Композиция периодического издания
Художественно-техническое оформление
Периодического издания
Это система размещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из ее страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного – черно и дополнительного цветов. Оформление – это своего рода политика, тонкий инструмент комментария.
Технический процесс монтажа печатной формы, размещение конкретных материалов в номере называется версткой. Это один из основных процессов полиграфического производства, в ходе которого печатное произведение приобретает окончательный вид. От качества ее выполнения прямо зависит качество журнала или газеты. Это один из наиболее сложных процессов, обеспечивающий при соблюдении обязательных технических правил стилевое и техническое единство оформления и художественную целостность издания, соответствие каждой полосы как ее содержанию, так и общему принципу оформления издания.
В последнее десятилетие верстают на компьютере. Используются эскизные макеты, представляющие скорее описание полос, нежели хорошо просчитанный чертеж. Полоса формируется не из вещественных носителей изображения (металл или пленка), на любом этапе вносятся поправки. Можно автоматизировать большую часть работы по реализации макета с помощью эталонных страниц, библиотек и шаблонов – «пустых» экземпляров издания, содержащих все, что включается в каждый его выпуск. Шаблон может содержать: количество страниц, стили (текст, заголовки, колонтитулы), эталонные страницы с повторяющимися элементами и параметрами колонок и пробелов, указатель содержания (для журналов еженедельников), выходные данные. Сначала верстаются оперативные, а затем неоперативные (новости) полосы. Верстка завершается выводом полос. После этого в зависимости от технической оснащенности редакции полосы в виде электронной версии либо выведенные на пленку или на бумагу передаются в типографию для изготовления печатной формы и тиражирования издания. Для цветных изданий предусмотрен процесс цветоделения.
Однако процесс верстки немыслим без знания принципов оформления периодического издания. Задачи дизайна – способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов, облегчить их восприятие, руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена общества, какой-либо социальной группы). А это немыслимо без знания основ и законов композиции.
Композиция периодического издания
Оформлению периодических изданий свойственна композиция, которая объединяет по законам гармонии текстовые колонки, иллюстрации, заголовки и др. графические элементы на плоскости каждой страницы, в пространстве всего номера издания и вместе с тем создает необходимый порядок восприятия содержащейся в этом номере информации. Композиция – это построение номера и каждой его страницы. Под типом композиции подразумевают характерные для данного издания роль и значение каждой из полос, а также постоянство размещения в номере основных разделов и рубрик. Устойчивая композиция номера – один из основных компонентов долговременной модели газеты. Композиция – это всегда выражение некоторой идеи, а не простое механическое размещение сообщений на газетной полосе, это всегда поиск их взаимосвязи, их отношений (равнозначности, подчиненности и т.п.), помогающих читателю разобраться в предлагаемом материале, воспринять образ периодического издания.
Эстетические законы композиции опираются на объективные закономерности строения природных объектов – ритм, контраст, симметрию и асимметрию, пропорции и т.п.
Создавая композицию газетного или журнального номера, дизайнер руководствуется закономерностями построения худоджественной формы, учитывает психологию читательского восприятия, стремится к тому, чтобы композиция была гармоничной, эстетически безупречной и отвечала функциональному назначению издания.
Специфика композиции периодических изданий раскрывается в ее свойствах, средствах и приемах.
Свойства композиции
Графическая композиция в периодическом издании должна обладать следующими свойствами: целостностью, стилевым единством всех элементов, постоянством и универсальностью элементов, средств и приемов композиции.
Целостность композиции. Внутреннее единство, целостность композиции возникает в результате соподчинения ее частей. Целостная композиция отличается организованностью, гармоничностью и образностью.
Организованность – это упорядоченность расположения частей композитции, которая помогает читателю легко определить главное и втростепенное, понять логику соединения и противопоставления частей. НП: группируя несколько писем в подборку, дизайнер использует для этого специальные средства (рубрику, единый шрифт для заголовка и текста и т.п.), которые указывают на общность частей подборки и отделяют ее от других материалов полосы.
Гармоничность – ключевое эстетическое свойство композиции. Согласованность, слаженность частей возникает в результате взаимодействия ритма, пропорций и масштаба, тона и цвета, контраста и нюанса, симметрии и асимметрии.
