Задания для выполнения контрольной работы

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Бузулук

УДК 340.1

ББК 67.0

П 28

Пестова, Т.П.

П 28 Теория государства и права: методические указания по

выполнению контрольных работ / Т. П. Пестова; Бузулукский

гуманитарно-технолог. ин-т (филиал) ОГУ. – Бузулук: БГТИ (филиал)

ОГУ, 2016. – 20 с.

Методические указания по выполнению контрольных работ включают тематику и рекомендации по написанию контрольной работы, задания для выполнения контрольной работы, контрольные вопросы для самопроверки и рекомендуемые источники для изучения дисциплины.

Методические указания предназначены для студентов направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция заочной формы обучения факультета дистанционных технологий и факультета экономики и права.

УДК 340.1

ББК 67.0

© Пестова Т.П.,2016

© БГТИ (ф) ОГУ,2016

Содержание

Введение……..……………………………………………………………………….4

1 Требования, предъявляемые при написании контрольной работы…………….5

2 Задания для выполнения контрольной работы……………………………..…...7

3 Вопросы для самоподготовки к зачету………………………………………….14

4 Рекомендуемые источники………………………………………………………19

Введение

Современный процесс образования сложное социальное явление. В ходе его течения возникает множество проблем, решение которых, в свою очередь, помогает студентам утверждаться как будущим специалистам.

Современное высшее образовательное учреждение готовит студентов, прежде всего к практической работе. Но успех в практической деятельности невозможен без научной.

Научно-исследовательской деятельностью студент начинает овладевать в процессе выполнения контрольных, реферативных, курсовых и дипломных работ.

Выполнение студентом контрольной работы по дисциплине «Проблемы теории государства и права» проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по дисциплине;

- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

- формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов и тестов;

- формирования умений использовать справочную, нормативно-правовую документацию;

- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- подготовки к итоговой государственной аттестации.

1 Требования, предъявляемые при написании контрольной работы

По структуре контрольная работа состоит из: титульного листа; трех заданий; списка использованных источников.

Первое задание – самостоятельное научное исследование теоретических проблем теории государства и права по предложенной преподавателем тематике. Ответ на теоретические вопросы показывает глубину усвоения фундаментальных понятий и проблем дисциплины «Теория государства и права». К ответам на теоретические вопросы предъявляются следующие требования:

1) ответ должен включать не только анализ современных положений относительно того или иного поставленного теоретического вопроса, но и краткие ретроспективные сведения, анализ различных научных точек зрения;

2) необходимо использовать не только учебную, но и научную литературу (монографии, диссертации, научные статьи);

3) на все использованные источники должны быть сноски по ходу изложения ответа на поставленный вопрос;

4) ответ на каждый теоретический вопрос должен иметь четко сформулированный вывод, в котором следует отразить и собственное мнение студента по поводу поставленного вопроса.

Выполнение второго и третьего заданий способствует усвоению общетеоретических знаний и приобретению навыков их практического применения.

Изменять формулировку теоретических и практических заданий запрещено.

Контрольная работа может быть зачтена только при соблюдении следующих общих условий: теоретический вопрос раскрыт, представлены правильные и аргументированные решения по практическому вопросу.

Если представлены две и более идентичные работы, то преподаватель так же имеет право поставить «не зачтено», и предложить студентам другие задания.

Контрольная работа может быть не зачтена преподавателем и в случае выполнения студентом заданий из иного, чем его варианта контрольной работы.

Контрольная работа должна иметь список использованных источников. В списке использованных источников необходимо указать все использованные студентом источники информации, на которые студент ссылался при изложении текста работы, и расположить их в установленном порядке. Количество используемых источников не может быть менее пяти.

Текст контрольной работы печатается на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word. Межсимвольный интервал – обычный, межстрочный интервал – одинарный, сноски выполняются одинарным междустрочным интервалом, тип шрифта всей работы – Times New Roman Cyr., шрифт основного текста – обычный, размер 14 пт., шрифт заголовков – жирный, с первой заглавной буквы, размер 16 пт. В конце заголовков точка не ставится. Переносы в словах или отдельных частей текста на новую страницу не допускаются.

Текст контрольной работы выполняется на листах без рамки. Параметры страниц следующие: размер левого поля - 30 мм, правого поля – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм.

Все страницы нумеруются арабскими цифрами (на титульном листе номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в центе нижней части листа без точки в конце.

