Ведийская религия и брахманизм
Главными источниками этой религии являются 4 больших сборника религиозных гимнов и заклинаний (самхитов). Наиболее древний сборник – Ригведа, где находится основной материал по ведийской мифологии. Атхарваведасодержит магические тексты. Яджурведасодержит описание ритуалов и вспомогательные жертвенные формулы. Самаведа состоит на 3/4 из гимнов Ригведы.
Самхиты - основа всей ведийской литературы. В тексты ведийского круга входят также сутры и шастры, которые содержат предписания об исполнении повседневных обрядов, социального порядка, зачатки законодательства.
Ригведа - сборник гимнов, содержащих обращения к тому или иному божеству с просьбой о материальных благах. Число божеств, их называют дэвы, велико. Основные из них, которые посвящены отдельные гимны, делятся на 3 больших группы:
1. Божества небосвода.
2. Божества воздушного пространства.
3. Божества земли.
Важнейшие божества:
Индра - бог громовержец и победитель сил хаоса.
Сурья - бог солнца.
Агни - бог огня.
Варуна - устроитель вселенной и поддерживатель общего миропорядка.
Особое место занимает культ Сомы - божества особого опьяняющего напитка, который употребляется во время ритуалов и считается символом силы и могущества.
Боги обитают на небесах и имеют антропоморфный облик, но нет конкретного описания этого облика.
Ведическая религия - это религия жертвоприношений и ритуалов. Постоянного места сосредоточения культа (храмов) не было, но для ритуальных церемоний сооружались алтари. Причем в жертвоприношении участвовали жрецы, функции которых были поделены. Функции жрецов могли только исполнять знатоки ритуалов и тайных магических формул.
В Ригведе содержится описание и социальной структуры общества. Ригведа освящает деление общества на 4 варны, т.е. группы людей имеющих религиозные и социальные функции.
Варна (санскр., букв. - качество, цвет), четыре сословия Древней Индии. Представителям самой высшей варны - брахманам- приписывался белый цвет - цвет чистоты, незапятнанности. Брахманы выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды, которым в Древней Индии придавалось исключительно важное значение; они считались представителями людей перед лицом богов, требовавших совершения жертвоприношений и произнесения заклинаний. Брахманы были также хранителями древней учености, знатоками священных текстов. В течение многих веков эти тексты, будучи еще не записанными, хранились исключительно в памяти ученых брахманов. Именно поэтому каждый брахман проходил длительное обучение: еще мальчиком отдавали его в дом учителя, где он проводил жизнь в труде и заучивании вед.
Вторую варну представляли кшатрии - воины. Им приписывали красный цвет - цвет огня, войны, решительности и энергии. Кшатрии с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. К этой варне обычно принадлежали правители государств.
Третья варна - вайшьи - земледельцы и ремесленники, «народ». Их цвет - желтый, цвет земли. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. Среди них были и весьма состоятельные люди.
Четвертая варна - шудры, или слуги. Их цвет - черный. Обязанность шудр - служить представителям высших варн. В отличие от брахманов, кшатриев и вайшьев, шудры не считались потомками древних ариев-завоевателей и, видимо, были потомками покоренного населения.
Три высшие варны назывались также «дваждырожденными», поскольку проходили обряд «второго рождения» (упанаяны)- посвящения в арии. Во время этого обряда на мальчика надевали священный шнурок, после чего он считался полноправным членом своей варны. Принадлежность человека к своей варне передавалась по наследству: ребенок, рожденный в семье брахмана, становился брахманом, и т. п. В Древней Индии осуждалась женитьба на женщине из другой варны. Особенным грехом считалось создание такой семьи, в которой жена выше по варне, а муж - ниже; тогда их дети становились неполноправными.
Однако не все жители Древней Индии принадлежали к четырем варнам, часть населения стояла вне этих сословий. Таковыми считались чандалы - «неприкасаемые»; они были настолько презираемы в обществе, что запрещалось к ним прикасаться, слышать их голос и даже видеть, чтобы не оскверниться.
