Борьба патрициев и плебеев
Борьба патрициев и плебеев началась ещё в царский период, но особенно обострилась во времена ранней республики. Плебеи стремились к уравнению в правах с патрициями и равному участию в управлении.
Положение полноправного римского гражданина в основном определялось следующими чертами: право имущественной правоспособности (ius commercii), право вступления в квиритский брак (ius connubii)(Судя по всему, это право имело большое значение потому, что только человек, рожденный в квиритском браке, мог с момента рождения считаться римским гражданином (квиритом).), активное и пассивное избирательное право (ius suffragii и ius honorum). Ко всей этой совокупности прав примыкал еще один важнейший атрибут римского гражданства — право аренды общественной земли (ager publicus).
В VI—V вв. до н.э. плебеи не обладали всей этой совокупностью прав. Они не могли быть избранными на государственные должности и не имели права на брак с патрициями. Только при Сервии Туллии, допустившем плебеев в легион, последние смогли участвовать в центуриатных комициях.
Не совсем ясен вопрос об участии плебеев в аренде государственной земли. Впрочем, если такая аренда и разрешалась, все равно львиная доля земель находилась в руках патрицианской знати. Поэтому для плебеев первостепенное значение имел аграрный вопрос.
Другим наболевшим вопросом была массовая задолженность плебса, вызванная политическим господством патрициев и крайне нестабильной внешней обстановкой.
Расстановка сил в борьбе патрициев и плебеев была сложной. Плебс представлял собой разнородную массу, объединяя как выходцев из местной знати присоединенных к Риму городов и областей, так и рядовых жителей. Многие из плебеев владели большим состоянием, и наличие крупной собственности сближало их с патрициями; другие располагали весьма скудными средствами к существованию. Это обстоятельство обусловило некоторое различие целей: если народные массы в основном стремились к наделению плебеев землей и смягчению долгового права, то верхушка плебса требовала прежде всего равного участия в управлении.
Патриции также не были единым политическим целым. Борьба за власть между отдельными родами и группировками вела к тому, что некоторые патриции становились на путь сотрудничества с плебсом. Напротив, другие группировки более определенно отстаивали сословные интересы патрициата.
Во главе управления в период ранней республики стояли два консула(По мнению некоторых исследователей, первоначально консулы назывались преторами; иногда полагают, что они не были равноправны и один из них являлся младшим коллегой другого. Версия вполне возможная.), избираемые на годичный срок народным собранием (центуриатными комициями(Комиции — буквально «сходка», собрание народа для решения вопросов путем голосования.)). Консулы, по существу, обладали той же властью, что и цари, с той разницей, что эта власть вручалась им на время; впрочем, еще не существовало законов, ограничивающих возможности их повторного избрания. Кроме консулов были только младшие магистраты — квесторы, первоначально назначаемые консулами.
Большое значение имел сенат, комплектовавшийся из бывших магистратов. Будучи формально консультативным органом при должностных лицах, он постепенно превратился в фактическое правительство республики. Народное собрание, формально считавшееся высшим органом государства, на самом деле имело весьма ограниченные возможности. Кроме того, один вид комиций (куриатные) состоял только из патрициев, а в другом (центуриатные) богатая часть населения имела подавляющий перевес. В этих условиях плебс находился на грани закабаления, и только упорная борьба предотвратила этот процесс.
Первая вспышка сословной борьбы относится, если верить римскому историку Титу Ливию, к 494 г. до н.э. В ответ на невыносимые условия долговой кабалы и произвол кредиторов плебеи удалились из Рима на Священную гору. Опасаясь осложнений в случае военной угрозы, патриции пошли на уступку. Плебеи добились права избрания особых должностных лиц из своей среды — народных трибунов, игравших роль представителей плебса перед государством.
Трибун был обязан защищать как отдельных плебеев, так и сословие в целом от злоупотреблений со стороны патрициев и прежде всего патрицианских магистратов. Вскоре трибуны получили право наложения запрета на решения магистратов или сената (право интерцессии) и возможности для принятия мер против нарушителей договора между сословиями (арест, штраф и др.). Власть трибуна имела силу только в пределах городской черты. Особа народного трибуна считалась неприкосновенной. Доступ к этим должностям получила прежде всего верхушка плебса, которая и возглавила дальнейшую борьбу.
В 451—450 гг. до н.э. под давлением плебеев происходит первая кодификация права. Она была, однако, поручена комиссии «десяти мужей» (децемвиров) из патрициев, временно заменившей всех магистратов. Результатом её работы были «Законы XII таблиц», записанные на медных пластинах и выставленные для всеобщего обозрения. Они представляют собой характерный образчик законов раннеклассового общества. Так, принцип талиона (возмещение равным деянием: т.е. весьма древний принцип «око за око, зуб за зуб») сочетается в них с денежными наказаниями за членовредительство, стремление сохранить собственность внутри рода — со свободой завещания и т.д. Здесь нашли отражение патриархальный характер семьи и отношения клиентелы.
Кодификация была победой плебеев, так как теперь писаные законы ограничивали произвол патрицианских магистратов. Другой существенной уступкой было запрещение выносить приговоры о смертной казни иначе как в центуриатных комициях. Вместе с тем «Законы XII таблиц» содержали ряд антидемократических норм, в частности очень суровую систему долгового права, позволявшего кредитору распоряжаться не только свободой, но и жизнью несостоятельного должника. Кроме того, законы запрещали браки между патрициями и плебеями.
