Из записки секретаря цк кпсс л. ф. ильичева и заместителя заведующего идеологическим отделом цк д. а. поликарпова в цк кпсс. 19 декабря 1964 г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

цикловой комиссией общего

гуманитарного и социально- Заместитель директора

экономического цикла __ _____________ Р.У. Тихонова

Протокол № от _20___г.

Председатель: Пр.№ __ от «__»_________20__г.

_________________ А.В. Петров

Методические рекомендации

По выполнению практической работы № 2

По дисциплине: «История»

Наименование работы: «Работа с наглядным и текстовым материалом, раскрывающим характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиций русской культуры».

Для специальности: 080110 «Банковское дело» (базовая и углублённая подготовка)

Работа рассчитанана 2 часа

Казань – 2013

Цель работы

1. Проследить основные изменения в развитии духовной жизни и культуры советского общества в 1964-1985 годах.

2. Показать общие условия развития советской культуры в 70-е – 80-е годы ХХ века и расширение влияния неофициальной культуры/

3. Раскрыть причины и содержание противоречий в развитии советской культуры в этот период.

4. Охарактеризовать культуру советского «андеграунда» и ее влияние на общественные настроения.

5. Показать предпосылки формирования диссидентского и правозащитного движения в СССР (общественные идеалы, виды деятельности, яркие личности участников, их книги и выступления.)

Литература

1. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России: учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2012. — 576 с. Гл. 20

2.История России. ХХ - начало ХХI в. Учебник для 11 кл. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. – М.: Русское слово, 2007. - 260 с. Гл. 6

3. Никонова С.И.Духовная жизнь советского общества в 1965-1985 гг.: идеология и культура. – Казань, Казанский государственный университет, 2006. – 228 с.

Вопросы для самоподготовки и самоконтроля

1. В чем состояли особенности духовной жизни советского общества в это время?

2. Каковы, на Ваш взгляд, причины диссидентского движения в СССР, его цели, методы? Какую роль оно сыграло в формировании новой идеологии советского общества?

3. Каковы были результаты и итоги новых веяний в научной и культурной жизни страны?

4. Как влияла КПСС на развитие литературы в стране?

5. Расскажите о новых направлениях в изобразительном искусстве и архитектуре этого времени в СССР.

Задания

Задание№1

Охарактеризуйте процессы, происходящие в общественно-политической жизни советского общества в 1965-1985 гг. Раскройте роль идеологии в советском обществе.

Общие условия развития культуры:

1. В чем проявилась потеря советским обществом идеологических ориентиров? 1. Пересмотр русской истории, с расстановкой акцентов на негативное отношение к ней. 2. Замена идеологизированной культуры на эрзац-культуру. 3. Раскол общества на две группы : - одна часть идеализировала прошлое - вторая часть стремилась к демократическим изменениям. 4. Обращение молодежи к материальным ценностям в противовес духовным 5. Безразличие молодого поколения к собственной истории и культуре. 6. Усиление интереса общества к религии.    
2. Как можно определить тип государства и общества СССР в 1965-1985-е годы? 2. Это уже не тоталитарное, и даже не совсем авторитарное государство. Советское государство в 1965-1985-е годы можно определить как идеократическое. Русский мыслитель и историк Н.Н. Алексеев определял идеократию как «подчинение социальной жизни конкретному идеалу…, вытекающему из культуры, религии и духа нации и государства, остающимся постоянным, несмотря на политические, идеологические, этнические и даже религиозные катаклизмы». В идеократическом государстве сущность национальной идеи – приоритет идеологии над политикой, обществом, культурой и духовной сферой. Эти реалии приходят в противоречие с марксистким постулатом: «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание». Это противоречие в 1965-1985-е годы становится для правящей элиты самым заметным антагонизмом с думающей частью общества.

Задание № 2.

Рассмотрите, является ли советская идеология продолжением идеологии российской империи, с поправкой на исторический период и изменившиеся социально-экономические условия?

Задание № 3.

Прокомментируйте следующее высказывание исследователя советского искусства Г.С. Феймана: «Все истории, написанные в советские годы, от истории партии, государства вплоть до истории любого вида искусства страдали коренным недостатком – они являлись не научным исследованием, а идеологическим оформлением поставленной перед историками задачи».

Задание № 4

1. Сформулируйте предпосылки и причины развития диссидентского и правозащитного движений в 1970-е гг. В каком смысле участников этих движений называли «детьми ХХ съезда КПСС»?

2. В чем заключаются основные отличия оппозиционного движения 1970-х гг. от аналогичного движения в период «оттепели»?

3. Какую роль диссидентское и правозащитное движения сыграли в общественно-политической жизни СССР? Как к этому явлению относились в 1970-е и в 1990-е годы? С чем, по вашему мнению, связаны различия в исторических оценках?

Задание № 5

Раскройте влияние политики “гласности” на духовную жизнь общества, ответив на следующие вопросы:

1. Когда и где впервые прозвучал термин «гласность»?

( Наряду с экономикой также отставала как духовная, так и культурная жизнь страны. И если в экономике перестройка началась с постановки задач “ускорения” социально–экономического развития, то в духовной и политической сфере ее лейтмотивом стала “гласность”.