У каждой варны есть своя сакральная функция: у брахманов – мокша - постижение истинного смысла человеческого бытия; у кшатриев – дхарма - моральный долг, защита общества; у вайшьев – артха - подчинение, служение, у шудры – такой функции не было.
Спустя некоторое время появляются комментарии к Ведам, которые называются брахманы. Потом появляются араньяки («лесные книги»), созданные для отшельников, упанишады («сидеть у ног учителя») - это филосовские тексты.
На основе упанишад и араньяков возникает брахманизм,согласно которому существует бог Брахма - вечный творец существ, определяющий их имена. Он появился из золотого яйца. Брахманизм объявил страдания несущественными, поскольку весь мир явлений - это лишь иллюзия. Реально существует лишь мировой дух. В брахманизме важным понятием является сансара(санскр. «блуждание, переход, перевоплощение души») - теория перерождения, согласно которой после смерти человека, душа переселяется в новое существо. Количество перерождений бесконечно и зависит от кармы (санскр. «деяние, поступок»), т.е. человеческой судьбы, которая может быть изменена человеческими делами.
В середине 1 тыс. до н.э. брахманизм переживает кризис, зреет протест против дорогостоящих ритуалов и засилья брахманов. Протест в первую очередь возникает у кшатриев и возникает новое религиозное течение - буддизм.
Буддизм.
Буддизм появляется в середине 1 тыс. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (563-483 гг. до н.э.). Мысль о страданиях живых существ обратила его к подвижничеству. И после долгих лет странствий, во время сна на него снизошло просветление. И Сиддхардха стал Просветленным - т.е. Буддой. Он начинает проповедовать, и к концу жизни у него появляется много последователей.
Существует 4 благородных истины буддизма:
1. Вся жизнь есть страдание. Причина страдания - страстное желание жизни, богатства, наслаждения, и главное - лучшей судьбы после перерождении.
2. Решение всех проблем в отказе от их решения.
3. Просветление - это отказ от всех желаний. Это полный контроль над духом и телом.
4. Путь, ведущий к просветлению – благородный, серединный, восьмеричный путь. Он предполагает праведность 8 частей: воззрений, стремлений, речи, поведения, жизни, учения, созерцания и самопогружения.
Конечная цель при этом – нирвана(угасание), после которой человек разрывает цепь перерождений и больше не рождается.
В буддизме нет обязательного соблюдения ритуальной частоты, не предается большого значения происхождению людей. Для достижения спасения необходимо отказаться от мирской жизни - собственности, семьи.
Последователи Будды – бхикшу (нищие), в оранжевых одеждах, бритоголовые, скитались по городам и распространяли учение Будды (дхарму). В последствии они стали организовывать монастыри, в которых жила монашеская община (сангха). Они занимались врачеванием, обучением. Но основным занятием была постоянная тренировка психики, чтобы достичь полного самоконтроля, а потом и нирваны.
Первоначально изображений Будды не было, а поклонялись его символам - смоковнице и колесу.
Основное культовое сооружение – ступа - искусственный холм, как правило, увенчанный зонтом. Ступа символизировала перевернутую миску Будды для подаяний. Верующие поклонялись ступе и заключенной в ней реликвии (волос, зуб Будды).
Первые записи проповедей Будды были сделаны на Шри-Ланке. Поскольку они были записаны на языке пали, поэтому они получили название палийский канон.
Буддийские тексты, составленные на местных разговорных языках, были более понятны населению, чем тщательно скрываемая от непосвященных санскритская литература брахманов. Распространение Буддизма способствовало появлению новых его школ и направлений. Постепенно некоторые буддийские школы стали признавать возможность спасения и для мирян, не отрекшихся от мирской жизни. Новым религиозным идеалом становится сострадание к близким, появляется представление о бодхисаттве - человеке, который жертвует собой и отказывается от нирваны и способствует освобождению людей от мучений и цепи перерождений. Бодхисаттвы становятся своеобразными буддийскими святыми. Появляется пышный культ бодхисаттв, меняется отношение к самому Будде, появляются его изображения, храмы.
Множество буддийских школ делятся на 2 основных направления:
1. Хинаяна (малая колесница) или Тхеравада(учение старцев) – узкий путь спасения (через монашество). Это ортодоксальный буддизм восходящий к учению самого Будды. Южный буддизм.