События 451—450 гг. до н.э. едва не привели к реакционному перевороту. Децемвиры во главе с Анпием Клавдием отказались сложить с себя данную им на время власть, и только новый демонстративный уход плебеев из Рима заставил их образумиться.
В 449 г. до н.э. государство вновь увеличило права плебеев. По законам консулов этого года Луция Валерия и Марка Горация был восстановлен священный характер народного трибуната. Кроме того, подтверждалось право апелляции к народному собранию на приговор магистрата, касающийся смертной казни или телесного наказания(В дошедшей до нас исторической традиции подобный закон упоминается трижды — под 509, 449 и 300 гг. до н.э. Неясно, означает ли это возобновление фактически не соблюдавшегося закона или ошибку в самой традиции. Так или иначе, такой закон стал основной гарантией прав личности в римском обществе.). Наконец, постановления, принятые на собраниях по трибам, в которых принимали участие плебеи, приобретали силу закона. Теперь трибутные комиции наряду с куриатными и центуриатными стали разновидностью полномочного народного собрания.
445 год до н.э. ознаменовался новой победой плебеев. Закон Канулея санкционировал резрешение браков между патрициями и плебеями. Прежде всего этим правом воспользовалась верхушка плебса. Закон стал первым шагом па пути образования новой патрицианско-плебейской знати — нобилитета.
Начиная с 444 г. до н.э. в Риме устанавливается практика, по которой вместо двух консулов могли избираться так называемые трибуны с консульской властью, число которых колебалось от трех до восьми. Эта магистратура была доступна плебеям. Вопрос о том, кто будет избираться в данном году, консулы пли трибуны с консульской властью, решал сенат.
В ответ на это в 443 г. до н.э. из полномочий консула были изъяты функции производства ценза и контроля за составом общины, которые перешли к новым магистратам — цензорам, избиравшимся только из патрициев.
После законов 40-х годов V в. до н.э. сословная борьба на время затихает, хотя время от времени возникали конфликты на почве аграрного и долгового вопросов. Вероятно, одной из причин этого спокойствия была успешная внешняя политика, давшая в руки государства земельные резервы. Галльское вторжение 390 г. в Италию вызвало очередной кризис, достигший своей высшей точки в 376 г., когда народные трибуны Лициний и Секстий выдвинули три законопроекта:
Во-первых, всем римским гражданам, независимо от их сословной принадлежности, предоставлялись равные права на пользование общественной землей. При этом была установлена максимальная норма заимки — 500 югеров (125 га).
Во-вторых, была сделана уступка должникам: уплаченные по займу проценты засчитывались в счет погашения долга, а оставшуюся часть разрешалось уплатить в рассрочку в течение трех лет. Это означало фактическую кассацию долгосрочных займов, так как проценты часто равнялись сумме долга или даже ее превышали.
В-третьих, упразднялся институт военных, трибунов с консульской властью. Вместо этого всегда должны были избираться консулы, но один из них обязательно из плебеев. Этим законом патрицианско-плебейский нобилитет окончательно закреплял свои позиции.
Патриции оказали законам ожесточенное сопротивление, и только в 367 г. до н.э. они были приняты. Тем не менее аграрный и долговой вопросы не получили разрешения. Острота аграрных проблем несколько смягчилась, но не столько путем законодательства, сколько при помощи захвата новых земель, на которые выводились многочисленные колонии. Впоследствии в Риме еще не раз возникала аграрная проблема; долговые кризисы также повторялись вплоть до конца республики.
Вскоре после законов Лициния — Секстия плебеи добиваются доступа и к другим должностям, в том числе к должности диктатора(Диктатором называли экстраординарного магистрата, избираемого на 6 месяцев в особо трудных случаях и обладавшего всей полнотой власти.).
Во второй половине IV в. до н.э. был изменен порядок утверждения сенатом решений народного собрания. Теперь утверждение давалось предварительно, а не после решения и тем самым сводилось к фикции. Народное собрание стало действительно решающей законодательной инстанцией. Конец IV в. до н.э. ознаменовался новым существенным изменением. В 326 или 313 г. по закону Петелия — Папирия было установлено, что должник отвечает перед кредитором только имуществом, а не своим телом. Закон ликвидировал долговое рабство и возможность физической расправы кредитора с должником. Отныне в представлении римского права понятия «римлянин» и «свободный» стали тождественны.
Последним актом сословной борьбы был закон Гортензия, окончательно утвердивший за плебисцитами (опросами народа по трибам) силу закона.
Период борьбы патрициев и плебеев в целом имел для Рима то же значение, что для Греции — архаический период. Причину победы плебеев следует искать в сплоченности римских низов, сумевших отстоять личную, а вместе с ней и политическую свободу. В Риме, как и в большинстве обществ Греции, не создался государственный сектор экономики, в котором обычно возникали условия для массового закрепощения.
С другой стороны, следует отметить, что государство продолжало оставаться элитарным. Политическое руководство и социально-экономическое преобладание концентрировались в руках небольшой замкнутой группы повой знати. Не сумев заставить мелкое крестьянство работать на себя, знать постепенно становится на путь его экономического вытеснения. Однако это происходит уже значительно позже.