Содержание каждого задания начинается с новой страницы.

Задания для выполнения контрольной работы

1 вариант(А, Б, В, Г)

Задание 1. – эссе на тему «Предмет и метод науки теории государства и права»:

1) что является предметом науки государства и права?

2) какие виды общественных наук вы можете назвать, руководствуясь разделением по критериям предмета их изучения?

3) что такое юридическая наука и каковы её предмет, объект и структура?

4) что является предметом теории государства и права?

5) Каковы особенности предмета теории государства и права как науки?

6) в чем заключается смысл двойственности объектов науки о праве и государстве?

7) кто ввел в научный оборот понятие метода?

8) какие требования предъявляются к методу в настоящее время?

9) что такое методология?

10) в чем проявляется знание методологии теории государства и права?

11) каковы основные принципы познания, входящие в методологию современной отечественной теории государства и права?

12) какие философские методы изучения государства и права вам известны? Каковы их виды и сущность?

13) какие общенаучные методы изучения государства и права вам известны? Каковы их виды и сущность?

14) какие частнонаучные методы изучения государства и права вам известны? Каковы их виды и сущность?

15) в чем заключается одна из важнейших проблем методологии теории государства и права?

Задание 2 – в приведенном утверждении вставьте пропущенное слово:

А) для большинства современных государств характерна ______________ форма правления.

Б) _______________________________________ предполагает наследственный порядок получения власти, её пожизненность, сосредоточение всей полноты государственной власти в одних руках.

В) в современном мире преобладает_________________форма государственного устройства.

Г) современная Франция имеет форму государственного устройства.

Д) ____________________ является непрочным политико-территориальным образованием.

2 вариант(Д, Е, Ё, Ж)

Задание 1. – эссе на тему «Место теории государства и права в системе наук»:

1) какие виды наук вы знаете?

2) какое место занимает теория государства и права в системе гуманитарных наук?

3) как можно сопоставить теорию государства и права с философией, экономикой, социологией, политологией, психологией, этикой?

4) как выглядит система юридических наук?

5) в чем заключается общее и различное в теории государства и права и отраслевых наук? Каково их взаимодействие?

6) какую роль играет теория государства и права как учебная дисциплина?

7) какова система изучения теории государства и права?

8) какие задачи выполняют учебный курс теории государства и права?

Задание 2 – распределите по форме правления государства, помещенные в перечне:

США, Великобритания, Мексика, ФРГ, Испания, Саудовская Аравия, Кувейт, Монако:

а) президентская республика – ____________________________________

б) парламентская республика –____________________________________

в) парламентская республика –____________________________________

г) дуалистическая монархия –_____________________________________

д) абсолютная монархия –________________________________________

3 вариант(З, И, К, Л)

Задание 1. – эссе на тему «Происхождение государства и права»:

1) на чем базировалась экономика первобытной общины?

2) как осуществлялась общественная власть при родовом строе?

3) какую роль играли обычаи?

4) какое название получили нормы первобытного общества? Почему?

5) как и каким образом проходило развитие племенных объединений?

6) как образовалось государство?

7) какие виды семьи вы знаете?

8) каков процесс происхождения права?

9) какие источники древнего права вы знаете?

10) какую роль играли судебные органы в становлении новых правовых норм?

Задание 2 – подчеркните нужный вариант ответа и обоснуйте его:

А) современное российское государство имеет демократический, авторитарный, тоталитарный, политический режим, так как ____

Б) современное российское государство имеет республиканскую, монархическую форму правления, так как ____

В) современное российское государство имеет унитарное, федеративное, конфедеративное государственное устройство, так как__________________________________________________________________

Г) современная Российская Федерация является национальной, территориальной, смешанной, так как____________________________________

4 вариант(М, Н, О, П)

Задание 1. – эссе на тему «Теории, типы, пути и формы возникновения государства и права»:

1) как объясняли мыслители различных времен и народов происхождение государства и права?

2) в чем заключается сущность каждой теории происхождения государства и права?

3) какие подходы к типологии государства вы знаете?

4) в чем состоит сущность формационного подхода? Какие виды формаций вы знаете?

5) в чем заключается сущность цивилизационного подхода? Какие виды цивилизаций вы знаете?

6) какие исторические типы государства вам известны?

7) какие пути возникновения государства вы знаете? Как можно их охарактеризовать?

Задание 2 – в приведенном утверждении вставьте пропущенное слово:

А) государство является __________________________ институтом политической системы общества.