2. Махаяна (великая колесница) - широкий путь спасения (без ухода в монашество). Северный буддизм, именно он и стал мировой религией.
Индуизм
Брахманизм отреагировал на сложившуюся ситуацию (появление буддизма и других учений) и происходит его трансформация. Под влиянием буддизма брахманизм отказался от кровавых жертвоприношений и провозгласил принцип ахимсы (ненасилия). Брахманизм усваивает этические нормы новых религий, в нем усиливаются элементы монашеского аскетизма и созерцательности. Все большую роль начинает играть идея преданности и любви к Богу (бхакти) и, йогическое познание высшей истины, недоступной ни чувствам, ни рассудку (джняна). В результате в течение 1 тыс. н.э. брахманизм постепенно превращается в средневековый индуизм.
Основные религиозные доктрины индуизма:
- Атман («душа») - единый закон, по которому движется Вселенная. Он изначально объединен с абсолютным мировым духом (Брахманом).
- Карма («дело, действие») - любой акт, совершенный человеком неизбежно приносит свой результат, так или иначе определяя данную и последующую его жизнь.
- Сансара(«колесо») - чередующаяся и взаимообусловленная последовательность смертей и рождений.
- Мокша (нирвана) - освобождение от круговорота сансары, выход за пределы чередования смертей и рождений, обретение совершенства, т.е. достижение единства или даже тождества с Атманом и Брахманом.
Индуизм большое внимание уделяет йоге, т.е. набору психофизических упражнений для достижения особого состояния сознания, для достижения просветления, переживания единства с Богом.
Священные тексты индуизма делятся на 2 группы:
- шрути («услышанное») - тексты откровения. Откровение было получено древнейшими мудрецами (риши), которые своим чутким неземным слухом уловили некие божественные вибрации (шабда), поняли их и стали носителями высших знания или ведения. К текстам шрути относятся веды, брахманы, араньяки и упанишады, которые рассматриваются как абсолютный религиозный авторитет, что абсолютно не исключает существование порой взаимоисключающих комментариев к текстам.
- смрити («запомненное») - тексты предания. Тексты индийских эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна». Они содержат (особенно «Махабхарата») тексты исключительно религиозно-философского характера. Важной из них является входящая в «Махабхарату» «Бхагавадгита» («Песнь Господня»). К текстам смрити относятся и пураны - тексты эпохи поздней древности и раннего средневековья. Тексты богословского характера, в которых теологические и религиозно-философские идеи переплетаются с пересказом древнейших мифов, сюжетов из эпосов и наставлений культового уровня. К смрити относятся и итихасы(сочинения исторического характера), дхармасутры и шастры (тексты, формулирующие нормы поведения и религиозной практики для разных сословий). Формально статус смрити значит ниже статуса шрути, но реально роль священного предания очень огромна, именно она регулирует кастовые отношения.
Каста (португ. casta, - чистый; санскр. джати) - сословно-профессиональные группы, основанные на принципе родства, на эндогамии (внутренних браках), строгом соблюдением правил касты.
Индуизм не представляет собой единой организованной религии с определенной иерархией, церковными институтами. Он существует в виде отдельных направлений, школ, сект, учений, которые могут варьироваться. Главными общими признаками всех направлений индуизма является признание безусловного религиозного авторитета священных Вед и вера в божественный характер варно-кастовой системы.
Двумя ведущими направлениями являются:
- Вишнуизм. Вишнуизм высшим и единственным богом признает Вишну, все остальные боги считаются его проявлениями или аспектами Для вишнуитов характерна вера ваватары(«нисхождение») – периодическое воплощения бога на земле для спасения праведных и наказания грешников. Наиболее почитаемыми воплощениями являются персонажи индийского эпоса Рама из «Рамаяны» и Кришна из «Махабхараты». Оной из аватар Вишны является и Будда. Вишну изображают покоящимся на змее Ананта. Главным средством обретения освобождения считается бхакти - всеобъемлющая любовь и преданность богу.