Термин “гласность” впервые прозвучал на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года в выступлениях М. С. Горбачева – “ без гласности нет, и не может быть демократизма”. (1) В январе 1987 года Горбачев на Пленуме ЦККПСС провозгласил новую политику – “гласность”.)

2. Что он означал?

(Этот термин, как и сам курс на развитие гласности появилось как свидетельство новых подходов в политике, в условиях глухого сопротивления переменам со стороны номенклатуры, когда реформаторам потребовалось активнее опереться на общественное мнение.

С самого начала гласность вовсе не означало свободу слова. Предполагалось лишь создать систему постоянного и полного информирования трудящихся о положение дел на предприятие, в селе или городе, юридически закрепив право граждан, средств массовой информации, трудовых коллективов получать интересующие их сведения.

Это движение первоначально шло под девизом: «Больше демократии, больше социализма!», «Возвращение к Ленину!». По замыслу реформаторов сама политика “гласность” должна была укрепить «социализм с человеческим лицом». Это была частичная свобода слова – разрешено было говорить только о том, что можно, о том, что было выгодно руководству. Тем не менее, началось, раскрепощение сознания и его остановить было уже не возможно.)

  1. Как повлияла политика гласности на возрождение духовной жизни общества?

( С 1986 г. было опубликовано множество литературных произведений, находившихся долгое время под запретом. Читатели получили возможность приобщиться к творческому наследию ученых и литераторов, считавшихся прежде сугубо «реакционными», покинувших страну или высланных за рубеж в годы советской власти. Появились первые публикации книг А.И. Солженицына и других диссидентов. Был возвращен из ссылки академик А.Д. Сахаров, тут же включившийся в активную политическую деятельность.

В кинематографии, годы перестройки были отмечены появлением множества антитоталитарных фильмов. На экраны вышли такие фильмы, как «Покаяние» режиссера Т.Е. Абуладзе, где переосмысливались исторические и нравственные устои жизни общества в советскую эпоху.

На телевидении появились новые популярные передачи транслировавшиеся в прямом эфире. Новшеством стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, Съездов народных депутатов СССР, приковавшие внимание огромного количества людей.

Стали распространяться лучшие литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу и истоки тоталитарного режима. Кроме внутренних проблем, “гласность” показала людям и западный мир с его гуманистическими ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Это было для многих равнозначно открытию окна в мир, но одновременно способствовало формированию у незначительной части населения впечатления беспросветности их собственного существования, обреченности.

Гласность позволяла народу выражать открыто свое недовольство. Вокруг имени Сталина уже 30 лет шли горячие споры интеллигенции, переходившие и в печать. На экранах появлялись фильмы, резко осуждавшие «культ личности» (фильм Т. Абуладзе «Покаяние»). Журнал «Огонек» разоблачал не только Сталина, но и его соратников, и наоборот, защищал деятелей «ленинской гвардии». Все это вызывало огромный интерес общества и резкое противодействие у приверженцев коммунистической идеи.

Гласность способствовала резкому становлению различных идейных, политических, национальных, религиозных течений, групповых интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось, в конце концов, в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки лет, и казалось всем не только незыблемой, но и единственно правильной.

Несмотря на попытки сдерживания, СМИ отражают реальные проблемы жизни, начинают проявлять себя как четвертая власть. Борьба с “застоем”, “силами торможения” способствовала быстрой политизации и дифференциации советского общества.

Процесс переосмысления затронул общественные науки – философию, политэкономию, право.

Именно политика гласности, превратившиеся за годы перестройки из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом определяла необратимый характер перемен, раскрепостив сознание десятков миллионов. Гласность позволила гражданам страны сформулировать собственную позицию по ключевым вопросам жизни общества.)

Задание 6.

На основании содержания представленных документов охарактеризуйте отношения власти и интеллигенции в 60-е-70-е годы.

Документ № 1

ИЗ ЗАПИСКИ СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС Л. Ф. ИЛЬИЧЕВА И ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ ОТДЕЛОМ ЦК Д. А. ПОЛИКАРПОВА В ЦК КПСС. 19 ДЕКАБРЯ 1964 г.

На открытых литературных вечерах некоторые поэты вновь выступают с чтением неопубликованных произведений, написанных с явным расчетом на успех у фрондирующей части молодежи. На вечере поэзии в Центральном доме литераторов 11 декабря с. г. (присутствовало около 600 чел.) Н. Матвеева прочитала неопубликованное стихотворение, в котором протаскивается идейка о якобы существующем отрыве руководителей от народа, о том, что раньше, мол, «была ходьба в народ, а нынче мода на выход из народа». Поэт Б. Окуджава выступил с чтением «Песенки о моем метро», разжигающей откровенную групповщину, в которой, в частности, провозглашается, что «те, что справа, — стоят, но те, что идут вперед, всегда должны держаться левой стороны»...
Отдельные работники киноискусства видят главную задачу не в утверждении нового, а в обличении отрицательных явлений, стремятся выдвинуть чуть ли не в качестве ведущей «лагерную тему», фиксировать внимание на фактах, связанных с нарушением социалистической законности в годы культа личности.
...Нельзя не обратить внимание на факты хождения по рукам рукописей неопубликованных произведений (стихи, рассказы, критические статьи), содержащих клеветнические выпады против политики партии в различных областях, в том числе и в литературе и искусстве.

Документ № 2

Наши рекомендации