Политические партии и общественные организации в Республике Беларусь
Многопартийная система в Беларуси оформляется еще вначале XX в. в рамках Российской империи. С 20-х гг. ХХ в. в СССР устанавливается однопартийная система в лице Коммунистической партии, а иные партии были объявлены вне закона и прекратили свою деятельность. Коммунистическая партия Беларуси являлась частью общесоюзной компартии. В тоже время КПБ-КПСС сыграла важную организаторскую, интегративную, мобилизационнуюроль в превращении БССР в индустриально развитое государство. Во второй половине 80-х гг. ХХ в.,с вызреванием социально-экономического и политического кризиса, происходит падение авторитета, моральной поддержки КПБ-КПСС.
В результате развития демократических процессов к началу 90-х гг. ХХ в. многопартийная жизнь в Беларуси восстанавливалась в сложных условиях глубокого экономического и политического кризиса, недоверия общества к партиям, социальной апатии и др. В 1994 г. был принят Закон «О политических партиях», который устанавливал правовые нормы деятельности политических партий в Беларуси.
К концу 1997 г. в Беларуси было зарегистрировано 43 политические партии. В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. была проведена перерегистрация политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также их символики. Согласно декрету для создания и деятельности политической партии необходимо не менее одной тысячи учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и Минска.Некоторые мелкие партии слились, объединились в более крупные или наоборот поляризовались. В 2005 г. Национальным собранием Республики Беларусь были внесены дополнения и изменения в Закон «О политических партиях».
На 1 января 2015 г. зарегистрировано в Республике Беларусь 15 политических партий. По шкале политического спектра партии можно разделить следующим образом. К «правому» течению следует отнести Консервативно-Христианскую Партию–БНФ, Партию БНФ, Объединенную гражданскую партию.
К «центристским» партиям можно отнести Либерально-демократическую партию, Белорусскую социал-демократическую грамаду, Белорусскую социал-демократическую партию (Народная Грамада), Белорусскую аграрную партию, Республиканскую партию труда и справедливости, Социал-демократическую партию Народного Согласия, Республиканскую партию.
К «левому» направлению определяют – Белорусскую партию левых «Справедливый мир», Коммунистическую партию Белоруссии, Белорусскую патриотическую партию.
Белорусское общество находится на начальном этапе складывания многопартийности. С формированием многоукладной экономики в стране происходит структурирование интересов различных социальных сил, что и является объективной предпосылкой организационного оформления заинтересованных социальных групп в политические партии. Следует признать, что рейтинг партий в обществе низкий и большая часть из них имеет формальных характер. Политические партии в Беларуси в своем большинстве не выходят за рамки выборов в парламент и пока не оказывают серьезного влияния на характер деятельности властных структур белорусского государства.
С момента приобретения независимости в Беларуси начались процессы демократизации и выведения из-под государственного контроля личной жизни граждан. Были созданы правовые основы регулирования отношений граждан с институтами власти. За последние десятилетия полностью пересмотрена правовая система Республики Беларусь. Определенные успехи достигнуты и в построении гражданского общества.
Общественные организации играют важную роль в формировании современного гражданского общества в Беларуси, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с социальной защитой населения. Общественные организации выступают в роли столпов гражданского общества. На сегодняшний день в мировой практике общепризнанным обозначением общественных организаций является термин «третий сектор» (первый сектор – государственный, второй сектор – коммерческий).
Демократизации политической системы нашего государства способствует постоянное совершенствование механизмов взаимодей-ствия органов государственного управления с конструктивными об-щественными объединениями в интересах построения сильного и процветающего государства. Тем не менее, на пути построения гражданского общества в Республике Беларусь имеются определенные сложности. Прежде всего, необходимо отметить относительно слабую правовую и гражданскую культуру населения. Очень часто неосведомленность граждан о возможностях гражданского общества вызывает с их стороны апатию, позицию «моя хата с краю». Между тем, очевидно, что только активная гражданская позиция способствует полномерному диалогу гражданского общества с государством на пути общественного прогресса.
Гражданское общество в Республике Беларусь не оформилось окончательно. Впереди еще долгий путь планомерной консолидации конструктивных сил общества. Складывание традиций общественного влияния на государство – процесс сложный и длительный, однако, учитывая сложившиеся условия, можно предположить, что пройдет он достаточно быстро, и ныне живущее поколение сможет с гордостью сравнивать белорусское гражданское общество с аналогичными институтами в западных государствах.