Основные этапы становления и развития представлений о национальной безопасности
ПЛАН ЛЕКЦИИ
I. Введение
II. Основная часть
Вопросы лекции:
1. Основные этапы становления и развития представлений о национальной безопасности.
2. Особенности доктрин национальной безопасности государств Американского континента.
3. Специфика доктринальных подходов к национальной безопасности в современных развитых государствах Европы и Азии.
4. Особенности становления концептуальных основ национальной безопасности России.
III. Заключение
IV. Список источников и литературы
I. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность, теоретическая и практическая значимость темы. Предлагаемая к рассмотрению тема является третьей в изучении непосредственного содержания учебного курса «Основы теории национальной безопасности» и открывает ознакомление обучаемых с основными этапами становления и развития представлений о национальной безопасности.
Предмет лекции:развитиеконцепций национальной безопасности.
Учебной цельюлекции является анализ генезиса теорий национальной безопасности.
Воспитательными целями лекции являются воспитание патриотизма, уважения к национальному достоянию, чувства законной гордости за достижения предшествующих поколений в сочетании с выработкой взвешенного научного подхода к проблемным, дискуссионным аспектам теории управления.
Задачи лекции.
1. Проанализировать основные этапы становления и развития представлений о национальной безопасности.
2. Рассмотреть особенности доктрин национальной безопасности государств Американского континента.
3. Изучить специфику доктринальных подходов к национальной безопасности в современных развитых государствах Европы и Азии.
Взаимосвязь с ранее изученным материалом и последующими темами.Данная лекция является третьей темой 1 модуля содержания учебного курса «Основы теории национальной безопасности», базируется на материалах курсов «Административная деятельность органов внутренних дел», «Административное право» и др.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основные этапы становления и развития представлений о национальной безопасности.
Наряду с обществом и государством к основным объектам безопасности государства относится личность – ее права и свободы. В связи с этим соблюдение прав человека в каждом государстве, т.е. у себя дома и во всем мире является важнейшим условием в ходе обеспечения как национальной, так международной безопасности.
Личные права и свободы человека называются личными потому, что принадлежат человеку или гражданину, так как он является индивидом, представителем человеческой общности. Однако необходимо пояснить, что личные права и права личности – совершенно различные понятия. Права личности – это меры возможного поведения, принадлежащие индивиду, который определяет себя в обществе и общество вокруг себя, может осознавать поступки и предвидеть их последствия. Личность обладает дееспособностью. Например, в России к правам личности относятся: право на жизнь; право на личное достоинство; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени и др.
Социальные катаклизмы, любые надломы в историческом развитии народов и наций, спады и подъемы в государственной и общественной жизни, равно как и процесс по обеспечению национальной безопасности не могут быть оправданием нарушений прав и свобод человека.
Следовательно, актуальность анализа диалектики взаимосвязи прав человека и процесса обеспечения национальной безопасности государства имеет особый смысл для обеспечения безопасности нашей страны – России. Происходящие в ней сложные процессы становления системы национальной безопасности в условиях новой государственности, демократизации общественной жизни, перехода к рыночным отношениям, осуществления реформы чреваты нарушением социальной и политической стабильности, появлением и эскалацией внутриполитических и других конфликтов, в том числе и вооруженных.
Мировая история учит, что конфликтогенность процессов обеспечения национальной безопасности в условиях реформирования страны напрямую зависит от того, как будут решаться проблемы защиты прав человека, станут ли они в центре внимания государства и общества. Понятно, что особое значение при этом имеет правовой статус личности, принимающей самое активное участие в процессе обеспечения безопасности страны, обеспечение ее социального положения на уровне норм международных стандартов в области прав человека.
Международным сообществом накоплен большой опыт в разработке стандартов в области прав человека и создании механизма по их соблюдению. В ходе повышения эффективности функционирования механизма обеспечения безопасности государства гарантом их обеспечения является государство в лице его органов законодательной, исполнительной и судебной властей, а также государственного управления.
В Конституции Российской Федерации (1993 г.) правовому статусу личности посвящена глава 2, озаглавленная «Права и свободы человека и гражданина». В ст. 80 закреплено, что «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина». То есть, если Президент России обнаруживает, что какой-то закон нарушает права и свободы гражданина, то он должен использовать право законодательной инициативы, чтобы устранить это нарушение. Кроме того, если Президент России узнает, что какой-то орган исполнительной власти нарушает права и свободы человека и гражданина, в том числе и в ходе процесса по обеспечению безопасности государства, то он должен принять меры по пресечению этих нарушений. Также Президент России является инициатором по обращению в Конституционный Суд.
На международном уровне защита прав человека находит выражение в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (Пактах о правах человека), Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также в документах, принятых в рамках ОБСЕ, Совета Европы и СНГ. В названных документах содержатся, например, положения о том, что государства признают право каждого человека на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности, «одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации» (ст. 7 Пакта об экономических, социальных и культурных правах), «на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (ст. 11).
В Пакте о гражданских и политических правах провозглашается право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. В то же время эта норма не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции (ст. 22).
