Особенности становления концептуальных основ национальной безопасности России
Становление России как федеративного, демократического, правового государства влечет за собой коренные преобразования государственного устройства, формирование новых социально-экономических и общественно-политических отношений. А это требует переоценки интересов личности, общества и государства с учетом новых возможностей в представительной демократии и рыночной экономике, участия России в общемировом цивилизационном процессе.
В данный момент самая богатая страна мира потенциально оказалась в зоне воздействия широкого спектра угроз, создавших реальную опасность существованию самого государства, его гражданам, их бытию и сознанию. Возникла необходимость разработки концептуального документа, в котором были бы отражены долговременные стратегические задачи и приоритеты в осуществлении политики национальной безопасности, определены основные направления деятельности всех структур по обеспечению национальных интересов в XXI в.
В течение ряда лет предпринимались определенные усилия, направленные на преодоление негативных явлений и угроз, порожденных как современной действительностью, так и собственной российской историей. Принятие в январе 2000 г. Указом Президента Российской Федерации новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации явилось результатом устранения многих недостатков прежней редакции Концепции 1997 г. и стало важной нормативно-правовой базой в определении государственной политики в сфере национальной безопасности. Но очевидно, что на этом формирование механизма обеспечения национальной безопасности нельзя считать завершенным. Главное — дальнейшее закрепление и развитие содержания положений Концепции в законах и нормативно-правовых актах по конкретным сферам обеспечения безопасности.
Предполагалось, что в основу деятельности Федерального Собрания Российской Федерации будет положен принцип, согласно которому законотворчество должно осуществляться в соответствии с программой планомерного укрепления основ государства, изложенной в Концепции. Несомненно, этот процесс должен осуществляться на фоне гармонизации деятельности всех ветвей власти, укрепления федерализма как основного условия развития Российской Федерации.
В новой редакции Концепции особо подчеркнуто, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается общенародная безопасность, безопасность всего многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Что касается понятия самой Концепции, то в преамбуле сказано, что это система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
В первом разделе дается характеристика России в мировом сообществе, определение ее места после окончания эры биполярной конфронтации. Обозначаются взаимоисключающие тенденции в мире, когда прежде всего укрепляются экономические и политические позиции значительного числа государств и их интеграционные объединения, совершенствуются механизмы многостороннего управления международными процессами. Будет ли этому способствовать Россия? Несомненно, Россия будет играть свою роль в формировании идеологии становления многополярного мира на этой основе.
И вторая тенденция, по отношению к которой также необходимо выработать свою позицию. Проявляется она через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, главным образом, военно-силовые решения проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.
В перспективе для России объективно сохраняется общность интересов с другими государствами по многим проблемам международной безопасности — в противодействии распространению оружия массового уничтожения, предотвращении и урегулировании региональных конфликтов, борьбе с международным терроризмом и наркобизнесом, в решении экологических проблем глобального характера, в обеспечении ядерной и радиационной безопасности.
Во втором разделе определены национальные интересы России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, которые носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
Раскрывая содержание интересов личности, общества, государства Концепция определяет восемь приоритетных сфер обеспечения защиты этих интересов: экономическую, внутриполитическую, социальную, международную, информационную, военную, пограничную, экологическую. Обеспечение защиты национальных интересов осуществляется институтами государственной власти во взаимодействии с общественными организациями. И с этим нельзя не согласиться. Обеспечение национальной безопасности — это комплекс мер политического, правового, экономического, военного, информационного, социального, экологического и другого характера и это дело как государства, так и самого народа. Оно достигается проведением единой государственной политики обеспечения национальной безопасности, а также конкретными мерами, поддерживаемыми обществом и адекватными угрозам.
В третьем разделе представлены угрозы и сферы их влияния, начиная с социальной, где они создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. Отмечается, что углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.
Что касается такой важной сферы как международная, то угрозы национальной безопасности здесь проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-тихоокеанском регионе. Эти явные тенденции обусловили усиление угрозы национальной безопасности России в информационной сфере, возрастание уровня и масштабов угроз в военной сфере.
Особо подчеркивается в Концепции угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов. Обусловлена она преимущественным развитием топливно-энергетических отраслей промышленности, недоразвитостью законодательной базы ресурсосберегающих технологий, низкой экологической культурой. Ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации угроз в России характерны не только для экологической сферы, но и для всех других.
