Критерии оценки за доклады к темам 7,9

За подготовку эссе студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста      
Обоснованность выбора источников - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные
Степень раскрытия сущности вопроса - соответствие плана теме - соответствие содержания теме - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме  
Соблюдение требований к оформлению - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению эссе  

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов Оценка
76–100 Отлично
51–75 Хорошо
31–50 Удовлетворительно
0–30 Неудовлетворительно

Критерии оценивания тестов по теме 1,2,5,7

Количество правильных ответов % Оценка
90-100 Отлично
70-90 Хорошо
45-70 Удовлетворительно
Менее 45 Неудовлетворительно

4.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации

4.3.1. Перечень компетенций с указанием этапа их формирования в процессе освоения образовательной программы. Показатели и критерии оценивания компетенций с учетом этапа их формирования

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
УК ОС-1. способность применять критический анализ и системный подход для решения профессиональных задач УК ОС-1.1 способность к абстрактному мышлению
ПК-1 способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями. ПК-1.1 способность управлять проектами и сетями

Типовые оценочные средства

Вопросы для подготовки к зачету

1. Сущность решения, его место в управленческом цикле и в системе функций управления.

2. Сущность и основные подходы к классификации управленческих решений, научно-познавательное значение классификации.

3. Основные принципы и технологии разработки управленческого решения.

4. Основные требования к учету, контролю и документационному оформлению решений.

5. Сущность, основные критерии и факторы качества управленческого решения.

6. Стандартизация как фактор качества управленческих решений; сущность и перспективы применения систем ISO 9000 и TQM при разработке управленческих решений

7. Сущность и основные компоненты внешней среды организации их влияние на разработку управленческих решений.

8. Сущность и основные компоненты внутренней среды организации особенности их учета при разработке и принятии управленческих решений.

9. Матрица БКГ как метод анализа среды и разработки решений.

10. Матрица GE Мак - Кинзи методика ее построения и использования при разработке решений.

11. Матрица Shell/DPM как метод анализа состояния организации и ее внешней среды.

12. Сущность SWOT-анализа и его использование при разработке решений.

13. Сущность ПЭСТ–анализа и его использование при разработке решений.

14. Сущность карты критических соотношений и ее использование для определения основных экономических характеристик производственного решения.

15. Особенности конфигурации карты критических соотношений в условиях предельной загрузки производственных мощностей и насыщения рынка.

16. Сущность понятий «эффект производственного рычага» и «запас финансовой прочности»; их использование при разработке и принятии управленческих решений.

17. Сущность понятия «эффект финансового рычага» учет эффекта финансового рычага при разработке финансовых и производственных решений.

18. Исследование единичных денежных потоков и аннуитетов как инструмент разработки инвестиционных решений.

19. Показатели доходности инвестиций учитываемые при разработке и принятии инновационных решений

20. Целевой аспект управленческого решения; сущность, свойства и классификация целей.

21. Методы формирования и упорядочения целей управления.

22. Использование «дерева решений» при исследовании альтернативных направлений развития организации.

23. Методика обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов решений по признаку времени.

24. Методика обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов решений по признаку качества.

25. Методика обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов решений по признаку инфляции

26. Методика обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов решений по признаку освоенности в производстве.

27. Многокритериальность как условие принятия качественного решения, методы обобщения критериев при оценке альтернативных вариантов решений.

28. Матрица результатов и матрица решений, как методы сопоставления и принятия многофакторных решений.

29. Информационный подход к разработке управленческих решений; особенности управленческих решений принимаемых при различных уровнях информационной обеспеченности (достоверности, частичной и полной неопределенности).

30. Сущность и классификация рисков, методы измерения уровня риска используемые при разработке решений.

31. Сущность и основные методы управления рисками.

32. Эффективность управленческого решения; основные формы эффективности решений.

33. Проблема количественной оценки эффективности решений; методы измерения их абсолютной эффективности

34. Сущность сравнительной эффективности управленческих решений и методы ее определения.

35. Сущность и классификация моделей, используемых при разработке управленческих решений.

36. Использование балансовых моделей при разработке управленческих решений.

37. Линейное программирование и области его применения при выборе оптимальных решений.

38. Сущность и область применения динамического программирования при разработке альтернативных вариантов управленческого решения.

39. Использование методов экстраполяции при разработке управленческих решений.

40. Использование методов корреляции при разработке управленческих решений.

41. Сущность и область применения теории игр для выбора рациональных решений.