Целостная, хорошо продуманная в функциональном и эстетическом отношениях композиция периодического издания обладает образностью, т.е. способностью формы эмоционально передать функциональное предназначение издания, информировать еще до прочтения полосы на эмоциональном, чувственном уровне о его назначении, адресованности определенной аудитории, о характера публикуемых материалов и т.д.
Стилевое единство всех элементов. Арсенал дизайнерских средств весьма разнообразен, отсюда – задача их отбора (шрифтов, линеек, пробелов, отбивок и т.д.).
Выбор каждого оформительского средства зависит от того, насколько оно отвечает замыслу композиции, функциональным и эстетическим требованиям и характеру издания. Элементы композиции воспринимаются во взаимодействии между собой, но общее правило, без которого композиция теряет свою целостность – единство всех средств, выбор элементов, не противоречащих лруг другу, сочетающихся с общей картиной.
В совокупности всех элементов оформления, не противоречащих друг другу, сочетающихся между собой, образуется их стилевое единство, без которого композиций не м.б. целостной.
Постоянство и универсальность элементов композиции. Несмотря на то, что каждый номер не похож на другой, все равно их объединяет нечто общее. Общность композиций номеров достигается благодаря единству стиля оформления. Одни и те же элементы используются в аналогичных ситуациях – при оформлении постоянных и временных разделов, материалов, публикующихся с продолжением и т.д. Единство стиля оформления поддерживается и применением постоянных способов верстки и ряда других средств и приемов композиции. Это имеет не только эстетическое , нои функциональное значение: помогает читателю ориентироваться в номере.
Постоянство композиционных примеов и средств способствует сохранению индивидуального оформительского стиля – одного из важнейших компонентов «лица» издания.
«Лицо газеты» - идейно-политическая платформа, политическая (социальная) принадлежность и внешнее выражение ее политической природы, это ее тип, обусловленный специфической тематикой, определенным кругом читателей и сферой действия.
Еще более различимы эти связи на уровне типа газеты, потому что, кроме идейно-политического фактора, здесь вступают в силу факторы тематической специфики, читательской среды.
Лицо газеты определяется радом объективных и субъективных причин. Объективные – это содержание, соответствующее определенному типу издания. Субъективные – опыт и вкус журналистов и полиграфистов, уровень подготовки сотрудников редакции, их профессионально мастерство. Т.о., Лицо газеты – это комплекс, состоящий из следующий компонентов:
1. направление и характер материалов (содержание, жанры),
2. особенности языка и стиля,
3. формы подачи материалов, характерные только для этой газеты (рубрики, отделы и разделы,
4. внешний вид, особенности графической формы, обусловленные версткой и техническим оформлением ее материалов (размещение материалов в номере, постоянные места отделов и рубрик газет, приемы оформления, текстовые и титульные шрифты, иллюстрации).
Лицо газеты складывается из двух сторон – из элементов, общих для всех газет, и из специфики, особенностей, отличающий его от всех остальных газет. Лицо газеты может совершенствоваться и улучшаться, но основы его, при сохранении того же характера газеты, следует сохранять неизменным.
Другое существенное свойство большинства элементов и средств композиции – их универсальность, приспособленность к самым различным ситуациям, возникающим при построении номеров, учет взаимодействия постоянных элементов и средств композиции в тех или иных сочетаниях, чтобы они не противоречили друг другу, не мешали, не «конфликтовали» при переверстке номера.
Средства композиции
Гармония, т.е. соразмерность, слаженность всех частей композиции, возникает благодаря использованию ряда средств – пропорции, равновесия, контраста, симметрии, ритма и др.
Пропорции.
С древних времен было замечено, что произвольное соотношение величин элементов какого-то объекта (здания, памятника и т.д.) вызывает чувство неудовлетворенности, тяготит своим несовершенством. И наоборот, когда все части произведения соизмеримы как между собой, так и в целом с произведнием, оно выглядит гармонически завершенным, слаженным.
На протяжении всей истории человечества велись поиски идеальных пропорций. Одним из последних примеров поиска идеальной системы пропорций является Модулор (разработанный архитектором Ле Корбюзье) – совокупность пропорциональный величин, в основе которой лежат пропорции человеческого тела, а также принципы золотого сечения и ряда Фибоначчи.
Принцип золотого сечения (термин Л. да Винчи) заключается в математически точной соизмеримости частей и целого. Если поделить отрезок АС (целое) на 2 неравные части – АВ и ВС – в пропорции золотого сечения, то соотношение частей и целого будет выражаться следующим образом: АВ/ВС = АС/АВ.