- Шиваизм. В шиваизм единым и абсолютным богом считается Шива. Он описывается как бесконечный всеблаженный совершенно пассивный дух, но ему присуща особая творительная сила и энергия (шакти), которая олицетворяется в религиозном культе богини Кали (Дурга, Ума, Парвити), супруги Шивы и Великой матери мира. Шива является богом жизни и смерти и изображается в виде лингама (фаллоса), как бог жизни, либо в устрашающем виде с ожерельем из мертвых голов и с трезубцем, с синей шеей, как бог смерти. Шиваизм предполагает практику аскезы и сложных психофизических упражнений для освобождения и слияния с духом Шивы. С другой стороны уделяется большое внимание плотской любви. Эзотерический тантрический культ основан на представлении, что высшее проявление жизни – это акт творения. Поэтому чем изощреннее человек в любви, тем ближе он к божественному началу.
В индуизме есть своя Троица (Тримурти): Брахма (создатель Вселенной, он не имеет воплощений, им индусы интересуются мало), Вишну (охранитель Вселенной.), Шива (разрушитель Вселенной).
В основе культа индуизма лежит почитание божества, украшение его изображений гирляндами, курение благовоний, музыка, молитвы, жертвоприношения цветами и фруктами. Для индуизма характерна терпимость как к новшествам, так и к традициям.
4. Язык и литература.
Уже в 1 тыс. до н.э. в Индии сложилась уникальная языковая ситуация, которая повлияла на характер всей индийской культуры. Определяющим моментом было длительное существование особого литературного языка санскрита, который остался неизменным вплоть до нашего времени. Одновременно с санскритом употреблялся другой древний язык - ведийский, на нем были составлены религиозные гимны. Около 3 в. до н.э. появляется литературный язык буддизма - язык пали. Для художественной литературы и театра сложился язык пракриты. А разговорным языком были 7 основных диалектов языка бхаша.
В настоящее время в Индии государственными языками являются английский и хинди. Кроме того существует1600 языков и диалектов разговорных языков (урду, телугу, каннара, бенгальский, томильский и др.)
Индии слоговая система письма.
В литературе на центральном месте находится религиозная литература: ведийская, буддийская.
К ведийской литературе относятся: Веды, брахманы, упанишады.
Веды были записаны поздно, но и потом передавались устно, заучивались. Ригведа состоит из 1028 гимнов. Это произведение многих авторов, различных по своему стилю и достоинствам. Ригведа делится на 10 циклов (мандалов). Книги со 2 по 10 содержат древнейшие гимны. Наиболее важная 10 книга, создана намного позднее остальных, рассказывает о мироустройстве. Большая часть ведийских гимнов связана с жертвоприношениями. Огромное внимание уделялось точности истолкования текстов, что привело к появлению специальных дисциплин - фонетики и этимологии.
Самыми ранними Упанишадами являются «Брихадараньяка», «Чхандотья», «Таиттирия», «Айта-рея», «Каушитаки» и «Кена».
Основу буддийской литературы составляет Палийский канон - Типитака («3 корзины») – записанный на языке пали, являющийся каноническим для хинаяны. Или «Трипитака», записанная на санскрите, являющаяся канонической для махаяны. В первой корзине находятся уставы и правила поведения монахов и монахинь. В средней содержались изречения Будды, притчи и предания о его жизни и предшествующих существованиях (джатаки). В последней - тексты по буддийской философии и психологии.
Эпическая литература представлена великими эпическими поэмами: «Махабхарата» и «Рамаяна». «Махабхарата» является одним из самых крупных произведений в мировой литературе. Ее автором считается мудрец Вьяса. Поэма повествует о междоусобной войне в царстве Куру. Автором «Рамаяны» считается мудрец Вальмики, который был современником героев сказания. Она также повествует о борьбе за власть и подвигах Рамы.
Древнейшим из сохранившихся памятников классической санскритской поэзии являются произведения Агивагхоши. Главное место в поэзии занимают темы любви, природы. Большое значение имеет метафора, игра слов, дхвани (отзвук), т.е. очарование, заключенное в словах и фразах, т.к. слова имеют прямой смысл и сопутствующий, главное значение и оттенки значений.
