Особенности национальной безопасности современной России

Исходная позиция для понимания безопасности, как явления, сформулирована более 130 лет назад В. И. Далем. В его словаре безопасность характеризуется как отсутствие опасности, сохранность, надежность.[87] Позднее С.И. Ожегов определяет безопасность как «положение, при котором не угрожает опасность кому - , чему-нибудь».[88] В этих толкованиях безопасность рассматривается в самом общем плане, безотносительно к определенным объектам, социальной, биологической и другим системам. Она сводится главным образом к защищенности различных объектов, живых существ от какого-либо фактора или совокупности факторов, представляющих собой опасность или угрозу их существованию. Такую безопасность можно назвать «охранительной», т.е. она предполагает наличие у кого, чего-либо возможности и способности сохранять, оборонять, защищать себя.

В современной науке безопасность как явление рассматривается в более широком смысле. Она трактуется не только как возможность и способность кого-либо или чего-либо к самосохранению, обороне от опасностей и угроз, но и как свойство объекта, системы, проявляющееся в их выживаемости и надежности, способности сохранять свои особые характеристики, отсутствии противоречий в развитии и функционировании, которые могут привести объект, систему к разрушению. Причем, в безопасности нуждаются сегодня все без исключения объекты и системы: биологические, социальные, технические и др. Это их важнейшая атрибутивная характеристика, условие развития, изменения, перехода из одного состояния в другое. По содержанию, безопасность представляет собой совокупность условий и факторов, обеспечивающих функционирование и совершенствование различных объектов и систем.

Важнейшей разновидностью безопасности является социальная безопасность. Она характеризует жизнеспособность человеческого сообщества, его сохранность, надежность и самозащищенность. Проявляется социальная безопасность в возможностях человеческого социума сохранять свою качественную определенность и единство , в его способности защищать себя от опасностей и угроз, обеспечивать оптимизацию и совершенствование своей внутренней организации при взаимодействии с другими объектами и системами. Социальная безопасность – это такое состояние всех сфер жизнедеятельности людей, создаваемых ими институтов и организаций, которое обеспечивает сохранение и укрепление их целостности и независимости, прогрессивное развитие, защиту от различных опасностей и угроз.В этом контексте социальная безопасность представляет собой широкое явление, относящееся к общей среде обитания и жизнедеятельности человека, различным аспектам его существования, функционирования и развития как социобиологического существа.

Непосредственным проявлением и выражением социальной безопасности как явления является безопасность отдельного человеческого общества, конкретной страны. Отдельная страна представляет собой единую политико-территориальную общность людей, обладающую специфическими признаками. Она включает государство и другие политико-властные институты, отдельных индивидов, образуемые ими социальные группы, образования и институты, все проживающее на его территории население, которое в целом образует народ. В общеполитическом смысле еще со времен Великой Французской революции понятие «народ» отождествлялось с понятием «нация». В этом контексте социальную безопасность отдельного человеческого общества и конкретной страны правомерно называть национальной безопасностью. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что национальная безопасность страны – это «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации».1 Национальная безопасность представляет собой непосредственно воспринимаемую и ощущаемую гражданами конкретного государства интегральную характеристику качественного состояния сфер и условий их жизнедеятельности, степени их защищенности и возможностей дальнейшего совершенствования и прогрессивного развития.

Термин «национальная безопасность» появился в политическом лексиконе в начале ХХ века. Его впервые употребил Президент США Т.Рузвельт в своем послании к конгрессу в 1904 году. Сегодня в США национальная безопасность определяется как такое состояние общества, «при котором Соединенные Штаты сохраняются в качестве свободной нации и соблюдается неприкосновенность ее основных институтов и ценностей»[89]. В отечественной науке и политической практике понятие «национальная безопасность» стало активно употребляться в конце ХХ века.

Национальная безопасность в общеполитическом смысле представляет собой безопасность отдельных граждан и образуемых ими социальных групп, объединений и институтов, всего населения страны. Объединения граждан – это различные социальные образования и общество в целом, а институты - это те или иные формальные структуры, создаваемые людьми в различных сферах общественной жизни для удовлетворения их потребностей и интересов. Ведущим социальным институтом является государство.