А____________________________В_______________С
Замечено, что деление по принципу золотого сечения производит впечатление гармоничности и равновесия более сильное, чем всякое другое сечение.
Ряд Фибоначчи (итал. мат.) представляет собой череду чисел 2,3,5,8,13,21,34,55 т т.д., каждое из которых является суммой двух предыдущих, а отношение из смежных чисел (5:8, 8:13) постепенно приближается к отношению золотого сечения.
Пропорциональность пронизывает все, что мы видим на газетной или журнальной странице и не допускает нечетких, расплывчатых соотношений. Пропорции в газете начинаются с пропорций ее формата. (см. про формат). Если формат газеты с его пропорциями - заданная величина, то внутри газетной страницы можно творить свои пропорции. Но оформители приводят построения на полосе в соответствие с ее форматом, где исходной частью является ширина полосы. Материалы имеют формы прямоугольников, соотношение сторон приближается к пропорциям 3:5, 5:8, 8:13. Это пропорции «золотого сечения» да Винчи (вся линия относится к большему отрезку, как больший к меньшему). Чтобы найти величину большего отрезка, величина меньшего умножается на 1,6. При рассматривании вертикали глаз испытывает большее напряжение, чем рассматривая горизонталь. Чаще пользуются отношениями, выраженными целыми числами «золотого ряда», каждый член получается из суммы предшествующих: 2,3,5,8, 13,21, 34...
Масштаб.
Масштаб как средство композиции представляет собой соотношение размерных характеристик элементов и целого. Здесь тоже важна гармония.
Заголовок – тем больше, чем больше материал. Недопустима диспропорция между размерами заголовка и подзаголовка, рубрики и основного заголовка, основных заголовков и «шапки», «шапки» и заглавия газеты.
Формат полосы – чем меньше ее размеры, тем меньше кегли заголовочных шрифтов.
Важность материала – допускается укрупнение кегля заголовочного шрифта и повышение его насыщенности, увеличение текстового шрифта и формата строки.
Иллюстрации. Масштаб зависит от их идейно-художественной значимости и от формата полосы.
Элементы оформления, играющие декоративную роль – линейки, украшения, пробелы и т.п. – выдерживаются в определенных размерах, они не должны отвлекать внимания от основных частей композиции.
Удобочитаемость тоже определяет размер элементов. Крупный текстовый шрифт требует более длинной строки, нежели мелкий.
Итак, Гармоничные пропорции необходимо соблюдать в графическом формировании целого и частей целого. Членение подборок на такие части, каждая из которых строится в масштабах, соразмерных подборке, разбивка крупных материалов подзаголовками. Подвал не должен быть больше и меньше 1/3 полосы (нарушается - искажая пропорцию «золотого сечения», восстанавливают ее необычным расположением заголовка, «утопленные» заголовки - в молодежных газетах, но их надо размещать не по геометрическому центру, а по оптическому). Все это относится к иллюстрациям и графическим элементам.
Симметрия и асимметрия. Симметрическое построение полосы или разворота м.б. двух типов: статичное и динамичное, что зависит от вида используемой симметрии – плоскостной или осевой.
Плоскостная симметрия – зеркальное подобие двух частей плоскости, разделенной линией пополам (1). Устойчивость, неподвижность. Осевая симметрия (2) создает впечатление динамики, подвижности, вращения («вертушка», «мельница»).
Симметрические композиции в оформлении периодики встречается редко, т.к. материалы отличаются друг от друга своими размерами и их приходится либо сокращать, либо растягивать, чтобы вставить в сим. конструкцию. Дизайнеры прибегают к сим. композициям в особых случаях – в целевых полосах или разворотах, поскольку организующее начало симметрии сразу бросается в глаза и подчеркивает взаимосвязанность, единство публикаций. С этой же цель. сим. построение м.б. использовано в одной из частей асимм. в целом композиции, нп., в целевой подборке.
Гармония в асимметрии достигается в результате взаимодействия различных композиционных средств – равновесия, контраста, ритма, пропрций и т.п. Суть асим. построения – в равновесии неравных частей – разнообъемных масс текста, неодинаковых по насыщенности и размерам иллюстрация, заголовков, линеек. Асим. – пропорционированное, не допускающее промежуточных, случайных соотношений неравенство отрезков и плоскостей.
