Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями... Санкции обретают законность на основе норм.
Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычки — это установившаяся схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), которые свидетельствуют о плохих манерах.
Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих...
В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи - неписаные правила поведения.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.
Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Традиция - всё то, что унаследовано от предшественников... Традиционными могут стать встречи бывших одноклассников, однополчан, подъём национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие — в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом.
(В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин)
21. Что авторы называют традицией? Почему традиции необходимы для развития общества? Какие примеры традиций приведены авторами?
22. Что авторы называют привычками? Какие два типа социальных норм, основанные на привычках, названы в тексте? Какое различие этих типов норм названо авторами?
23. Авторы рассматривают связь социальных норм и санкций. Используя текст и обществоведческие знания, укажите любые два вида санкций и критерий(-и) их выделения. На примере взаимодействия в школьном коллективе проиллюстрируйте применение этих двух видов санкций
24. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения необходимости соблюдения социальных норм всеми членами общества.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.
26. Все формы и направления культуры тесно связаны между собою. Проиллюстрируйте любыми тремя примерами взаимосвязь и взаимодействие между различными формами культуры: народной, массовой, элитарной. (Сначала запишите иллюстрируемую взаимосвязь, затем конкретный пример.)
27.В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек как духовное существо».
29. эссе
29.1 Философия «Мы научились летать в небе, как птицы. Мы научились плавать в океане, как рыбы. Теперь осталось научиться жить на земле, как люди» (Дж. Бернард Шоу)
29.2 Экономика «Не экономить нужно, а искать новые источники дохода» (А. Кончаловский).
29.3 Социология, социальная психология «Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства» (Е.А. Крашенинникова)
29.4 Политология «Закон должен властвовать над всеми» (Аристотель).
29.5 Правоведение «Свобода есть право на неравенство» (Н. Бердяев).
БЛАНК ОТВЕТОВ
Ф.И.____________________
________класс
№ | ОТВЕТ |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. | |
15. | |
16. | |
17. | |
18. | |
19. | |
20. |