В Пактах о правах человека предусматривается комплекс различных мер по осуществлению субъективных прав человека. Например, Пактом о гражданских и политических правах предусмотрено создание Комитета по правам человека, состоящего из восемнадцати независимых экспертов, выдвигаемых и избираемых государствами-участниками Пакта. Они работают в личном качестве. Комитет осуществляет контроль за соблюдением положений Пактов в том числе и путем рассмотрения периодических докладов, представляемых государствами-участниками Пакта (ст. 40). Каждое государство обязуется представлять такие доклады в течение первого года после вступления для них в силу Пакта о гражданских и политических правах, а после этого – по требованию Комитета. Комитет, изучив доклады, высказывает свою точку зрения и направляет ежегодные доклады Генеральной Ассамблее и Экономическому и Социальному Совету ООН (ЭКОСОС). Доклады рассматриваются на открытых заседаниях и в присутствии представителя заинтересованного государства, которому могут задавать вопросы. Комитет вправе также адресовать свои соображения непосредственно правительствам.
На защиту прав и свобод человека, осуществляющего защиту своей Родины в процессе обеспечения национальной безопасности, особенно в ходе войны, направлены нормы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов. Основными источниками международного гуманитарного права являются Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 г. Нормы международного гуманитарного права обязывают государства обеспечивать правовую защиту законных участников вооруженных конфликтов: раненых, больных, военнопленных, лиц, потерпевших кораблекрушение, т.е. обеспечивать им такой правовой статус, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал бы насилие, издевательство, глумление над личностью.
Хотя само понимание права уважения человека корнями уходит в XIX век, однако становление как принципа всеобщего уважения прав человека пошло с принятием Устава ООН.
В преамбуле Устава члены ООН утвердили «веру в основные права человека…, в равноправие мужчин и женщин».
Так в ст. 1 Устава ООН в качестве цели членов ООН говорится о сотрудничестве между ними, поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, безразличии расы, пола, языка и религии.
В то же время ст. 55 Устава ООН гласит «... ООН содействует:
повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основ свобод для всех».
При этом ст. 56 предусматривает, что «все члены ООН обязуются принимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с организацией для достижения целей, указанных в ст. 55».
Однако, несмотря на обилие международных основополагающих нормативно-правовых актов, надо, к сожалению, отметить, что в отношении обеспечения прав и свобод человека, занимающегося обеспечением безопасности своего Отечества, далеко еще не все сделано. И хуже того, закрепленные в Пактах о правах человека, законах права и свободы граждан нарушаются. Предстоит пройти огромный путь во имя того, чтобы всем были гарантированы общепризнанные права и свободы и в мирное, и в военное время.
Исходя из вышеперечисленного вполне очевидно, что настала необходимость в усовершенствовании нормативно-правовой базы действующего российского законодательства, которая позволяла бы более тщательно, надежно оберегать права человека, гражданина, общества и государства на безопасность своего развития, вводить ограничения и запреты в интересах повышения национальной безопасности Российской Федерации в XXI веке. При этом необходимо учитывать, что при обеспечении безопасности государства права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Например, ст. 12 Федерального конституционного закона 2001 г. «О чрезвычайном положении» могут быть предусмотрены следующие меры или временные ограничения: введение комендантского часа; ограничение свободы печати и других средств массовой информации; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и т.п.
При этом граждане и организации в установленном законодательством порядке вправе получать разъяснения от субъектов обеспечения безопасности по поводу ограничения прав и свобод. Игнорирование прав человека в ходе процесса обеспечения безопасности государства может серьезно усугубить и осложнить его исход, а затем и вылиться во внутриполитические конфликты.
Рассмотрим возможные ограничения прав и свобод человекапо законодательству Российской Федерации. Следует учитывать при этом, что федеральным законодательством предусмотрены как правовые нормы, непосредственно направленные на обеспечение прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения, так и нормы, содержащие «процедурные» вопросы но, которые также косвенно служат целям предотвращения нарушения прав и свобод человека в ходе обеспечения безопасности страны.
К первым относятся прежде всего нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации. Так, например, ст. 56 устанавливает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с Федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. В то же время ни при каких условиях не подлежат ограничению права и свободы человека, предусмотренные:
статьей 20 (право на жизнь с учетом положений о смертной казни);
статьей 21 (достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам);
статьей 23, ч. 1 (каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени);
статьей 24 (сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом);
статьей 28 (каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии сними);
статьей 34, ч. 1 (каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности);
статьей 40, ч. 1 (каждый имеет право на жилище, не может быть произвольно лишен жилища);
статьями 46-54 (положения о судебной защите, о праве на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон).
Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод, что Конституция Российской Федерации имеет более широкий перечень прав и свобод человека, которые не могут быть ограничены даже во время чрезвычайного положения, о чем говорится в п. 2 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.
Таким образом, подводя итог нашим рассуждениям можно с уверенностью сказать, что вопрос диалектики взаимосвязи российского и международного права и процесса обеспечения безопасности Российской Федерации в современных условиях становится все более актуальным. Еще не в полном объеме проработаны законодательные основы механизма функционирования обеспечения национальной безопасности. Кроме того, необходимо проводить работу по согласованию содержания нормативно-правовых актов в сфере обеспечения прав человека в ходе реформирования системы российской и международной безопасности.