Асим. композиция в большинстве случаев кажется подвижной, динамичной формой, более приспособленной к передаче материалов контрастных, не связанных друг с другом своим содержанием. В асим. композиции отсутствуют подобия, поэтому в ней легче отделить главное от второстепенного, больше возможностей для дизайнерской фантазии.
Соответсвенно верстка: симметричная, асимметричная.
Контраст и нюанс.
Контрасты – своеобразные конфликтные ситуации в сюжете композиции, к которым прежде всего приковывается внимание читателя. Контранст – первейшее средство функциональности оформления: акцентируя, выделяя одни элементы на фоне других, дизайнеры тем самых предопределяют движение глаз читателя от более сильных акцентов к менее сильным, от более важных материалов к менее важным, т.е. раскрывают содержание полосы или разворота в необходимой последовательности. В эстетическом отношении контрасты придают композиции выразительность, и разнообразие. Контрасты основаны на резком несходстве (в отличие от сим. и асим.).
Контрасты: размерные (большое/малое, низкое,высокое, узкое/широкое): крупный заголовок – мелкий шрифт, вытянутый по вертикали материал – вытянутый по горизонтали,
тоновые: светлое/темное (жирный заголовок на фоне светлого текстового набора и пробелов)
цветовые.
конфигурация форм (прямоугольные и ломаные, округлые, диагональные очертания)
между текстовыми и изобразительными материалами.
Но: выделить все – значит ничего не выделить.
Дополнением к контрасту служит нюанс – тонкое, незначительное различие. Используются тонкие, светлые по насыщенности линейки, светлые по тону подложки, закругленные углы в рамках, мелкие украшения и т.п.
Метр и ритм.
Организующее начало вносят в композицию метрические и ритмические повторы элементов. Метр – простой повтор аналогичных элементов (одна за другой страницы, строки текстового набора, стандартные колонки).
Живость, динамику придает композиции ритм. Ритм. чередования более сложны, они дополняют метрические повторы и на них же основываются. Именно в метре проявляются ритм. повторы. Ритм – закономерное изменение характеристик элементов: в определенном порядке могут возрастать их размеры или объемы, усиливаться тоновая или цветовая насыщенность, изменяться интервалы между ними и т.п.
Ритм связан с такими средствами композиции, как пропорции, симметрия и контраст.
Тональность
В ахроматической печати каждый элемент оформления окрашен в один из оттенков черно-белой гаммы – от самого светлого, белого, до насыщенного черного. В процессе сочетания элментов, имеющих разную степень светлоты, композиция полосы приобретает вполне определенную тоновую насыщенность. Тональность складывается из совокупности контрастных и нюансных отношений в светосиле всех элементов.
Д. Георгиев выделяет пять степеней тональности применительно к газете:
серую: характерны светлые малоконтрастные шрифты и линейки, скупые пробелы по горизонтали и по вертикали. Обычно на такой странице печатается мало иллюстраций, межколонные пространства узки и заполнены светлыми линейками. Отсутствие заметных контрастов придает внешнему виду полосу подчеркнутую сухость, невыразительность.
просветленную – достигается использованием значительных пробелов, светлых текстовых и заголовочных шрифтов, отсутствием или очень умеренным употреблением насыщенных по тону иллюстраций, линеек, отбивок и т.п. Создает ощущение оегкости, изящества (в основе – нюанс).
насыщенную – применяются контрастные по отношению к белому фону страницы шрифты и иллюстрации, жирные линейки и украшения при умеренных или незначительных пробелах. Тяжеловесная, мрачная композиция.
контрастную создается благодаря сочетанию на полосе «воздуха» и «пятен», т.е. заметных пробелов, светлях и жирных шрифтов, линеек и иллюстраций. Разнообразие, живость и выразительность.
крикливую (пеструю) получается в результате столкновения на полосе множества разноокрашенных элементов. Разноголосица, хаос. Восприятие затруднено из-за обилия акцентов, между собой не согласованных.
Из тональности полос и разворотов складывается тональность композиции всего номера, всего издания, поскольку одни и те же сочетания разных по насыщенности элементов используются обычно в большинстве страниц и номеров издания. Благодаря чему определяются инд. черты композиции, выявляется характер издания иже на уровне оформления.
