Функции политического лидерства. Феномен вождизма
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно выделить их три общих функции
1)политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;
2)определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;
3)мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.
Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие:
1.Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.
2.Нахождение и принятие оптимальных политических решений.
3.Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.
4.Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти. С помощью телевидения и других СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий политические лидеры имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.
5.Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности
6.Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах.
Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории — культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных и авторитарных государствах, хотя его элементы порою складываются и в странах демократических. (во Франции во времена президентства Шарля де Голля).
В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в идеологии, ее претензии на монопольное обладание социальной истиной, универсальную, всеобщую значимость.
Благоприятной субъективной питательной средой культа личности являются патриархальная и подданническая политические культуры, которые исходят из веры в «хорошего царя» или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества.
Главной причиной культа обычно служит огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности начальства.
В тоталитарном обществе сфера такой зависимости по существу ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и карьера, и получение жилья, премий и других социальных благ, и различного рода санкции к непослушным. Отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической идеологической обработкой, все это порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество.
Вождизм — политика, направленная на утверждение одного человека в роли непререкаемого руководителя.
Древнейшей известной формой вождизма является греческая тирания, как она описана в «Политике» Аристотеля.
СССР – Сталин, Германия- Гитлер, Италия – Муссолини, КНДР – Ким Чен Ир, Куба – Фидель Кастро
В итоге можно сказать, что феномен вождизма объясняется несколькими общими для различных стран мира факторами:
1. исторические предпосылки, повлиявшие на национальные чувства людей;
2. личностные качества вождя, его способность влиять на массы;
3. предрасположенность народа к вождизму;
4. психологическое давление.
Условиями предотвращения превращения власти в деспотизм могут быть следующие:
1. Полная гласность, свобода слова. Отсутствие монополии какой-либо группы на средства массовой информации; наличие альтернативных органов СМИ; исключение преследования инакомыслящих.
2. Сильная оппозиция, политический плюрализм.
3. Последовательное проведение разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
4. Открытость лидеров и руководящих политических элит для рекрутирования и общения с массами.
5. Строгое соблюдение законности, демократических процедур.