Молодежь в системе социологического знания
1.1. История выделения молодежи в особую социальную группу, 1.2. Роль социальных институтов семьи, образования, работы и досуга в жизни молодежи. 1.3. Движение от безответственности к ответственности как важная характеристика молодежи.
1.1. История выделения молодежи в особую социальную группу
Категория «молодежь», помимо научного дискурса, активно используется в обыденной речи. В связи с этим в рамках первой темы очертим социологические характеристики молодежи как социальной группы. Общепризнанно, что в качестве особой социальной группы молодежь выделилась с началом индустриальных революций в конце XVII - начале XVIII вв. Данный процесс явился результатом изменения взаимоотношений между семьей и производством вследствие усложнения последнего. Если до этого отец имел возможность передать свое ремесло сыну в рамках домашнего, семейного обучения, то сложные производства — мануфактуры и фабрики — потребовали внесемейного обучения. В доиндустриальных обществах как только молодой человек приступал к работе, помогая родителям, он становился взрослым. Существовал даже обряд инициации — посвящение во взрослые. Таким образом, молодые по возрасту люди не составляли особой социальной группы молодежи — происходил непосредственный переход от детства к взрослости. С появлением в индустриальных обществах институтов внесемейного образования — ремесленных училищ, университетов — в обществе выделилась особая группа молодых людей, которые отрывались от семьи, но еще не обретали полной независимости, то есть не могли считаться взрослыми. Они занимали промежуточный, переходный статус между детьми и взрослыми.
Данную группу с социологической точки зрения и принято рассматриватьв качестве молодежи.
1.2. Роль социальных институтов семьи, образования, работы и досуга в жизни молодежи
Исторически первый сложившийся подход к определению молодежи — узкоэмпирический, описывающий молодежь по возрастному критерию (молодежь — это люди в возрасте от 16 до 30 лет). В настоящее время более распространены подходы, учитывающие, помимо возрастного аспекта, и социологические характеристики молодежи как социальной группы. Наиболее эффективным является подход, в соответствии с которым молодежь можно наиболее адекватно охарактеризовать с точки зрения ее движения:
• от зависимости к независимости;
• от безответственности к ответственности.
Рассмотрение молодежи в рамках первого вектора предполагает, что молодые люди не так зависимы от родителей, как дети, но при этом они еще не достигли уровня экономической и социальной независимости, свойственного взрослым. Данный переход непосредственно связан с такими социальными институтами, как семья, система образования, работа, сфера свободного времени и досуговой активности. Рассмотрим их в соответствующей последовательности.
1. В описании движения от зависимости к независимости как ха-
рактеристики, отличающей молодежь от детей и взрослых, немаловажную роль играет изменение внутрисемейных отношений, связанных со вступлением детей в период молодости. Семья постепенно теряет свое влияние на молодого человека, по мере взросления психологическая, материальная зависимость его от родителей становится все менее ощутимой. Создание же своей семьи может считаться одним из этапов перехода во взрослую жизнь.
2. Система образования. Первое социальное движение ребенка к
независимости происходит с поступлением в школу. Институты образования являются одними из главных агентов социализации, причем важную роль здесь играет не только формальная организация и влияние взрослых, но и взаимодействие в рамках класса со сверстниками.
Большинство современных школьных систем основано на принципе достижителыюсти — по критерию успеваемости выстраивается школьная иерархия, где хороший ученик автоматически принимается в качестве положительной личности, и наоборот. Происходит постоянное направление ребенка в нужную учи-
телю сторону с помощью особой системы норм, ценностей и санкций. Однако изменения, происходящие в обществе, отражаются и на смене представлений о путях и уровнях достижения успеха в школе. Этот процесс, в свою очередь, влияет на реакцию учеников: в разных странах и в разное время школьники выбирают различные стратегии поведения и ответов на задаваемые вопросы. Именно школа в большей степени формирует конформизм/нонконформизм в структуре ценностей взрослеющего человека.
Окончание школы является важным этапом пути от зависимости к независимости. Часть выпускников предпочитает дальнейшее обучение, другая — выход на рынок рабочей силы или другие виды деятельности. Студенты средних и высших учебных заведений представляют собой «классическую», с точки зрения социологии, группу молодежи — это уже не дети, но еще не взрослые. Система образования в высшей школе имеет несколько иную организацию. Студенты более независимы в своих действиях, система достижительности в вузах работает менее эффективно, нежели в школе. Окончание учебы, поступление на работу чаще всего сопровождается созданием собственной семьи, обретением полной независимости, а следовательно — достижением статуса взрослого.