Цвет. Сильнейшее средство выделения, функциональной акцентировки материалов. Цветные пятна приковывают внимание, поэтому использование цвета требует осмотрительного, продуманного подхода к его использованию.
Равновесие.
Внешний вид газетной и журнальной полосы контрастен. Если текст – это фон, то заголовки, иллюстрации, выворотные рубрики, жирные линейки и т.п. – акцентированные элементы, размещение которых не может быть произвольным, оно подчиняется законам композиционного равновесия и функциональной задаче ориентации читателя в материалах полосы.
Всякое тональное или цветовое «пятно» обладает своей силой, которая зависит от размеров и насыщенности этого пятна. Размещаются акценты на плоскости полосы с таким расчетом, чтобы они уравновешивали друг друга. Наиболее употребительные схемы размещения пятен – диагональ, треугольник, ромб (по контурам этих схем движется глаз читателя).
Иногда дизайнеры сознательно отступают от принципа равновесия, намеренно перетягивая взгляд читателя в сторону какого-то сильно пятна, если оно выделяет доминирующий материал
Равновесия может быть симметричным и асимметричным. Сим. – расстановка элементов, при которой массы одинакового «веса» располагаются на равных расстояниях от оптического центра. Композиция производит впечатление основательности, спокойствия. Более динамичный и выразительный характер придает композиции апсим. равновесие, по правилам которого тяжелая масса д.б. расположена ближе к центру, а противостоящая ей более легкая отодвинута дальше.
Особенно нелегко создать уравновешенную композицию полосы, состоящей из иллюстраций разного формата и разной тоновой насыщенности. Дизайнеры избегают столкновения двух доминирующих по размерам иллюстраций (вызывает колебание в выборе главного объекта). Лучше разводить их в разные стороны композиции (нп., в верхний и в правый нижний углы, тогда колебания отпадут).
Если в композиции есть цветные элементы, они должны быть уравновешены не только в массе всех элементов, но и между собой. Распространенная ошибка – формальное равновесие, когда цветом вынуждены выделять второстепенные, иногда даже служебные детали, что наносит ущерб функциональности оформления.
Верстка текста и иллюстраций
Правила верстки: 1) полоса не должна начинаться неполной концевой строкой абзаца, 2) полоса не должна заканчиваться неполной начальной строкой абзаца, 3) нельзя делать переносы с нечетной полосы на четную, 4) нельзя заканчивать полосу заголовком! +++ Не должно быть коридоров, абзацные отступы должны быть одинаковыми, на странице должно быть 30-40 строк.
Классификация верстки. Путаница!
1) по конфигурации материалов: прямая (каждый материал – прямоугольник, колонки одинаковы по высоте, скучно), ломаная (преобладают материалы ступенчатой формы, колонки разновелики по высоте, трудно, но динамизм), смешанная.
Прямая верстка спокойнее и проще ломаной и смешанной в восприятии читателями. Большинство русских газет строится по методу прямой верстки. Сдержанный характер.
2) по соотношению высоты и ширины материала: горизонтальная, вертикальная, горизонтальная с вертикальными пересечениями, вертикальная с горизонтальными пересечениями (в последних двух случаях можно говорить о перпендикулярной верстке, так как преимущество горизонталей или вертикалей не всегда поддается учету).
3) по расположению материалов относительно центра полосы (вертикальной или горизонтальной линии, делящей полосу на 2 равные части), верстка бывает симметричной иасимметричной. Симметричная верстка, если она не формальна, графически уравновешивая противоположные части полосы, уравнивает и их содержательную значимость. Асимметрия, благодаря своему динамизму, ярко подчеркивает главное на полосе.
4) по ширине колонок материала: постоянная (одинаковое количество колонок одного размера) и переменная.
Виды верстки иллюстраций.
1) открытая (текст отдельно, фото отдельно), 2) закрытая – текст с 3 сторон, 3) глухая – со всех сторон, но это неудобно, 4) вразрез (текст, потом фото, потом опять текст – то есть фото делит тест на части), 5) в оборку – фотка в углу – с 2 сторон огибает текст.
Попов и Гуревич: постоянная по вертикали и горизонтали, постоянная по вертикали и переменная по горизонтали, переменная по вертикали и постоянная по горизонтали, переменная по вертикали и по горизонтали. Брусковая верстка. Каждый материал в рамке + тенденция к горизонтальной верстке.