42. Ожидаемая стоимость работника как фактор объективности кадровых решений.

43. Использование матрицы ожидаемой стоимости работника при разработке решений в области карьерного развития и оплаты труда работников.

44. Психологическая теория принятия решений.

45. Специфические факторы групповой разработки управленческих решений.

46. Особенности и основные виды экспертных методов используемых при разработке управленческих решений.

Шкала оценивания

За ответ при сдаче экзамена студенту начисляются баллы в соответствии с приведенной ниже шкалой.

№ п/п Уровень ответа на зачете Начисляемые баллы
1. Отлично (полный ответ на вопрос из списка) 40 баллов
2. Хорошо (ответ, достаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) 30 баллов
3. Удовлетворительно (ответ, недостаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) 20 баллов
4. Неудовлетворительно (неправильный ответ) 0 баллов

Оценка, получаемая студентом при сдаче зачета, является кумулятивной (для очной формы обучения) и учитывает не только уровень ответа студента на зачете, но и баллы, заработанные им в течение семестра: к баллам, полученным студентом за работу в семестре (до 60-ти баллов), прибавляются баллы за ответ на зачете, и полученные баллы переводятся в итоговые оценки в соответствии с нижеприведенной шкалой.

Шкала формирования итоговой оценки для студентов очной формы обучения

№ п/п Общая сумма баллов Итоговая оценка
Форма итогового контроля – зачет
1. От 85 до100 баллов Отлично
2. От 70 до 84 баллов Хорошо
3. От 55 до 69 баллов Удовлетворительно
4. От 0 до 54 баллов Неудовлетворительно

4.4.Методические материалы

Зачет проводится в устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).

Устные зачеты могут проводиться в различных формах: в одном случае можно задать вопрос студенту и дать ему время на подготовку ответа, в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Экзамены принимаются преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.

Результаты сдачи зачета оцениваются отметкой «зачтено», «незачтено».

5.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины по каждому блоку студентам предлагается:

1. в рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях-дискуссиях;

2. в рамках практических занятий – решать тестовые задания, практические задания по пройденным темам;

3. в рамках самостоятельной работы – решать задачи по пройденным разделам; подготовить решение задач по новой теме;

4. итоговый контроль осуществляется в форме зачета.

Требования к выполнению самостоятельной работы.

1. Своевременность сдачи работы и аккуратность оформления
2. Знание теории по теме
3. Правильность выбора алгоритма решения поставленной задачи
4. Правильность применения выбранного алгоритма решения
5. Способность делать выводы

Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.

Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к практическим занятиям, задач.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.

Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация материала.

На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые представляют определенные затруднения при самостоятельном изучении студентами дисциплины.

Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свои знания предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, приобретает навыки устного выступления и культуры дискуссии.

Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа

Тема 1. Сущность и классификация управленческих решений.

1. Сущность и природа управленческого решения.

2. Место решения в системе функций управления современной организацией.

3. Требования, предъявляемые к управленческому решению.

Задачи, и принципы классификации и типизации управленческих решений.

Тема 2. Анализ внутренней и внешней среды организации как факторов качества управленческихрешений

  1. Сущность и критерии качества управленческих решений.
  2. Факторы качества управленческих решений.
  3. Основные компоненты внешней среды организации, их влияние на разработку управленческих решений.

Методы анализа состояния организации и ее внешней среды

Тема 3. Организация и мотивация разработки и выполнения управленческих решений

1. Системный анализ - фундаментальный метод исследования и разработки решений.

2. Основные этапы и технологии разработки управленческого решения.

3. Особенности ответственности и мотивации управленческого персонала при разработке и выполнении решений.

4. Основные требования к учету, контролю и документационному оформлению решений.

Тема 4. Целевой и сравнительный подход к разработке и принятию управленческого решения.

1. Сущность целевого подхода к управлению; основные свойства и классификация целей. Методы анализа и упорядочения целей управления.

2. Многокритериальность как фактор обеспечения альтернативности при разработке управленческих решений.

3. Методика обеспечения сопоставимости альтернативных управленческих решений.

4. Методы анализа и упорядочения целей управления.

Тема 5. Формализованные методы разработки управленческих решений

1. Сущность, свойства и классификация моделей используемых при разработке управленческих решений.

2. Методы построения и использования при разработке управленческих решений балансовых, графических нормативных и матричных моделей.

3. Особенности применения экстраполяции и корреляции на прогностическом этапе разработки управленческих решений.