Основополагающее значение для понимания национальной безопасности как явления, ее природы и сущности имеют категории «национальные интересы», «опасности» и «угрозы» этим интересам. Национальные интересы (национально-государственные интересы) - это осознанные потребности народа в самосохранении и поддержании своего культурно-исторического единства, в обеспечении безопасности личности, общества и государства во всех сферах общественной жизни. Их наиболее важными составляющими являются государственный суверенитет, территориальная целостность страны, социально-политическая стабильность общества, конституционный строй, стабильность системы международных отношений, авторитет и уважение страны в мире, ее свободный доступ к жизненно важным экономико-стратегическим зонам и коммуникациям. Опасности – это объективно существующие возможности, вся совокупность условий и факторов, способных негативно воздействовать на социальный организм, в результате которого ему может быть причинен ущерб, вред, меняющих его свойства, ухудшающих его состояние, придающих его развитию нежелательную динамику или параметры и даже привести к разрушению и гибели. Конкретной и непосредственной формой опасности, создаваемой целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил, совокупностью сложившихся факторов и условий, негативно влияющих на жизненно важные интересы личности, общества и государства является угроза.

С учетом понимания национальных интересов, опасностей и угроз им , их соотношения можно определить, что национальная безопасность представляет собой явление, которое образуется в результате диалектического взаимодействия с одной стороны, национальных интересов и опасностей и угроз им – с другой. Национальная безопасность характеризует степень защиты национальных интересов от опасностей и угроз, их соотношение уровня защищенности национальных интересов, мере реальных опасностей и угроз им. Она проявляется в степени защищенности жизненно важных интересов конкретного народа, населения определенной страны, в их способности нейтрализовать существующие опасности и угрозы национальным интересам и создавать условия для их реализации. Национальная безопасность - это состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних опасностей и угроз, обеспечивающее территориальную целостность и независимость страны, устойчивое и прогрессивное развитие общества, независимость государства в международных отношениях.Сущность национальной безопасности выражается в отсутствии в данный, конкретный промежуток времени непосредственной, вполне определенной опасности для национальных интересов. В ней отражаются возможности общества и государства прогнозировать, своевременно выявлять и устранять реальные и потенциальные опасности и угрозы национальным интересам, адекватно реагировать на них, упреждать действия деструктивных сил. Сущность национальной безопасности означает, что ее обеспечение достигается: во-первых, созданием и функционированием системы противодействия угрозам и опасностям адекватной их масштабу и уровню; во-вторых, созданием и накоплением материальных и других ресурсов и их использованием для реализации национальных интересов, существования и прогрессивного развития страны; в-третьих, динамичностью и постоянным развитием системы национальной безопасности, ее способностью своевременно и адекватно перестраиваться в соответствии с меняющейся обстановкой, выявлять и нейтрализовывать опасности и угрозы национальным интересам.

Национальная безопасность представляет собой сложное и многогранное явление. В структурном отношении она рассматривается с позиций трех основных подходов: функционально – деятельностного (национальная безопасность как совокупность элементов ее обеспечения); ценностного (национальная безопасность как совокупность ценностей, крайне важных для личности, государства и общества); персонифицировано – индивидуального (национальная безопасность как безопасность и защищенность человека, его прав и свобод, наличие условий для развития личности).

В функционально-деятельностном аспекте национальная безопасность является системой, которая включает: субъекты обеспечения национальной безопасности - конкретные органы государства и институты гражданского общества, обеспечивающие защиту и реализацию национальных интересов; совокупность теоретических, политико – доктринальных идей и установок, политико-правовых норм по проблемам обеспечения национальной безопасности (теория национальной безопасности, концепция национальной безопасности, военная доктрина государства, законы и другие нормативные акты и т.п.); цели и задачи обеспечения национальной безопасности; средства обеспечения национальной безопасности; объекты обеспечения национальной безопасности - национальные интересы. Все эти элементы системы национальной безопасности находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии между собой, функционируют как единое целое, обеспечивающее защиту страны и ее населения.