В 4-5 вв. до н.э. появляется грамматика санскрита, составленная мудрецом Панини - самое совершенное описание языка в мировой науке вплоть до 19 века.
Постепенно санскритская литература приобретает нарочито изысканный, придворный характер.
Драма была представлена большим количеством пьес (от коротких одноактных сценок до больших десятиактных пьес). Текст пьесы состоял из прозы вперемешку со стихами. Классическое единство не соблюдалось. Одну сцену от другой могли отделять годы во времени и расстояния в пространстве. Запрещалось изображать на сцене насильственные действия. В театрах не было трагедий. Среди ведущих драматургов наиболее известен Калидаса (4-5 вв. н.э.) Автор нескольких крупных героических поэм на мифологические и исторические темы («Малавика и Агнимитра», «Мужеством обретенная Урваши», «Шакунтала, или Перстень-примета»).
Одно из самых значительных произведений древнеиндийской драматургии – драма «Глиняная повозка» Шудраки (ок. 5 в.)
В 3-4 вв. были написаны на санскрите сборники книг «Памчатантра» («Пятикнижие») – басни, сказки, притчи и новеллы нравоучительного характера.
Расцвет средневековой литературы приходится на 15-17 вв.
Выделяют 2 направления:
- народное (Харибхарде «Повесть о плутах» (7-8вв))
- придворное (героические поэмы, лирические поэмы) (Джаядевы «Гитаговинда» (12в), крупные поэты: Чондидаш, Кабир, Нарасинх Мехта (15в), Мукундорам Чокроборти, Сурдас, Экнахт (16в), Гизали, Фаизи, Урфи, Бихари Лал, Бхушан, Вали, Туке Раму, Вемана (17в))
На литературу Индии повлияло мусульманское завоевание. К 16 в. укрепилось государство великих Моголов, где широкое распространение получил персидский язык (стал языком делопроизводства и придворной историографии в Делийском султанате)
В период колониальной зависимости на развитие литературы большое влияние оказывала Англия.
В 18 веке наибольшее развитие литература получила в Бенгалии. Поэт Бхаротчондро Рая (1713-1760) –является родоначальником литературы Нового времени. Ему принадлежит поэма «Песнь во славу Онноды» - восхваление местных богинь, написанная в традиционном жанре монгол.
Мусульманская литература в 18 веке развивалась на языке урду (поэт Вали Ауранабади).
В 19 веке самыми известными писателями были:
Галиб Мирза Асадулла-хан (1796-1869), писавший на персидском языке (фарси) и урду. Его гуманистические стихи связали классическую поэзию с современной. Ему принадлежат также филологические и исторические труды.
Лаллуджи Лала в 1803 году написал первое прозаическое произведение на хинди.
Раму Мохан Раи (1772-1833) выступал против кастового неравенства, за светское образование и приобщение к европейской культуре..
В 19 веке появляются произведения на английском языке (драматург Модкушудон Дотто (1824-1873) написал «Гибель Мегхнада»)
Во второй половине 19 века получили признание европейские литературные жанры – роман, повесть, драма. Первая повесть появилась в 1865 г. – «Дочь коменданта крепости» Бонкимчондро Чоттопадхай (1838-1894).
В 20 веке индийская литература получает мировое признание. В 1913 году Нобелевскую премию по литературе получает Робиндранат Тагор (1861-1941)- бенгальский поэт, писатель, главной темой творчества которого было национальное освобождение («Гора», «Дом и мир»), родоначальник политической лирики («Африка», «Прантик»).
Премчанд (наст. имя Дханпатрай Шривастав) (1880-1936) - индийский писатель, писал на хинди и урду. Его романы «Приют», «Обитель любви», «Арена», «Поле битвы», «Жертвенная корова», рассказы и публицистика отмечены антиколониальной и антифеодальной направленностью.
Джайшанкар Прасад (1889-1937) писал на хинди. Один из основоположников романтического направления в индийской литературе и социальной новеллы («Семь лотосов»). Ему принадлежит философская поэма «Камаяни». Создал психологическую драму, используя традиционные исторические сюжеты: «Скандагупта», «Чандрагупта», «Титли».
