Тема №2. Понятие и сущность государства

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»

Несколько иной позиции, относительно понятия о государстве, придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».

В. И. Ленин в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было».

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом.

В научном плане понятие, отражающее общие признаки государства, позволяет, прежде всего, вскрыть отличие любой гос. организации общества от его не гос. организаций.

Государство- это организация политической власти народа или определенного класса для управления общественными делами.

Признаки гос-ва:

1.публичная власть

2.территориальное владение

3.собственность

4.финансовые налоги.

1) Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления, то есть власти, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Для государства характерно наличие группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются от производительного труда.

Структуру государственной власти составляют:

1. Субъект (государство в лице его органов);

2. Объект (подвластные, население государства);

3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).

2) Территориальная организация населения - это разделение населения по территориальному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы.

3)Наличие аппарата принуждения, наряду с аппаратом власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия, полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.

Государственная казна, с существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.

Гос-во выполняет две функции:

Внутренняя Внешняя

экономическая содружество с другими гос

социальная оборона страны от внешней агрессии

финансового контроля охрана госграниц

охраны правопорядка

экологическая

Механизм гос.- совокупность всех органов и материально-технических средств, при помощи которых гос. осуществляет свои функции.

Понятие "механизм государства" тесно связано с категорией "государственный аппарат" Последний принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин "государственный аппарат" в науке административного права.

Во-первых, механизм государства - это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ « Об основах государственной службы Российской Федера­ции» и других федеральных законах.

Во-вторых, механизм государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях дан­ного государства закреплен в его Конституции.

В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми «вещественными придатками», на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной, и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы.

- верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

- обязанность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полно­мочий и на основе законодательства Российской Федерации;

- профессионализм и компетентность госслужащих;

- гласность в осуществлении государственной службы;

- ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

- внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

- и некоторые другие.

Характерные признаки механизма (аппарата) государства:

- целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, которая обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности;

- первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами), они связаны между собой началами субординации и координации.

- для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, — вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

- при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства

Гос. Существует в рамках одной общественно-экономической формации, имеющей экономическую основу и одну экономическую сущность.

Тип государства отражает исторически изменяющуюся сущность государства, в основу типологии государств могут быть положены различные основания: справедливость гос. устройства, цикличность его развития, особенности политического режима. Подходы к типологии государств – формационный и цивилизационный.

Формационный подход основан на понятии общественно-экономической формации, под которой понимается исторический тип государства.

Исторические типы государств:

Рабовладельческий – исторически первая гос.- классовая организация общества. Это организация пол. Власти господствующего класса в рабовладельческой общественно – экономической формации.

Феодальный – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественной формации. Государство обеспечивает права господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда.

Буржуазный – приходит на смену феодальной государственности, функционирующей на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства.

Социалистический – возникает в результате соц. революции, которая ниспровергает отношения частной собственности. Экономические отношения базируются на общественной собственности.

Цивилизационный подход представляет собой основу взаимоотношения человека и государственной власти- это демократические и антидемократические типы государств.

Формы государства- это сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента – форму правления, форму гос. терр. устройства, форму гос. режима.

1.Форма правления- структура высших органов гос. власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Виды форм правления- монархия, республика.

В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республики пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской.

Монархия - такая форма правления, при которой верховная гос. власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Виды монархии - древневосточная, древнеримская, феодальная средневековая, сословно – представительная, абсолютная, конституционная, парламентская, дуалистическая.

Среди монархий значительное распространение получили восточные деспотии, которые, будучи прообразом неограниченной монархии, представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично управляющему страной при на сильный военно-бюрократический аппарат.

Раннефеодальная монархия создавалась в процессе завоевания и передела территорий, формирования крупных зе­мельных собственников.

Монархия периода феодальной раздробленности завершала процесс феодализации земель и населения. В этих усло­виях некоторые крупные земельные собственники приобрета­ли значительное экономическое, политическое и военное влияние. Поэтому монарх вынужден был довольствоваться положением «первого среди равных». Его власть в отношении крупных феодалов носила номинальный характер.

Укрепление экономически и политически независимой центральной власти, создание единого, иерархически построенного государственного аппарата, сильной армии, подчиненной монарху, привели к образованию абсолютной монархии.

Монархия как форма буржуазного государства стала в значительной степени лишь отражением национальных традиций государственного строительства. Власть монарха в буржуазной монархии ограничена законом и парламентом. Он царствует, но не правит.

Республика – такая форма правления, при которой верховная гос. власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Виды республик – афинская демократическая, спартанская аристократическая, римская, парламентская, социалистическая, парижская коммуна, республика Советов, народно демократическая.

Республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик.

В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти.

В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения.

