Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. годов. Конституция 1889 г.
Буржуазная революция 1868г. называлась Мэйдзи и не являлась революцией в привычном понимании, потому, что буржуазия была слишком слабой и искала союза с либерально настроенным дворянством.
В середине XIX в. капиталистические державы Запада резко усилили свое давление на Японию. Они настойчиво стремились покончить с самоизоляцией этой страны, которая по-прежнему отказывалась от контактов с иностранными державами.
Американцы были первыми, кто под угрозой применения силы навязал Японии неравноправные договоры: первый — в 1854 г. и второй — в 1858 г. Их примеру тотчас последовали Англия, Голландия, Франция и Россия. Иностранцы получили право неограниченной торговли, на их товары устанавливались низкие таможенные пошлины.
Европейцы активно вывозили из Японии медь и чай, хлопок и рис, фарфоровые изделия, шелковые ткани и шелксырец, которого не хватало даже для внутреннего потребления. Правительство попыталось ограничить вывоз ценного сырья, но безуспешно.
Патриотически настроенные самураи были недовольны сегуном и иностранцами. Выдвинув лозунг восстановления императорской власти, они объединились вокруг 15-летнего императора Муцухито. В ночь со 2 на 3 января 1868 г. в истории Японии произошло важнейшее событие — был оглашен указ о «реставрации» (восстановлении) императорской власти, упразднении сегуната и учреждении нового правительства. Сегун не подчинился, и в стране разразилась гражданская война. Летом 1869 г. сегун признал себя побежденным. Военно-феодальная система сегуната прекратила свое существование.
В результате был свергнут сёгунат и восстановлена власть императора (абсолютная монархия). Это и есть главная особенность японской революции, ведь в других гос-вах свергали монархию.
Другие особенности:
1) Осуществление ряда реформ, способствующих модернизации японского общества;
2) Преобразование отсталого архаичного японского общества, осуществлявшееся путем заимствования передовых западных идей, технологий, политических и правовых институтов, которые были приспособлены к национальным и культурно-традиционным ценностям японцев. Поэтому они были понятны и доступны массовому японскому сознанию и не воспринимались как инородные, чужеземные. Заимствования не затрагивали культурно-религиозной традиции, которая основывалась на синтоизме — государственной идеологии Японии, утверждавшей культ императора как единственную основу консолидации нации.
Реформы 70-80:
1) упразднено сословно-феодальное деление общества и утверждено формальное равенство всех граждан перед законом (устранены ограничения о выборе профессии и места жительства);
2) аграрная реформа, ликвидированы феодальные права на землю и разрешена ее свободная купля-продажа (частная собственность, владельцем становился тот, кто ей фактически владел до реформы);
3) административная реформа. Было ликвидировано феодальное деление Японии на удельные княжества и учреждено 50 префектур во главе с назначаемым (правительством) губернатором, Госсовет был заменен Кабинетом министров в качестве высшего органа власти с отраслевыми министерствами. Из Китая была заимствована система конкурсного отбора на управленческие должности;
4) проведена модернизация армии по германскому образцу, а флота - по английскому, введена всеобщая воинская повинность;
5) осуществлена правовая реформа по западному образцу и при помощи иностранных консультантов-юристов. По европейскому образцу в Японии были введены новые титулы: князь, маркиз, граф, виконт, барон;
6) Принят закон о всеобщем начальном образовании;
7) Образование полит партий, программы были схожи, различались в мелочах, в полит жизни не играли значительной роли.
Реформы 1868—1873 гг. были умеренными и носили буржуазный характер. Их значение заключалось в том, что они открывали дорогу капиталистическому развитию Японии.
Конституция 1889г. в 1882 г за рубеж отправили миссию для изучения конституционного опыта европейских стран. За образец была взята Конституция Пруссии, которую изменили под национальный менталитет- Либерализм нижней палаты парламента ограничили назначаемой верхней палатой (из знати). Проект конституции не выносили на всеобщее обсуждение (этого добивалась оппозиция), а рассмотрели на тайном совете, созданном при императоре. В 1889г император даровал подданным конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам. Основной принцип конституции является принцип суверенитета династического монарха, императора имеющего божественное происхождение, он был объявлен неприкосновенным.
Законодательная власть принадлежала парламенту. Император был номинальной фигурой. В промежутках между сессиями парламента император подписывал указы, имевшие силу закона, хотя и требовавшие последующего их утверждения парламентом. Кроме того, незначительной была компетенция парламента и в вопросах бюджета: две трети бюджета не зависели от парламента.
Полномочия императора:
1) объявление войны и мира
2) международные договоры
3) Вводить осадное положение
4) Назначать и увольнять чиновников
5) Законодательная инициатива (мог издавать указы обязательные для исполнения без совета парламента)
6) Созывать и закрывать парламент, переносить сроки заседаний.
Кабинет министров нес ответственность только перед императором (и естественно не мог выразить вотум недоверия), собирался по велению императора.
Парламент: обе палаты обладали законодательной инициативой, решение вопросов проходило большинством голосов обеих палат. Конституция запрещала парламенту любые обсуждения статуса императора.
• Нижняя палата: избиралась на основе высокого возрастного (25л) и имущественного цензов, а также ценза оседлости. Женщины и военнослужащие не получили избирательных прав. Таким образом избир право получил 1% населения. Срок полномочий 4 года.
• Верхняя палата: Назначалась на 7 лет, влиятельность её была гораздо выше чем у нижней.
Военные учреждения (внеконституционные):
• Тайный совет: состоял из 25 советников, назначаемых императором. Независим от парламента и кабинета министров. Любое важное решение в гос-ве должно было согласовываться с его членами.
• Генро: Оказывал решающее влияние на политику страны и состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати. Права подданных: свобода слова, переписки, печати, собраний и союзов, были прописаны в Конституции гораздо скромнее, с постоянной оговоркой: «...в пределах, установленных законом».
Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась «от имени императора и согласно законам». Компетенция общих судов была ограничена, они не могли рассматривать жалобы на действия администрации. Конституция предусматривала создание особых административных судов, деятельность чиновников была выведена за рамки судебного контроля. Право амнистии принадлежало императору так же, как и замена наказания по суду.