Музыка, театр
Музыка в Индии определялась как «сангит», что подразумевало единство пения, танца и музыки. Специальные трактаты по музыке появились на рубеже нашей эры. Один из первых и наиболее известный – «Бхаратиянатьяшастра» ( в нем сделана попытка понять как музыка влияет на мораль и нравы, законы красоты и соразмерности звуков, закономерности высоты звуков, их длительности и ритма). Музыке приписывались магические свойства, с этой точки зрения подбирались инструменты в придворный оркестр.
Музыкантами были представители низших каст. Обучение длилось 12-15 лет. Сложились две традиции: высокая – «музыка знания» - теоретически осмысленная, специальным образом организованная и предназначенная для «благородных» ушей; и низкая «музыка земли» - народные песни, танцы, инструментальная музыка крестьян и ремесленников.
Учение о театре зародилось в древности. Один из первых трактатов о театральном искусстве «Натьяшастра» (1-2 вв.). Главная идея трактата в том, что все сценическое поведение актера (поза, жесты и т.д.)определяются эмоциональным состоянием действующих лиц. Эмоции героев диктуют выбор и музыкального сопровождения спектакля, костюмов, грима.
Известными теоретиками театра были Анадавардхана (9в.), Абхинавагупта (н. 11в.).
Среди национальных театрализованных действий:
- Тамаша - индийские песенно-танцевальные представления о героях-воинах периода маратхских войн (17 в.); затем стали народным зрелищем, отражавшим современную жизнь Индии.
- Джатра - музыкальное танцевальное представление в Индии. Также драматический жанр, возникший в 16-17 вв.; в кон. 19-20 вв. обогащается темами и сюжетами исторического содержания
В 1786 г. в Бенгалии поставлен первый театр европейского типа (создатель - ярославский композитор Г.С. Лебедев).
В 1853 г. в княжестве Ауд поставлена первая опера.
В 1872 году создан первый профессиональный бенгальский театр. Его отличает условность и символизм.
Особенно сильно символизм проявился в театр Катхакали, в котором строго определенный смысл имели любые позы, жестов и грим актеров.
Архитектура и искусство.
От древнеиндийской архитектуры не сохранилось памятников, т.к. основным строительным материалом были недолговечные кирпич и дерево.
В ведический период культовым сооружением был жертвенный стол (юпа) и жертвенные алтари различных видов. Существовала целая система расчетов высоты этих алтарей. Единицей измерения был рост человека.
Конструкция жилого дома: в центре стоял столб, на который первоначально опиралась крыша и несколько столбов по сторонам света. Дверь ориентировалась на восток, юг или север. Обычно дом состоял из 3 помещений, которые с 3 сторон окружали внутренний двор. С 4 стороны была стена с калиткой.
Буддийская архитектура. Наиболее ранним сооружением была - ступа, с квадратными или круглыми цоколями, которые символизировали землю. Полусферический купол символизировал воздушное пространство. Сквозь купол проходит вертикальная ось, сверху завершаясь пирамидой зонтиков, символизирующих 7 небес. Внутри ступы находится кубическая камера, в которой находились останки Будды. Самая известная ступа находится в Санчи (2-1 век до н.э.) Самая большая ступа находится на Шри-Ланке.
Другим буддийским сооружением является чайтья - любое сооружение, которое возводится над ступой. Первоначально строилась из дерева, с 3 века до н.э. начинает высекаться из цельной скалы.
Вихара- обитель для буддийских монахов. Квадратный или прямоугольный зал с плоской крышей.
Ранние индуистские храмы появились в конце 1 тыс. до н.э. Существует несколько видов храмов:
1. небольшие одноэтажные круглые, квадратные, или в форме птицы здания.
2. Глухараджа - храм, подобный пещере.
3. Кунджара - храм, подобный спине слона.
4. высокие храмы, которые символизировали мировую гору. Они имели 6 - 12 этажей.
Все индуистские храмы представляют собой святилище - место, где находится божество.
