, отраслевые и межотраслевые, напр. федеральные министерства и ведомства), сферам деятельности (напр., органы внутренних дел и органы внешних сношений, напр. МИД, его дипломатические и консульские представительства)
Форма государства – это организация политической власти в государстве, взятая в единстве трех ее основных элементов:
1. формы правления
2. формы государственного устройства,
3. политического режима.
Форма правления – это организация верховной власти государства, характеризующаяся особым источником власти и особым взаимным отношением высших органов государства между собой Основные формы правления – монархия и республика. Монархия может быть абсолютной, сословно-представительной, конституционной (в том числе дуалистической или парламентарной). Республика может быть советской, президентской (дуалистической), парламентарной и смешанной.
Форма государственного устройства – политико-территориальное и административно-территориальное устройство государства, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом. Различают федерации и унитарные государства. Все более сложным становится вопрос об отличии федерации от международной организации.
Политический режим – это совокупность способов и методов фактического осуществления политической власти. Виды политического режима: демократизм и авторитаризм, либерализм и тоталитаризм а также разные их комбинации.