Подготовить доклады по темам
Задание к семинару по дисциплине
«Конституционное и муниципальное право России»
(подготовительное отделение магистратуры)
ТЕМА 1. Конституционное право как отрасль национальной системы права
Вопросы к обсуждению
1. Центральное место конституционного права в системе права и его влияние на другие отрасли права.
2. Особенности предмета конституционного права.
3. Метод конституционного права.
4. Структура отрасли конституционного права. Особенности конституционно-правовых норм, институтов и подотраслей.
5. Конституционно-правовые отношения: структура и особенности. Субъекты конституционно-правовых отношений.
6. Конституционное законодательство России: понятие и структура
Практические задания
Задание 1.
В Конституции РФ найдите нормы, детально регулирующие конституционно-правовые отношения, а также нормы общего регулирования, которые затем получают свое развитие в правовых актах других отраслей права. Примером конституционной нормы, детально регулирующей общественные отношения, является часть статьи 107 Конституции РФ: «Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ». Примером конституционной нормы общего регулирования является часть 1 статьи 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».
> В каких правовых актах других отраслей права конституционно-правовые нормы могли бы получить свою конкретизацию?
Задание 2.
В Конституции РФ найдите конституционно-правовые отношения, которые в процессе развития испытывают влияние политического фактора. Такое влияние проявляется в том, что субъекты конкретных конституционно-правовых отношений, следуя правовой модели поведения, осуществляют полномочия, хотя и в рамках Конституции РФ, но с использованием дополнительных рычагов давления на своих контрагентов с целью получить преимущества в системе органов, занять доминирующее положение, завоевать власть. Примером конституционно-правового отношения, на развитие которого может оказывать влияние политический фактор, является механизм назначения Президентом РФ Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы (статья 111 Конституции РФ).
> Как влияние политического фактора может отразиться на взаимоотношениях органов государственной власти?
> Каким образом следовало бы сглаживать негативные последствия влияния политического фактора на некоторые конституционно-правовые отношения? Возможно ли полностью исключить такое влияние?
Задание 3.
Постановлением Государственной Думы было установлено, что обычаю голосовать за отсутствующих на заседании депутатов их коллегами ввиду его широкого применения должен быть придан общеобязательный характер. Конституционный Суд Российской Федерации, ссылаясь на правовую позицию, выраженную в п.13 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20 июля 1999 года №12-П, признал Постановление не соответствующим Конституции РФ, однако депутаты, утверждая, что обычай также является источником конституционного права, продолжали голосовать за своих коллег.
Могут ли выступать в качестве источников конституционного права правовой обычай, решения Конституционного Суда РФ и акты палат федерального парламента и каковы их особенности?
Задание 4.
В 1995 году предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ стала норма Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, устанавливавшая смешанную несвязанную мажоритарно-пропорциональную избирательную систему. Одна из сторон утверждала, что Конституция РФ прямо не закрепляет тип избирательной системы, следовательно, нормы, регулирующие конкретные правоотношения, в Конституции отсутствуют, и предмета для рассмотрения Конституционного Суда РФ нет и не может быть. Другая возражала, что Конституционный Суд РФ вправе проверять закон на соответствие норме, не регулирующей конкретное правоотношение, норме-принципу, определяя её правовое содержание. Большинство конституционных норм носит абстрактный характер, характер норм-принципов, и именно поэтому для их толкования создан специальный орган – орган конституционной юстиции.
В чем особенности метода конституционного регулирования? Чем отличаются нормы конституционного права от норм других отраслей? Позиция какой стороны вам представляется более правильной и почему?
Задание 5.
Проанализируйте проект Конституции России, подготовленный кафедрой конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ. Объясните логику авторов данного проекта. В чем заключается их отличие от действующей Конституции РФ?
Статья 1
1. Все люди равны в своем человеческом достоинстве, и никто не вправе отнять и умалить его.
2. Человеческое достоинство есть высшая ценность российского общества. Обеспечение, охрана и защита человеческого достоинства – главная задача российского государства.
Статья 2
Политика государства строится на принципе «Меньший имеет преимущество» и направлена на выравнивание возможностей в целях обеспечения каждому гражданину России права на охрану его человеческого достоинства, включая достойное существование.
Статья 26
Никто не может быть лишен жизни за исключением случаев абсолютно необходимого применения силы для защиты человека от противоправного насилия либо для подавления, в соответствии с законом, вооруженного мятежа.
Статья 34
1. Каждому гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
2. Запрещается открыто исповедовать и распространять религиозные воззрения, основанные на поклонении злу и безнравственности в их общепринятом понимании.
Статья 65
1. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются проявлением народного суверенитета и гражданской ответственности.
2. Не имеет права голосовать на выборах гражданин России, который на день назначения выборов:
1) не достиг 18 лет;
2) не зарегистрирован в качестве избирателя;
3) признан судом недееспособным;
4) не имеет среднего (полного) общего образования;
5) не имеет постоянного места жительства;
6) владеет имуществом на сумму, превышающую 30 миллионов рублей;
7) является гражданским, военным или полицейским государственным служащим либо муниципальным служащим;
8) занимает государственную или муниципальную должность, за исключением должности парламентария и члена представительного органа местного самоуправления;
9) проходит военную службу по призыву или по контракту;
10) в отношении которого применяется уголовное наказание, назначенное по приговору суда, за исключением штрафа.
3. Не имеет права быть избранным гражданин России, который на день назначения выборов не достиг возраста, установленного для избрания в соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления, а также если на день назначения выборов не истек один год со дня устранения или окончания действия установленных настоящей статьей препятствий для осуществления права избирать.
Подготовить доклады по темам
- Влияние политики на Конституцию и Конституции на политику.
2. Место конституционного права в системе отраслей российского права.
3. Виды конституционно-правовых норм.
4. Конституционно-правовые методы регулирования общественных отношений.