Особенности организации государственной службы в зарубежных странах
Французская публичная служба - это закрытая и подробно регламентированная система администрирования с присущим ей духом иерархичности, кастовости и верноподданности государству. Ее основные принципы закреплены в Конституции, а также в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и в Преамбуле Конституции 1946 г., которые объединены в конституционные источники права Франции. В Конституции (ст.34) указано, что «основные гарантии, предоставляемые гражданским и военным государственным служащим» отнесены к сфере закона, т.е. компетенции Парламента. Декларация провозглашает принцип равного доступа граждан к публичной службе (ст.6), а Преамбула предоставляет свободное определение условий труда и право на забастовку.
Публичная служба Франции объединяет государственную и местную публичные службы, для которых установлен единый табель классификации персонала, должностей и рангов.
Правовая доктрина и административная практика различают два понятия в государственном управлении: чиновник и служащий. Чиновник - это лицо, назначенное на постоянную должность, включенное в штат и получивший ранг в административной иерархии. Сюда относятся работники центральной государственной администрации и администраций регионов, департаментов, коммун и их учреждений. Служащим называют работника, основной деятельностью которого является участие в несении административной службы в пользу государственного органа.
Публичная служба Федеративной Республики Германия регулируется многими законами, но основным среди них является Конституция ФРГ от 23 мая 1949 г. В части 3 ст. 33 Конституции установлен принцип равенства субъектов публичной службы. Никто не может быть ущемлен в своих прав а х из-за религиозного вероисповедания, мировоззрения или принадлежности к политическим партиям. В отраслях, где в управленческих структурах недостаточно представлены женщины, при равной профессиональной подготовке предпочтение отдается женщинам.
В Германии нет понятия «государственная служба». После Первой мировой войны появился термин «публичная служба», который прочно вошел в теорию и практику социальной жизни. В функциональном плане публичная служба означает деятельность в целях выполнения общегосударственных задач управления. В институциональном плане под ней подразумевается определенный круг лиц, для которых выполнение публичных дел составляет профессиональную деятельность.
Согласно закона 1985 г. федеральным служащим является лицо, находящееся в «публично-правовых отношениях службы и верности» с Федерацией либо непосредственно подчиненной ей «корпорацией, учреждением или организацией публичного права». Различные задачи в государственных органах и учреждениях выполняются не только профессиональными публичными служащими (чиновниками), но также служащими и рабочими. Следовательно, деятельность в сфере государственной (публичной) службы может быть основана как на государственно-правовом акте (для чиновников), так и на служебном договоре на основе частного права (для служащих и рабочих). Поэтому понятие «публичный служащий» или «чиновник» и «служащий» в ФРГ не совпадают.
Общий закон о правовом положении публичных служащих устанавливает четыре уровня должностей: 1) нижний (простая служба); 2) средний (средняя служба); 3) повышений (ответственная служба); 4) высший (высшая служба).
Публичным служащим-чиновникам в пределах каждого уровня присваиваются ранги. Всего их 16: А1-А5 - низшие ранги (вспомогательно-технический персонал); А6-А9 - средние ранги (правительственные секретари, обер-секретари, гауп-секретари); А10-А13 - высшие ранги I ступени (правительственные инспекторы, регирунгс-амтсманы); А14-А16 - высшие ранги II ступени (высшие правительственные советники).
Особую группу составляют политические и почетные чиновники. Что касается института почетных чиновников, то это лица, имеющие гражданскую профессию, которых назначают на почетные должности без оплаты и права претендовать на особое социальное обеспечение. К ним относятся присяжные, а также выборные консулы.
В Англии в нормативных документах используется понятие «гражданской службы». В британской правовой доктрине и практике принято считать министров политическими «слугами» короны; лиц, состоящих на воинской службе - ее военными «слугами»; служащих министерств - гражданскими «слугами». По указанной причине в качестве гражданских служащих не могут рассматриваться министры, служащие вооруженных сил, полиции. Кроме того, к ним не могут быть отнесены судьи, служащие публичных корпораций, местных органов власти, органов здравоохранения и образования.
В законодательстве наряду с понятием «гражданский служащий» используется также понятие «государственный служащий», означающее любое лицо, занятое в публичном секторе. Их обычно называют «должностными лицами», поскольку они заняты в каком-либо органе государственного или негосударственного управления.
Гражданские служащие делятся на старших, средних и младших администраторов.
В группу старших политических и административных руководителей вошли гражданские служащие, занимающие высшие административные посты, охватываемые так называемой «открытой структурой». Последняя включает семь ступеней в иерархии должностей гражданской службы: 1-я ступень - постоянный секретарь, 2-я ступень - заместитель постоянного секретаря, 3-я ступень - помощник секретаря, 4-я ступень - исполнительный директор, 5-я ступень - ассистент секретаря, 6-я ступень - старший принципал, 7-я ступень - принципал. Вошедшие в эту группу образуют командный состав гражданской службы, отвечающей за руководство в своей области административно-государственного управления. Существование «открытой структуры» позволяет назначать на высшие должности подходящих для этого лиц, независимо от их образования, специализации или предыдущего места работы.
Постоянных секретарей назначает Премьер-министр по рекомендации главы внутренней гражданской службы. Другие назначения в этой группе осуществляются главой внутренней гражданской службы и должны быть одобрены Премьер-министром. Назначения на должность высших должностных лиц гражданской службы кандидатов «извне» производится с обязательного одобрения комиссионеров, т.е. членов Комиссии по делам гражданской службы.
Средние и младшие группы гражданской службы построены по профессиональному принципу, на основе которого объединяются специалисты однородной или близкой специализации. Группа средних администраторов также распределена по ступеням, каждая из которых включает определенные должности. В их числе главный исполнитель, старший исполнитель, стажер-администратор, исполнитель, помощник администратора. Все они решают большой круг вопросов - от координации деятельности центрального государственного аппарата управления до руководства работой гражданских служащих отдельных министерств и ведомств. Сюда же входит и группа научных работников и технических специалистов, среди которых выделяют такие ступени как статистики, экономисты, информационщики, инспектора, специалисты по налогам и др. Все они заняты проблемами образования и профессиональной подготовки гражданских служащих.
В группу младших администраторов входит вспомогательный научно-технический персонал, включающий делопроизводителей, чертежников, канцелярских работников, выполняющих главным образом исполнительскую работу.