С точки зрения ценностного подхода национальную безопасность характеризуют: гражданское общество, правовое государство и рыночная экономика; права и свободы человека и гражданина; гражданский мир и согласие; равноправие и независимость народов; целостность страны; справедливость и гуманизм; эффективное государство и социальная стабильность; демократия, законность, высокий уровень социально – экономического и культурного развития народа; равноправные и справедливые международные отношения; традиции и историческое прошлое народа.

Персонифицированно-индивидуальный аспект национальной безопасности вражаются уровне развития свобод и прав человека как высшей социальной ценности, условий реализации его интересов, устойчивости роста уровня жизни и благосостояния индивида, степени его ответственности перед обществом.

В социально-гуманитарных науках для характеристики национальной безопасности как правило используется функционально-деятельностный подход. Этот подход позволяет наиболее полно отразить сущность национальной безопасности как явления, раскрыть ее содержание.

Национальная безопасность содержательном отношении включает разнообразные структурные компоненты. В соответствии со сферами общественной жизни, составляющими национальной безопасности являются: экономическая безопасность, социальная безопасность (безопасность социальной сферы), политическая безопасность, военная безопасность, экологическая безопасность, технологическая безопасность, информационная безопасность т.д.[90] Благодаря этим компонентам национальной безопасности обеспечиваются нейтрализация угроз и вызовов национальным интересам в различных сферах общественной жизни, противодействие им. В зависимости от среды формирования, характера и масштаба источников угроз и опасностей национальным интересам выделяется внешняя национальная безопасность и внутренняя национальная безопасность. В свою очередь, внешняя национальная безопасность представлена глобальным, региональным и локальным, а внутренняя – федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Очевидно, что выделение различных компонентов и аспектов национальной безопасности имеет условный характер, все они взаимосвязаны и взаимодействуют между собой и образуют единое целое. Интегральной характеристикой национальной безопасности является безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства, в которых отражаются и фокусируются все ее компоненты и аспекты. Безопасность личности – это обеспечение ее прав и свобод. Безопасность общества – это сохранение и развитие его материальных и духовных ценностей. Безопасность государства – защищенность его конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета.

Национальная безопасность всегда представляет собой конкретно - историческое явление. Она складывается и функционирует под воздействием специфики и содержания и характера жизнедеятельности определенного общества, внутренних и внешних условий существования конкретной страны, в результате сознательной и целенаправленной деятельности различных субъектов по защите национальных интересов. Поэтому национальной безопасности отдельных стран всегда присущи свои особенности и специфика.

В особых условиях формировалась, функционирует и развивается система национальной безопасности современной России. Наиболее существенными и важными из них являются: во – первых, окончание «холодной войны» между двумя антагонистическими социально – политическими системами и связанная с этим перестройка международных отношений на принципах мирного сотрудничества и взаимного доверия их субъектов, распад СССР, мировой системы социализма. В результате значительно снизилась острота противоречий во взаимоотношениях России с ведущими мировыми державами и, прежде всего с США, Германией, Францией, Великобританией, изменились источники и характер угроз ее национальным интересам. После распада СССР и крушения мировой системы социализма существенно иными стали место и роль России и мире, ее геополитическое положение, разрушились основы существовавшей ранее системы национальной безопасности страны. В связи с этим, Россия вынуждена вырабатывать и постоянно оптимизировать содержание своих национальных интересов, определять их приоритеты и способы защиты, свое положение в системе глобальной, региональной и локальной безопасности, свой статус как субъекта международных отношений. Во-вторых, образование и на территории бывшего СССР самостоятельных государств, часть из которых (Белоруссия, Казахстан, Киргизия и др.) установили и последовательно укрепляют союзнические отношения с Россией, в том числе и в вопросах обеспечения коллективной и национальной безопасности. Различные аспекты в развитии этих стран и обеспечении их национальной безопасности непосредственно связаны с Россией, решаются на основе тесного сотрудничества и взаимодействия с ней. Образование и существование СНГ, Договор о коллективной безопасности СНГ (1992 г.) требуют от России определенных обязательств по обеспечению национальной безопасности стран - участниц СНГ, трансформации отдельных элементов ее системы обеспечения национальной безопасности в интересах коллективной безопасности. Вместе с тем, на формировании системы национальной безопасности России сказывается и то, что ряд государств, образовавшихся на постсоветском пространстве (Латвия, Латвия Эстония, Молдавия, Грузия, Украина) идут по пути интеграции с Западной Европой и США, а некоторые из них не выполняют принятые на себя обязательства в рамках коллективного договора. В-третьих, коренная перестройка всей системы общественных отношений внутри России, заключающаяся в их либерализации, установлении рыночных отношений, установление политического и духовного плюрализма. Общественная жизнь современной России характеризуется противоречивостью и конфликтностью, слабостью экономики, болезненной социальной модернизацией, социальным расслоением, противостоянием социально-политических сил, отсутствием объединяющей национальной идеи. В российском обществе в последние годы значительно возросло количество и масштаб опасностей и угроз личности, государству и обществу, усилилась их острота, все менее защищенными становятся права и свободы человека и гражданина.