3. Следующим этапом в движении молодежи от зависимости к независимости является работа как любая форма социальной занятости. Выпускники школ, отказавшиеся от продолжения обучения и начавшие работать, формально могут быть отнесены к независимым, а следовательно, взрослым членам общества. Тем не менее, существует ряд факторов, позволяющих выделить категорию «работающей молодежи». Данная группа все еще включена в процесс достижения статуса взрослого, так как чаще всего продолжает совместное проживание с родителями, получает невысокую заработную плату, что обусловливает материальную зависимость молодых людей от родителей. Кроме того, и на рабочем месте молодой человек находится в зависимом положении, так как определенное время является обучаемым, не имея всех необходимых навыков.
4. Свободное время. Досуговая активность молодежи связана с раз-
личными формами молодежной культуры, являющейся одним из важнейших источников достижения независимости (в том числе и независимости от культурных образцов, предлагаемых
взрослыми). То, как молодые люди выражают себя в досуге (формы потребления культурных образцов, стиль одежды, музыка, танцы), делает их особой социальной группой. По мнению многих исследователей, социология молодежи есть прежде всего социология молодежного досуга.
В настоящее время, помимо традиционных форм досуговой активности молодежи, появляются совершенно новые. Благодаря развитию компьютерных технологий и мировых информационных сетей молодой человек получил возможность моделировать свой жизненный стиль в частной, а не в общественной сфере, при этом ориентируясь на стиль извне. Грань между публичной и частной сферами стирается — находясь у себя дома, человек с помощью компьютера получает возможность общаться со всем миром. Существуя в разном географическом пространстве, коммуникаторы сосуществуют в едином временном векторе. Результатом является сверхконцентрация на себе, саморазвитие, выработка индивидуального стиля жизни. Изменение сферы досуговой активности определенным образом влияет и на формирование молодежью своей идентичности. Таким образом, движение молодого человека от зависимости к независимости представляет собой составную часть процесса социализации, происходящей при помощи перечисленных факторов. Согласно концепции социализации, уровень развития личности, система ее норм и ценностей, стиль и образ жизни являются результатом взаимодействия индивида и социальной среды. Данное взаимодействие определяется характером социальных процессов в обществе и психологическими особенностями личности, с помощью которых происходит, с одной стороны, интериоризация — усвоение системы знаний, норм и ценностей, принятых в данном обществе; с другой стороны, экстериоризация — введение в социум новых форм и способов жизнедеятельности созданием новых субкультурных образцов или индивидуальных стилей жизни. Признаком успешной социализации является приобретение молодежью социальной компетентности и идентичности, обеспечивающих эффективное осуществление статусного перехода в мир взрослых; проявление социальной активности, желания и возможностей интеграции в социум.
1.3. Движение от безответственности к ответственности как важная характеристика молодежи
Второй важный вектор в характеристике социологической категории «молодежь» связан с понятием «ответственность». Именно в период перехода от детства к взрослости молодой человек принимает на себя максимальную ответственность в различных областях личной и общественной жизни. Молодой человек принимает ответственность за свои поступки как в семейном кругу, так и перед государством, общественными институтами, — признается дееспособным гражданином. Можно выделить два вида ответственности:
• регламентирующая ответственность — в соответствии с ней за-
кон определяет взросление индивида, предписывает определенный возраст наступления ответственности за совершенные действия, преступления, обязывает к каким-либо действиям (например, к службе в армии);
• разрешительная ответственность определяет способность инди-
видов к определенным действиям, исходя из их биологического возраста. При этом государственные предписания и рекомендации не являются обязательной нормой для всей молодежи. Так, большинство молодых людей вступают в брак через несколько лет после того, как это официально разрешено, а некоторая часть, напротив, — до этого срока.
Вопросы для самоконтроля:
1. История выделения молодежи в особую социальную группу.
2. Молодость как этап жизненного цикла.
3. Молодежь как единица социологического анализа.
4. Молодежь как предмет общественных наук.
5. Специфика социологического изучения молодежи.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Границы и основные стадии молодежного возраста.
2. Особенности биологического развития молодежи.
3. Место и роль молодежи в современных этнических группах.
Темы докладов и рефератов:
1. Понятие «молодежь» и опыт его изучения в науке.
2. Место и роль молодежи в современном обществе.