В четвертом разделе Концепции определены основные задачи в области обеспечения национальной безопасности, к примеру, такие как: своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз; совершенствование системы государственной власти; федеративных отношений; местного самоуправления и законодательства Российской Федерации; формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира и др. И все же задачи по защите национальных интересов в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства.
Помимо задач в четвертом разделе указываются основные направления деятельности государства по защите национальных интересов во всех областях жизнедеятельности человека. К примеру, в области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти к развитию государственной страховой (федеральной и муниципальной) и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи.
Рассматривается в целом система обеспечения национальной безопасности. Ее основу составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности принимают участие: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности — в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Такова структура четырех разделов Концепции и их краткое содержание. Этот важный концептуальный документ отражает необходимость выделить национальную безопасность как главную проблему в развитии российской государственности и общества. Здесь определены основные объекты национальной безопасности — личность, общество и государство, где личность и ее интересы поставлены на первое место. Впервые в нормативно-правовом документе закрепляется, что национальные интересы России «это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства» (схема 8).
Под Концепцией национальной безопасности Российской Федерации признается «система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности». Однако в такой трактовке Концепция выступает как некая система неизвестно чьих взглядов, обеспечивающая безопасность как бы только в Российской Федерации, что вступает в противоречие с Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности», в соответствии с которым к объектам безопасности относятся также и российские граждане, находящиеся за ее пределами. Государство гарантирует им защиту и покровительство.
Схема 8. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
С учетом сказанного, определение Концепции следовало бы изложить в такой редакции: «это официально принятая в Российской Федерации система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства во всех сферах жизнедеятельности»
В новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации содержатся положения, подпитывающие практику смешения функций развития и безопасности. В качестве задач обеспечения национальной безопасности в Концепции выдвигается ряд задач, влияющих на безопасность, но не имеющих к ней прямого отношения и являющихся задачами развития страны. Безусловно, чем более развита страна, тем легче обеспечить ее безопасность. Но нельзя смешивать функции реализации интересов с функциями их зашиты. Это близкие, но принципиально разные задачи. Так, если отнести задачи подъема экономики, совершенствования системы государственной власти Российской Федерации, обеспечения равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России с другими государствами, формирования единого экономического пространства с государствами СНГ и другие к задачам в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, как это указано в Концепции, то в соответствии с той же Концепцией их обязаны решать органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, т. е. силовые структуры
Подобная подмена не просто безграмотна, но и по существу вредна, поскольку отражает стремление ряда ведомств решить свои проблемы чисто силовыми методами или переложить ответственность с себя на силовые структуры так, как это уже неоднократно было на практике.
В то же время в тексте Концепции присутствуют разумные, правильные формулировки разделения указанных выше задач и выделение из них, помимо задач обеспечения национальной безопасности, задач, которые должны способствовать обеспечению национальной безопасности3 [3 См. там же. С. 12.]. Последовательная ориентация на такой подход позволит избежать разноголосицы, противоречий и укрепить терминологическую дисциплину.
Второй раздел Концепции содержит весьма серьезную оговорку, согласно которой «реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики». При такой формулировке жизнеспособность Концепции в целом как бы ставится под сомнение, так как экономическая стабильность в настоящий момент и в ближайшей перспективе отсутствует.
Кроме того, среди сфер обеспечения национальных интересов отсутствует такая важная сфера как демографическая. Обоснование включения этого вида угроз не составило бы труда при столь очевидном явлении в России — депопуляции населения, тем более что Правительство РФ уже имеет проект Концепции демографической политики на период до 2015 г. Начиная с 1992 г. в стране происходит абсолютное сокращение численности населения — на начало 2002 г. численность постоянного населения составила 144,0 млн человек против 148,3 млн человек в 1992 г. В 2001 г. число родившихся снизилось до 1,2 млн человек в год против 1,6 млн человек в 1992 г. Таким образом, актуальность быстрейшей разработки и утверждения доктрины демографической безопасности Российской Федерации и всего спектра сопровождающих ее документов и соответствующих деловых программ для ее обеспечения постоянно растет. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации демографические интересы не включены в систему национальных интересов и не подпадают под защиту в разделе третьем, где классифицированы угрозы национальной безопасности.
