Новые черты французского реализма 50-60 годов 19 века. Флобер как новый этап в развитии фр.реализма
Сам термин реализм возник в это время. Его ввели в употребление фр.критики Шанфлёри и Дюранти. Они создали журнал «реализм» в 1865 году и под названием « реализм» выпустили сборник статей. Разработанные ими идеи должны были создать новую литературную школу. Цель реализма они видят «в правдивом, наивном, искреннем чувстве» в литературе это воспринималось как принцип описательности без анализа причин и следствий того момента, кот находятся перед глазами читателя. Надо писать то, что видишь. Далее последовал отказ от воображения. У многих вовлекло отказ от обобщений и осмысление фактов реальной жизни, т.е что было сильной стороной Стендаля и Бальзака. Главными писателями считались Флобер и братья Гонкурн. Романа Гонкура «Жермини Ласерте»принял на себя задачи и обязательства научного исследования. Они подтверждали позицию Дюранти и Шанфлёри, что совр. Роман создается на основании записей при изучении натуры. Флобер по этому поводу размышлял « я полагаю, что большое искусство должно быть безликим. Оно должно стоять выше личных переживаний и ощущений. Ора снабдить искусство неумолимым методом и точностью естественных наук» фр. Писатели создали свою теорию романа. 1. В этом новом реалистическом романе разработка характеров должна происходить за счет влияния среды, это привело к изменению отношения писателя к герою.так для флобера человек это результат многих объективных факторов. Писатель против открытых суждений и оценок. Один из принципов Флобера не вкладывать в произведения своего Я» художник в своем творчестве должен подобно богу и природе быть невидимым и всемогущим. Его надо повсюду чувствовать и не видеть». 2. Объективный стиль заставляет отказаться от – гротеска, гиперболы, контраста, элементов фантастики. Вместо графически четких портретов писатели предпочитают размытость. Обычно не сам портерт а впечатления от него.3. изображаемое пространство сужается до среды, но это сужение позволяет углубить псих.анализ и усложнить приемы композиции. Кроме того, отличительной особенностью второго этапа реализма во Франции становится повышенное внимание к вопросам стиля. Бальзак не был искусным мастером стиля и не ставил перед собой этой цели. В эстетике Шанфлёри поиски совершенной формы, отточенность стиля считались несовместимыми с «искренностью» реализма . «У меня нет стиля» – эти слова из письма Стендаля 1825 года Шанфлёри цитирует с сочувствием, хотя они, конечно, не означают, что у Стендаля не было своего индивидуального стиля. Просто до Флобера внимание реалистов сосредоточивалось прежде всего на содержании произведений. В творчестве же Флобера содержание и стиль выступают как осознанное автором нерасторжимое единство. «Там, где нет формы, нет и идеи. Искать одну – значит искать другую», – говорит писатель, вошедший в литературу как непревзойденный стилист. Творчество Флобера становится наиболее ярким, полным и совершенным в смысле художественного мастерства воплощением реализма 50 – 60 -х годов . Будучи связано с бальзаковской традицией, оно в то же время отмечено печатью своего времени и неповторимой творческой самобытностью автора.
Флобер остается верным традициям реализма , однако реализм в его творчестве предстает в новом качестве и характеризуется и рядом достижений, и определенными утратами по сравнению с первой половиной XIX в.
Бескомпромиссное отрицание современного миропорядка сочетается у Флобера со страстной верой в искусство, которое представляется писателю единственной областью человеческой деятельности, еще не зараженной пошлостью и меркантилизмом буржуазных отношений. В концепции Флобера подлинное искусство творят избранники, оно заменяет религию и науку и является высшим проявлением человеческого духа. «...Искусство — единственное, что есть истинного и хорошего в жизни!» — это убеждение он сохранил до конца дней. В подобном отношении к искусству писатель не одинок: оно характерно для духовной жизни Франции второй половины XIX в