4. Использование при разработке решений методов линейного и динамического программирования, теории игр и массового обслуживания

Тема 6. Использование неформализованных методов разработки управленческих решений.

1. Сущность, классификация и факторы риска.

2. Методы исследования и управления рисками.

3. Экспертный подход к разработке управленческих решений, методы формирования и организации экспертных групп.

4. Эвристические методы разработки управленческих решений

Тема 7. Методы разработки эффективных производственно-экономических решений

1. Сущность проблемы и основные подходы к исследованию эффективности управленческих решений.

2. Основные показатели абсолютной, относительной и частной (по отдельным компонентам производственного цикла) эффективности управленческих решений.

3. Использование матрицы критических соотношений для определения основных экономических характеристик производственных решений.

4. Сущность понятий «эффект производственного рычага» и «запас финансовой прочности»; их использование при разработке и принятии управленческих решений.

Тема 8. Персонал организации в системе факторов разработки управленческих решений.

1. Роль персонала организации как компонент внутренней среды разработки решений;

2. Особенности моделирования профессионально-личностных качеств работников осуществляемые исходя из задач разработки решений.

3. Расчет ожидаемой стоимости работников при разработке управленческих решений

4. Принципы построения матрицы ожидаемой стоимости работника

Тема 9. Финансово-экономическое обоснование инновационных решений

1. Сущность и классификация инноваций и инвестиций.

2. Показатели доходности инвестиций как индикаторы эффективности инновационных решений.

3. Исследование единичных денежных потоков и аннуитетов как инструмент разработки инвестиционных решений.

Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям

Тема 1.Сущность и классификация управленческих решений.

4. Сущность и природа управленческого решения.

5. Место решения в системе функций управления современной организацией.

6. Требования, предъявляемые к управленческому решению.

Задачи, и принципы классификации и типизации управленческих решений.

Тема 2. Анализ внутренней и внешней среды организации как факторов качества управленческихрешений

  1. Сущность и критерии качества управленческих решений.
  2. Факторы качества управленческих решений.
  3. Основные компоненты внешней среды организации, их влияние на разработку управленческих решений.

Методы анализа состояния организации и ее внешней среды

Тема 3. Организация и мотивация разработки и выполнения управленческих решений

5. Системный анализ - фундаментальный метод исследования и разработки решений.

6. Основные этапы и технологии разработки управленческого решения.

7. Особенности ответственности и мотивации управленческого персонала при разработке и выполнении решений.

8. Основные требования к учету, контролю и документационному оформлению решений.

Тема 4. Целевой и сравнительный подход к разработке и принятию управленческого решения.

5. Сущность целевого подхода к управлению; основные свойства и классификация целей. Методы анализа и упорядочения целей управления.

6. Многокритериальность как фактор обеспечения альтернативности при разработке управленческих решений.

7. Методика обеспечения сопоставимости альтернативных управленческих решений.

8. Методы анализа и упорядочения целей управления.

Тема 5. Формализованные методы разработки управленческих решений

5. Сущность, свойства и классификация моделей используемых при разработке управленческих решений.

6. Методы построения и использования при разработке управленческих решений балансовых, графических нормативных и матричных моделей.

7. Особенности применения экстраполяции и корреляции на прогностическом этапе разработки управленческих решений.

8. Использование при разработке решений методов линейного и динамического программирования, теории игр и массового обслуживания

Тема 6. Использование неформализованных методов разработки управленческих решений.

5. Сущность, классификация и факторы риска.

6. Методы исследования и управления рисками.

7. Экспертный подход к разработке управленческих решений, методы формирования и организации экспертных групп.

8. Эвристические методы разработки управленческих решений

Тема 7. Методы разработки эффективных производственно-экономических решений

5. Сущность проблемы и основные подходы к исследованию эффективности управленческих решений.

6. Основные показатели абсолютной, относительной и частной (по отдельным компонентам производственного цикла) эффективности управленческих решений.

7. Использование матрицы критических соотношений для определения основных экономических характеристик производственных решений.

8. Сущность понятий «эффект производственного рычага» и «запас финансовой прочности»; их использование при разработке и принятии управленческих решений.

Тема 8. Персонал организации в системе факторов разработки управленческих решений.

1. Роль персонала организации как компонент внутренней среды разработки решений;

2. Особенности моделирования профессионально-личностных качеств работников осуществляемые исходя из задач разработки решений.

3. Расчет ожидаемой стоимости работников при разработке управленческих решений

4. Принципы построения матрицы ожидаемой стоимости работника

Наши рекомендации