Реставрация «Мэйдзи» в Японии и буржуазные реформы 70-80 гг. XIX в.

До середины 19 века Япония - отсталое феодальное государство, состоящее из 300 удельных княжеств. 1868 год - начало переломного этапа в развитии Японии - реставрация Мейдзи. Был свергнут сёгун и восстановлена императорская власть в форме абсолютной монархии.

Требования реставрации Мейдзи, соответствующее раннему этапу пробуржуазной по своей сути революции, стали по своей сути формой проявления феодального национализма, усиливовавшегося под прямым воздействием проникновения в Японию западного капитала.

В начале 19 века в борьбу за раздел колонии вместе с европейскими странами включились и США, стремясь превратить Японию в форпост своей колониальной политики на Дальнем Востоке. С помощью "политики канонерок" (привели к японским берегам свой военный флот) США добиваются от деморализованного сегуна подписания кабального торгового договора в 1854 году. Этот договор стал образцом для заключения подобных договоров с другими сильными государствами (Англия, Франция, Россия). В 1858 США вынудили Японцев подписать с ними еще один неравноправный торговый договор, лишивший Японию таможенного суверенитета.

В конце 60х годов 19 века в Японии начинается внутриполитическая борьба между сторонниками сегуна и оппозицией связанная с угрозой потери Японией независимости и с необходимостью проведения реформ. Оппозиция не была единой в конкретных целях, но её сплотил лозунг "изгнание варваров", к которому впоследствии присоединилось требование почитания императора и реставрации императорской власти, возрождается древняя японская религия - синто, обожествляющая императора. Самурайские круги видели в императоре силу способную объединить Японию перед внешней угрозой. В 1867 году последний сегун был отстранен от власти, вернув власть императору, он получил пост главы правительства. Особую роль в свержении сегуна сыграло самурайство, хорошо вооруженное и обученное. Но Японские правящие круги под дулами западных пушек очень скоро отказались от "изгнания варваров". В тоже время и западные державы на примере Китая видя пагубность народных восстаний для внутренней политической обстановки государства сменили поддержку сегуна поддержкой императора. Не случайно последующие социально-экономические и политические реформы проводились при непосредственном участии западных государств (Британия и США).

Реформы

Перед новым правительством стояла задача укрепления политического и военного положения страны. Важным шагом к осуществлению этих целей стала аграрная реформа 1872-1873 гг. Реформа закрепила новые, уже сложившиеся к тому времени поземельные отношения, привела к ликвидации феодальных прав на землю. Земля превратилась в частную капиталистическую собственность, облагаемую, в замен феодальных платежей, единым поземельным налогом в пользу казны. У крестьян была изъята общинная земля, крестьяне арендаторы не получили землю в собственность. Реформа сохранила кабальные условия аренды земли и способствовала обезземеливанию крестьян, расширению землевладения так называемых новых помещиков, которые выходили из зажиточных крестьян и ростовщиков. В результате реформ у новых помещиков оказалась треть всей обрабатываемой земли. Высокий поземельный налог - до 70 % урожая определил главный экономический результат аграрной реформы.

Наряду с аграрной реформой важное значение для стимулирования развития капиталистических отношений играла капитализация компенсаций за утраченные феодальные привилегии 300 семействам бывших дайме (наиболее привилегированные аристократы) и 2 млн. самураев. Что способствовало к быстрому переходу последних в разряд торгово-промышленной и финансовой верхушки. В месте с землей дайме теряли и политическую власть в своих княжествах, от которой они отказались в пользу императора.

Этому способствовала и административная реформа, в результате которой, в итоге, были введены префектуры по всей территории страны. Вставшие во главе их префекты за свои действия несли строгую ответственность перед правительством. Таким образом был ликвидирован феодальный сепаратизм и завершено государственное объединение страны, способствовавшее развитию внутреннего капиталистического рынка. Реформа имела важные политические последствия. Сохранившееся помещичье землевладение и японский абсолютизм были взаимно-связаны. Помещичье землевладение могло оставаться нетронутым почти до середины 20 в. даже в условиях хронического кризиса сельского хозяйства, только за счет прямой поддержки абсолютистским государством. В тоже время "новые помещики" становились неизменной опорой поддерживающего их режима.

Проведение военной реформы было обусловлено выработанной в условиях угрозы внешней экспансии концепцией: "Богатая страна, сильная армия". Теперь низшие сословия были привлечены к несению воинской повинности. В 1873 г. принимается закон "о всеобщей воинской повинности", его принятие было связано с роспуском самурайских формирований, а также с провозглашением в 1871 г. равенства всех сословий.

Изменения в организации армии проведенные в ходе военной реформы:

§ создан Генеральный штаб, подчиняющийся напрямую императору.

§ 3 года действительной службы

§ призывы по 6 военным округам , с 20 лет, по одному человеку от каждой семьи

§ офицерами стали бывшие самураи

§ армейская идеология базировалась на средневековой самурайской морали с культом императора

§ воинская повинность не была всеобщей, от неё можно было откупиться, также от воинской службы освобождались студенты, чиновники и крупные налогоплательщики.

