Идеология - атрибутивный признак государства. Ее основные функции
Теперь рассмотрим, что из себя представляет государственная идеология. Государство, будучи формой самоорганизации в единое целое определенного сообщества людей, т.е. формой бытия нации (народа), с момента своего конституирования становится носителем идеологии данного народа, или носителем национальной идеологии. С наибольшей полнотой данное положение находит свое проявление в жизнедеятельности общества демократического типа. На это обратил внимание Э. Дюркгейм, который интерпретировал государство как форму проявления самосознания народа: «Для демократического общества народ и государство - это только две стороны одной и той же сущности. Государство - это народ, входящий в сознание более полное, ясное». Поэтому государственная идеология может быть только национальной идеологией. И напротив, совокупность идей, которая противоречит коренным интересам данной нации, не может выступать в качестве ее национальной, а значит, и государственной идеологии.
Политически, т.е. государственно, организованное сообщество всегда нуждается в государственной идеологии, позволяющей объединять народ или народы во имя будущего, во имя ясно осознанной цели, во имя обеспечения устойчивого и динамичного развития. «Государство, - писал испанский философ Ортега-и-Гассет, - каким бы оно ни было - первобытным, античным, средневековым или современным, это всегда приглашение группой людей других людских сообществ для совместного осуществления какого-то замысла. Замысел, каковы бы ни были его частности, в конечном счете заключается в организации нового типа общественной жизни. Государство и программа жизни, программа человеческой деятельности и поведения, - понятия неразделимые». (Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2001г., с.162). Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свои черты как таковое. Разрушение государственной идеологии означает разрушение и самого государства. Подтверждение - опыт Советского Союза. В период перестройки Советский Союз лишился своей идеологической основы и перестал существовать как государство. На это, как основную предпосылку гибели СССР, указывал бывший президент США Б. Клинтон: «...Расшатав идеологические основы, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке».
Хорошо сформулированная государственная идеология, таким образом, есть непременное условие эффективности как внутренней, так и внешней политики государства,обеспечения его стабильности и прочности. Она мобилизует граждан на достижение общественно значимых целей - в этом ее основное предназначение.
Государственная идеология выполняет следующие функции:
1) теоретическая - она позволяет создать определенную теоретическую модель социального мира, места и роли человека в нем;
2) оценочная - дает возможность выявить и обосновать ценность тех или иных социальных явлений, из которых складывается социальная действительность, а также соотнести эту действительность с потребностями, желаниями, предпочтениями и стремлениями большинства людей;
3) целеполагания- формулирует цели, способные увлечь людей на активную деятельность. При этом призывы и требования идеологии выступают не в абстрактной, а в конкретной форме. Выявляемые цели вбирают в себя исторический опыт многих поколений, несут в себе особенности образа жизни и менталитета данного народа;
4) создание позитивного образа желаемого будущего дает возможность сформулировать такой образ общественного устройства, который бы удовлетворял потребности, интересы, стремления многих людей, желательно, их большинства;
5) образовательно-воспитательная- ее задача сформировать у людей определенные политические, нравственные, эстетические и иные убеждения и ценностные ориентации;
6) мобилизующаяфункция позволяет задавать людям ту или иную направленность мыслей, чувств, мобилизовывать их волю, интеллект, действия для достижения определенных целей;
7) мотивационнаяфункция формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам, делам и т.д.
Сегодня идеология государства не может развиваться только на национальной почве, т.к. современный мир очень взаимосвязан и взаимозависим, отсюда явлениеглобализации. Идеология любого современного государства и глобализация непосредственно связаны. Это проявляется в том, что цели и задачи конкретного государства в наши дни в значительной степени определяются глобальными процессами.
Процесс глобализации является не только процессом экономической интеграции государств и обмена ими технологическими достижениями, но и комплексами идей. Процесс глобализации не только расширяет границы и универсализирует содержание современных типов идеологии. Исторические и традиционные принципы, ценности и идеалы идеологии государствав таких условиях также подвергаются трансформации, универсализируются и глобализируются. Глобализация - объективный процесс, который накладывает отпечаток не только на природу идеологии, но и на особенности функционирования государства как социального института. В условиях глобализации ролль национального государства даже возрастает, т.к. оно должно выступать гарантом сохранения национальных, этнических, культурных, языковых и иных ценностей, а глобализация в таком случае не должна означать размывание всех национальных рамок и культурной специфики.
С этой точки зрения важной составной частью идеологии государства в глобализирующемся мире является идея о роли и функциях государства по защите интересов народа, его коммуникативно-деловых связей во всех сферах жизни.
Таким образом, государство должно сознательно осуществлять свою идеологическую функцию, т.е. разрабатывать, развивать и распространять различными способами определенную систему базовых ценностей и целей, направленных на интеграцию и развитие сообщества.