Б) государство в политической системе исполняет функции:____________________________________________________________

В) принцип взаимной ответственности _____________ и __________________ является характерным признаком правового государства.

Г) в сфере гражданского общества граждане и их объединения реализуют свой _________________________________ интерес.

Д) необходимыми условиями гражданского общества являются:____________________________________________________________

5 вариант(Р, С, Т, У)

Задание 1. – эссе на тему «Сущность государства и права»:

1) в чем заключается сущность государства и с каких позиций можно её рассмотреть?

2) какие подходы к сущности государства вы знаете?

3) в чем состоит социальное назначение государства?

4) в чем заключается сущность социального и эксплуататорского государства?

5) в чем заключается сущность социалистического государства? Какова разница между социальным государством и социалистическим?

6) зачем необходимо право в современном обществе?

7) почему право не может существовать без государства?

8) в чем, по вашему мнению, заключается сущность права?

9) как можно охарактеризовать теории сущности государства и права?

10) каково взаимодействие государства и права?

Задание 2 - распределите по группам понятия, помещенные в перечне:

государство, семья, органы местного самоуправления, государственный орган, государственное учреждение, религиозные организации, политическая партия, культурно-национальные организации, политическое движение:

а) институты политической системы общества : ______________________

б) общественные организации, оказывающие опосредованное влияние на сферу политики: ______________________________________________________

6 вариант(Ф, Х, Ц, Ч)

Задание 1. – эссе на тему «Функции государства»:

1) что такое функции государства?

2) какие общие черты характеризуют государственные функции?

3) что такое эволюция функций государства?

4) какие процессы (периоды) можно выделить в эволюции функций государства?

5) какие проблемы в области антропогенного глобального загрязнения окружающей природной среды вы знаете?

6) каковы критерии классификации функций государства?

7) что вам известно о функциях государства и об их чертах?

8) какие формы реализации функций государства вы знаете? Как можно их охарактеризовать?

9) какие методы осуществления функций государства вы знаете? Как можно их охарактеризовать?

Задание 2 - распределите по группам методы, помещенные в перечне:

толкования, юридической квалификации, анализа и синтеза, статистической, моделирования, подведения менее общего понятия под более общее, индукции и дедукции:

а) общие:___________________________________________________

б) специальные:_____________________________________________

в) частные:_________________________________________________

7 вариант(Ш, Щ, Э, Ю, Я)

Задание 1. – эссе на тему «Механизм государства»:

1) какова связь механизма государства с государственным аппаратом?

2) какие принципы организации и деятельности государственного аппарата вы знаете?

3) какие признаки механизма государства вам известны? Какова структура механизма Российского государства?

4) в чем заключается сущность механизма осуществления публичной власти?

5) каковы формы осуществления механизма народовластия?

6) какие специфические признаки государственных и негосударственных органов вы знаете?

7) как можно классифицировать органы публичной власти? Какова их структура?

7) в чем заключается смысл теории разделения властей? Какова особенность каждой ветви власти?

8) что такое учредительная и контрольная власть?

9) каковы особенности правового статуса государственных и муниципальных служащих?

10) каковы признаки теории легитимности? Охарактеризуйте типы и источники легитимности.

Задание 2 –в рамках какой теории происхождения государства высказан данный тезис:

а) «Государство – результат естественного разрастания семьи, государственная власть производна от власти отца в отношении членов семьи»;

б) «Государство – результат биологической эволюции, особый надличностный организм»;

в) «Древнейшие государства появились в зонах орошаемого земледелия, следовательно, они возникли как сила, способная обеспечить строительство и содержание оросительных систем»;

г) «Государство – результат раскола общества на группы с противоположными экономическими интересами»;

д) «Государство возникло в результате стремления людей жить в организованном обществе, властвовать и подчиняться»;

е) «Государство – продукт божественного промысла»;

ж) «Государственная власть является производной от власти собственника земли в отношении лиц, проживающих на его участке»;

з) «Государство является результатом насилия узкой группы лиц в отношении остального населения»;

и) «Собственные государства способны создавать не все народы, а лишь высшие расы; расы рабов получают государство извне»;

к) «Государство является результатом сознательной деятельности людей – особого соглашения, в силу которого население отказывается от части своих прав и передает их государству в обмен на обеспечение своей безопасности»

Вопросы для самоподготовки к зачету (1 семестр)

Наши рекомендации