Тем не менее, являясь целостной интегрированной системой, адекватной определенному историческому периоду времени, Концепция предопределяет сущность и взаимоувязывает ряд государственных концепций (доктрин) безопасности более низкого ранга: «Военная доктрина Российской Федерации» (2000 г.), «Концепция внешней политики безопасности Российской Федерации» (2000 г.), «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» (2000 г.) и др. Однако завершенной системы концептуального нормативно-правового регулирования в России еще не создано. Это сказывается на четкости, предсказуемости и эффективности проводимого государственной властью курса, хотя бы в главнейших сферах деятельности.
Принципиальную правовую основу Концепции национальной безопасности страны представляют Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «О безопасности», «Об обороне», федеральные конституционные и федеральные законы, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Россией, регламентирующие сферу национальной, коллективной, региональной и глобальной безопасности.
Серьезные проблемы, обусловленные сложным федеративным устройством российского государства, возросшая неопределенность, а в некоторых случаях и непредсказуемость развития, порождают новые вызовы и угрозы безопасности России практически во всех сферах жизнедеятельности. Разрешены они могут быть лишь в течение длительного времени и благодаря целенаправленным усилиям всех государственных органов и общественных организаций. Направленность этой деятельности должна регламентироваться стройной нормативно-правовой системой, которую составляют: законы принимаемые законодательной властью, указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации, распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности.
К сожалению, нужно констатировать, что создание законодательного базиса еще далеко до завершения. Хотя многие определяющие законодательные акты в этой сфере уже действуют, подготовка других заканчивается. Продолжается процесс законотворчества.
Для этого процесса, как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации важно иметь концептуальный официальный документ, формирование которого исходило бы из анализа проблем в области безопасности на рассматриваемый период времени. Безусловно, это самая сложная и кропотливая аналитическая работа всех информационно-аналитических центров государственных и негосударственных подсистем обеспечения национальной безопасности. Она предполагает:
1. Анализ роли и места России в современном мире (исторические корни российской государственности, перспективы международного развития, обоснование геополитического статуса страны).
2. Определение всего спектра жизненно важных интересов личности, общества, государства во всех сферах.
3. Всесторонний анализ и оценку характера реальных и потенциальных угроз национальным интересам в различных сферах деятельности.
4. Определение и оценку ресурсов и возможностей для нейтрализации или парирования реально существующих и потенциальных угроз.
5. Выработку вариантов мер (средств и способов противодействия угрозам) обеспечения национальной безопасности государства.
6. Создание адекватного государственного процесса и механизма реализации Концепции национальной безопасности.
И тогда есть надежда, что изложенный в форме указа и изданный для руководства им политический документ явится основой для формирования и проведения политики национальной безопасности.
В предложенной схеме сделана попытка поставить национальные проблемы в плоскость прямого действия и по возможности, привязать не только к пространству и времени, но и ко всем ветвям государственной власти и обществу, руководствуясь тем, что, во-первых, политика обеспечения национальной безопасности — это курс действий (основные направления деятельности) по достижению национальных целей Российской Федерации на определенном промежутке времени и, во-вторых, стратегия обеспечения национальной безопасности — это конкретные действия государства и общества, выражающиеся в использовании ресурсов, органов, сил, средств, методов и форм по нейтрализации реальных угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Безусловно, гарантии безопасности обеспечиваются в современном мире в значительной степени по-прежнему силой или угрозой применения силы, в том числе, неслучайно в ныне действующей Концепции национальной безопасности Российской Федерации большая часть текста четвертого раздела отведена военной безопасности. И тем не менее все большее значение приобретают в мире научно-технические, экономические, политические, морально-этические и другие несиловые факторы обеспечения национальной безопасности.
Мирное существование, а не война теперь все больше определяет как отношения между отдельными государствами, так и систему межгосударственных отношений на региональном и глобальном уровнях.
Подлинный мир в перспективе может основываться не на балансе сил, а на обеспечении баланса интересов государств и сообществ на базе договорно-правовых принципов. Дальнейшее совершенствование нормативно-правового обеспечения национальной безопасности — условие демократического развития процессов самоорганизации общества и государственной гарантии стабильности Российской Федерации в современном мире.