Республики при феодализме носили городской характер. Они создавались по мере роста могущества и независимости некоторых крупных городов, устанавливающих господство не только над прилегающими территориями, но и над некоторы­ми мелкими городами, а порой и колониями (Новгород, Псков, Венеция т.п.).

Развитие буржуазной государственности шло на основе провозглашения демократических прав и свобод, разделения властей, при котором законодательная власть осуществлялась органом народного представительства (парламентом) при опоре на широкое народное самоуправление.

Республика стала наиболее распространенной формой государственности. Она представлена двумя ее основными разновидностями - парламентской и президентской республиками. Главное различие между ними состоит в особенностях политической ответственности правительств.

В классической парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или даже меньшинством в парламенте, и несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия (Италия, Германия и др.).

Президент такой республики избирается либо парламен­том, либо расширенной коллегией, состоящей из членов пар­ламента. Формально он может обладать значительными пол­номочиями, но является лишь номинальным главой государства.

В классической президентской республике президент одновременно является и главой государства и главой испол­нительной власти. Поэтому он свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом. Президент в президентской республике, как и парламент, избирается населением и потому непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако нуждается в его поддержке. В то же время он не может распустить парламент. Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов ( США, Сирия и др.).

2.Форма территориального устройства- административно терр. и национальное строение гос., раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами.

Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его частей. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения цента и мест.

Государства современного мира по форме национально-государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными.

Виды форм терр. устройства гос.- унитарная и федеративная.

Унитарная - (единая)

Унитарное- это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы (области, округа, районы и др.).

При этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные образования.

1.одна конституция, одна система законодательства, одна финансовая политика, единая налоговая система, единые вооруженные силы;

2.одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;

3.гос.власть осуществляется центральной властью, местные (муниципальные) органы суверенитетом не обладают.

Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах го­сударства. Они имеют единую систему права и государствен­ных органов. Их законодательные органы могут не иметь па­лат, но существуют и двухпалатные парламенты. Палаты пар­ламентов унитарных государств в отличие от федераций не имеют специального представительства от тех или иных ре­гионов страны.

Федеративная – (союз)

Федеративное- есть сложное государство, состоящее их нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу.

Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались(СССР, Чехословакия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения ( Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация).

1.территория федерации состоит из территория отдельных ее субъектов, в то же время субъекты составляют единую терр.страны;

2.каждый гражданин федерации является одновременно гражданином всей страны;

3.две конституции, две системы законодательной, исполнительной, судебной власти, федеральная и от каждого субъекта;

4.субъекты имеют свои собственные войсковые формирования. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные гос. органы.

3.Формы государственного режима- совокупность способов и методов осуществления политической власти гос.

Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и с населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.

Виды форм гос. режима– тоталитарная, авторитарная и демократическая.

Тоталитарный режим – сопровождается грубыми репрессиями, контроль над мыслями, полная ликвидация оппозиции. Сверхцентрализация власти порождает вождизм, а конституционное право лишь оформляет диктатуру одной партии.

Тоталитарный режим более реакционен и связан с ограничениями не только в политической, но и в личной жизни граждан. При данном режиме любые партии, кроме правящей, возглавляемой вождем, лидером организации и государства, как правило, запрещены. К выборам в парламент не допуска­ется значительная часть населения.

Авторитарный режим – концентрация власти в руках фактического диктатора, конституционный порядок сменяется режимом личной власти.

Авторитарный режимсвязан с отстранением населения от управления обществом и государством с существенным ограничением его основных прав и свобод. Различают конституционно-авторитарные и тоталитарные разновидности авто­ритарного режима.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Парламент становится придатком исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается.

Демократический режим – соблюдение конституционной законности, наличие реальной возможности граждан пользоваться своими правами.

В РФ признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность .Эта мера предоставляет необычайно широкий простор для деятельности личности, партий, общественных объединений.

Идеология - это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений. Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:

1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно
экономического, политического, правового и иного устройства
Российской

Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;

2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно - популярных работ, трудов, статей и т.п.;

3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации;

4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;

5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но такой выбор делается ими осознанно, добровольно и самостоятельно. В то же время государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, которую они должны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.

Особо следует отметить переходные и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят временный характер.

Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

Чрезвычайные государственно-правые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных ин­ститутов. Они могут распространятся на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.

Правовое государства- это тип гос., в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и не противоречивая правая система, эффективная судебная власть, при одновременном наличие реального разделения властей, их эффективное взаимодействие и взаимоконтроль, с развитым социальным контролем политики и власти.

Признаки правового гос.:

1.верховенство закона;

2.развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защит этих прав и свобод;

3.четкое разделение гос. власти на законодательную, исполнительную, судебную;

4.сильная судебная власть.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.
Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей
территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы России. Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их
соблюдение, исполнение и применение.

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Наши рекомендации