В 1872 г. был принят закон о ликвидации старых званий, упрощавших все сословное деление на высшую знать (дайме и кугэ), простое дворянство (самураи), и простой народ. Это уравнение не шло дальше допущения низших сословий к военной службе и разрешения смешанных браков. За представителями первых двух групп сохранялся ряд привилегий. (была возможность откупиться от наказания за совершенное преступление)

Помимо вышесказанного была осуществлена:

§ ликвидация внутренних таможенных границ

§ ликвидация всех ограничений торговли

§ упорядочение денежной системы

§ свобода передвижения и выбора профессии

§ государство вкладывало деньги в строительство мостов, железных дорог, телеграфных линий и т.д.

§ внедрение новейших технологий в производство проведена реформа в сфере образования, в ходе которой образование осталось платным и достаточно дорогим, но в тоже время повысился общий уровень грамотности, и с внедрением европейских достижений науки и культуры не был затронут внутренний духовный стержень японского народа.

Вывод: не смотря на противоречивость реформ периода реставрации Мэйдзи, они значительно ускорили модернизацию страны на пути ее капиталистического развития.

Конституция Японии 1889 г.

В 1889 году император октроирует конституцию великой Японской империи, отменить или изменить которую мог только он сам. Решающую роль в подготовке конституции сыграл глава конституционного комитета, первый премьер -министр Японии Ито, который считал центральной объединяющей силой внутри страны должна стать императорская династия, олицетворяющая государство и нацию.

Конституция представляла собой умелое переложение заимствованных принципов из западных конституций и в первую очередь из конституции Пруссии 1850 года.

Конституция характеризовалась следующими чертами:

§ государственный суверенитет принадлежал не народу а императору, обладавшему верховной законодательной исполнительной и судебной властью.

§ японцам предоставлялись права, но не как естественные и неотчуждаемые, а как дарованные императором.

§ каждое из закрепленных прав имело предел, очерченный в законе

§ разделение властей только дополняло власть императора

Император по конституции царствует и правит Японией, его особа священна и неприкосновенна, он принадлежит к вечной на все времена династии.

К ведению императора отнесено: вопросы войны и мира, заключение международных договоров, руководство вооруженными силами, право роспуска парламента, почетные награды и звания, введение осадного положения и т.д.

Законодательная власть также принадлежала императору, который осуществлял её в согласии с имперским парламентом. Император утверждал законы и предписывал их исполнение. В целях общественной безопасности и спокойствия указы императора могли приобрести силу закона между сессиями парламента (парламентские каникулы 9 месяцев в году).

Министры назначаются императором и ответственны перед ним. Их деятельность рассматривалась как служение императору - сакральному центру конституционного порядка. Нет вотума недоверия. Сам император ответственен только перед богами. Считалось, что конституция - божественный дар императора народу и самоограничение императора.

Парламент состоял из палаты пэров и палаты депутатов. Для решения вопросов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов. Каждая палата обладала правом законодательной инициативы, и правом выступать с представлениями правительству. Для нижней палаты был установлен 25 летний возрастной ценз, имущественный ценз в 15 иен прямого налога и ценз оседлости в 1,5 года. Женщины и военнослужащие не получили избирательных прав. В верхней палате заседали принцы крови, представители титулованной и финансовой аристократии - люди имеющие особые заслуги перед императором. Сроки полномочий: нижняя - четыре года, верхняя - семь лет.

Парламент практически не имел рычагов воздействия на правительство. Парламент не контролировал финансы т. к. без согласия парламента бюджет мог утвердить император, от парламентских запросов правительство могло уйти сославшись на секретность запрашиваемого вопроса.

Действительно сильными и наделенными властью органами в Японии в то время был Тайный совет, Гэнро (совет старейшин) и министерство двора. Тайный совет назначался Императором, члены тайного совета всегда происходили из высших военно-бюрократических кругов. Тайный совет был независим как от парламента так и от кабинета министров. Этот орган обсуждал важнейшие государственные дела по запросам императора (ст. 56). Гэнро - внеконституционный орган, несмотря на это оказывал значительное влияние на политику страны в течении полувека, состоял из знати занимавшей свои посты пожизненно. Вся армия и военный флот были напрямую подчинены императору минуя даже соответствующих министров в правительстве.

Глава 2 была посвящена правам (свобода перемещения, местожительства, защита от произвольных арестов, свобода петиций, союзов и др.) и обязанностям (налоги, служба в армии) японского народа. Все права осуществлялись в установленном законом пределе. Также было провозглашено формальное право на свободу вероисповедания, а бывшая до этого государственной религия синто перешла в разряд государственного ритуала. демонстрация = формального характера прав.

Конституция 1889 года была сугубо консервативной, но несмотря на это она стала определенным шагом на пути ограниченной демократизации японского общества, что положительно сказалось на дальнейшем капиталистическом развитии Японии.

Наши рекомендации