Административные регламенты реализации государственных функций и оказания государственных услуг
Среди государственных функций выделяется функция оказания государственных услуг. Для нее предназначен специальный тип административного регламента – стандарт государственной услуги. Особенностью данной функции (оказание государственной услуги) является, то, что она может выполняться определенным исполнительным органом государственной власти (ИОГВ), (государственным агентством) или уполномоченным, в соответствии с законодательством, исполнителем. При этом исполнение данной функции зависит от волеизъявления заинтересованного лица, который во многих случаях выступает, как сопродуцент данной услуги, а исполнитель должен содействовать заявителю в реализации его прав, законных интересов и конституционных обязанностей.
В состав функций ИОГВ входят: государственные функции, т.е. те, ради которых существует конкретный ИОГВ, функции организации, с помощью которых организуется функционирование внутренней среды ИОГВ, граничные функции, заключающиеся в уменьшении отрицательных последствий деятельности, в том числе и в ограничении коррупции.
Государственные функции по тому, на кого они направлены, обычно делят на функции продуцирования продуктов власти для:
физических лиц (граждан),
бизнеса (коммерческих организаций и предпринимателей без образования юридического лица), общественных (некоммерческих) организаций;
органов власти.
Организационные функции можно разделить на функции необходимые для материально–технического обеспечения, оптимизации внешней целевой функции и минимизации издержек на продуцирование. Граничные функции можно разделить на функции минимизации вредных воздействий на внешнюю среду, уменьшения «трения» со средой и предотвращения отрицательного влияния внешней среды на внутреннюю среду.
Можно выделить три основных процесса в сфере стандартов государственных услуг:
разработка (изменение), обсуждение и принятие стандартов государственных услуг,
процесс взаимодействия исполнителей и заинтересованных лиц в соответствии с данными стандартами,
процесс продуцирования исполнителем услуги в соответствии с данными стандартами, включающий контроль или надзор исполнения услуг, применение и соблюдение данных стандартов.
Таким образом, существует три основных типа стандартов:
стандарт разработки, обсуждения и принятия государственных стандартов,
стандарт, регламентирующий процесс взаимодействия при оказании государственных услуг,
стандарт, регламентирующий процесс продуцирования государственных услуг.
Для получения государственной услуги физическое лицо иногда должно собрать несколько справок из разных ведомств. В этой связи, появилась идея «одного окна», которая должна обязательно найти свое воплощение в государственных стандартах. Идея «одного окна» подразумевает, что заинтересованное лицо может не собирать данных справок. Собирание информации по искомому «жизненному эпизоду» или «бизнес ситуации» берет на себя исполнитель «одного окна».
Юридические и физические лица (заявители) обращаются в ИОГВ в случаях, когда необходимо реализовать свои: права, законные интересы, исполнить возложенные на них конституционные обязанности.
В третьем случае заявитель вступает в правовое взаимодействие с ИОГВ, в котором он должен выполнить обязательные требования к такому взаимодействию, а ИОГВ должен обеспечить (содействовать) выполнение данных обязанностей заявителя в нормативные сроки.
Ст.47 ФЗ «О ггс»:
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
В должностной регламент включаются:
1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.