Эти и другие условия и факторы объективно потребовали и требуют надежной национальной безопасности России, ее эффективного обеспечения. В настоящее время национальная безопасность России и ее обеспечение представляет собой сложившуюся систему, включающую все необходимые структурные элементы: органы руководства и управления, силы и средства обеспечения национальной безопасности, механизмы их взаимосвязи и взаимодействия. Каждый элемент системы национальной безопасности наделен строго определенным политико-правовым статусом, имеет свои задачи в обеспечении безопасности личности, государства и общества. Современная система национальной безопасности России принципиально ориентирована на комплексную защиту национальных интересов, а также защиту личности, государства и общества в различных сферах от всей совокупности возникающих и внутренних и внешних опасностей и угроз. Она интегрирована в региональную и международную безопасность, находится в тесном взаимодействии с системами национальной безопасности государств СНГ – участниками договора о коллективной безопасности. В системе национальной безопасности России и ее обеспечения, с учетом содержания, характера и динамики отношений внутри российского общества и на международной арене осуществляются постоянные изменения. Все аспекты национальной безопасности страны постоянно находятся в центре внимания российского государства, которое регулярно совершенствует и оптимизирует структуру обеспечения защиты национальных интересов.

Однако, в функционировании национальной безопасности современно России имеются недостатки и проблемы. Так, не высоким являются профессионализм и социальная ответственность человеческого фактора, органов и сил обеспечения национальной безопасности, они также пока недостаточно оснащены современными средствами и материально-техническими ресурсами. Руководящие органы обеспечения национальной безопасности не занимаются постоянным прогнозированием, не осуществляют мониторинг возможных опасностей и угроз национальным интересам, не всегда действуют с упреждением, адекватно и своевременно реагируют на них. Отсутствует четкая координация и согласованные действия органов и сил в обеспечении национальной безопасности, ликвидации конкретных опасностей и угроз. Как свидетельствуют события и факты в жизни страны (теракты в Москве, Беслане, на воздушном транспорте, рост уголовной преступности, повышение смертности населения, ухудшение экологической ситуации в крупных городах и т.д.) современная система национальной безопасности России и ее обеспечение пока не является достаточно надежной и эффективной, нуждается в совершенствовании и оптимизации.

Национальная безопасность - это сложное, многоаспектное и многоуровневое явление. Она имеет свои основы, структуру, механизм обеспечения, специфические особенности в каждой стране. Среди множества видов национальной безопасности особое место занимают те ее стороны и грани, которые обеспечивают защиту национальных интересов от применения или угрозы применения вооруженного насилия, крайним выражением которого в международных отношениях являются война или международный вооруженный конфликт, а внутри страны - вооруженное восстание, гражданская война, или внутригосударственный вооруженный конфликт. Все эти стороны и грани представляют военные аспекты национальной безопасности и образуют такой ее специфический вид, как военная безопасность.

Наши рекомендации