В 6-8 вв. строились пещерные храмы и храмы, высеченные из монолита (в Эллоре, Элефанте, Аджанте и др.), которые славились своими барельефами, скульптурой, росписью. С 9 в. началось строительство культовых сооружений из тесаных камней. Внутренние помещения этих храмов были низкими и темными. Доступ туда был разрешен лишь служителям культа. Наибольший интерес представляет внешнее убранство. Во дворе храма и в нишах стен были установлены скульптуры, изображающие бога, которому был посвящен храм, или сцены из эпоса. Таких скульптурных фигур было так много, что сам храм воспринимался лишь как постамент для них. В дальнейшем, однако, наблюдается упадок монументальной скульптуры, исчезли ее живость и разнообразие.
Наиболее известными храмами являются храм в Кайласе и Каджурахо, посвященные Шиве. Храм в Кайласе является самым большим в мире монолитным сооружением, имитирующим каменную постройку. Он вырублен из цельного куска камня высотой 40 метров, длиной 80 метров и шириной 50 метров. Каждая стена храма украшена скульптурами слонов, львов в натуральную величину, а одна из башен украшена сценами из «Махабхараты».
Комплекс из 22 храмов в Каджурахо (создан в 10-11в) украшен рельефами и скульптурами, называемыми энциклопедией любви.
Скульптура Древней Индии была преимущественно культовой. Основное ее назначения создание изображения божества для почитания, или для украшения культовой архитектуры (в основном рельефы). Наиболее древние памятники - колонны с надписями царя Ашоки. Колонны (стамбхи) устанавливались в наиболее значимых для буддистов местах.
Во 2 половине 1 тыс. до н.э. разработаны каноны изображения божеств. И в скульптуре и в живописи художник должен соблюдать принцип саджива («быть живым»). Основной материал для скульптуры - дерево, глина, слоновая кость.
Скульптурные изображения, ставившиеся в храмах, не сохранились, т.к. их изготавливали на определенный срок. По истечению срока изображения теряли божественную суть и уничтожались.
В отличие от скульптуры роль живописи была невелика. Материалом служили деревянные доски и ткань, пропитанная млечным соком фигового дерева и травы дурва. Живописные полотна вывешивались в частных домах и специальных галереях, выставлялись на улицах во время праздников. Росписями покрывали стены частных домов, дворцов и храмов. В частных домах можно было изображать только веселое и приятное, большое место занимали портреты. Рисовали мужчин и женщин. Основным памятником монументальной живописи являются росписи в Аджанте - буддийском скальном монастыре. Они были созданы со 2 века до н.э. по 8 век н.э. Росписи выполнены на сюжеты джатак. Они плоскостны, имеют яркий цвет, иногда один рисунок находит на другой, большое значение предавалось контуру.
Памятником исламского периода - Тадж-Махал - мавзолей султана Шах-Джахана и его жены Мумтаз-Махал (ок. 1630-52, архитектор, вероятно, Устад Иса и др.) в городе Агра. Это пятикупольное сооружение (высота 74 м) на платформе, с 4 минаретами по углам. Стены выложены белым мрамором с инкрустацией из самоцветов. К Тадж-Махалу примыкает сад с фонтанами и бассейном.
Наука
Особых успехов достигли математика, астрономия и медицина. Средневековая Индия дала целую плеяду знаменитых математиков, открытия которых предвосхитили многие научные достижения нового времени. Так, Арьбхата вычислил значение π, равное 3,1416. Применялась теорема, называемая у нас теоремой Пифагора, было предложено решение целой серии уравнений, были известны синус и косинус. Применение тригонометрических функций и введение системы десятичного счета оказали влияние па все последующее развитие математической мысли. Высокого уровня достигла астрономическая наука. Были усовершенствованы методы вычисления положения планет, периода вращения звезд, измерения времени. Арьбхата высказал смелую по тем временам мысль о видимом вращении небесной сферы, являющемся результатом действительного вращения Земли.
Значительные знания были накоплены в области медицины. При лечении болезней большое значение придавалось водным процедурам, применению трав, диете. Источники свидетельствуют о таких сложных операциях, как трепанация черепа, удаление катаракты, камнесечение, наложение внутренних швов и др. В медицинских трактатах большое внимание уделялось описанию болезней и систематизации их симптомов.