Понятие региональный конфликт.
Региональные конфликты-такие социальные конфликты ( политические, экономические, духовные и т. д.), которыевозникают на основе противоречий интересов субъектов, региональных интересов и охватывают значительное географическое и социальное пространство. ( см в тетр).
4) Структура региональной конфликтологии. Проблема региональной стратификации. Проблема региональной стратификации.
Предмет региональной конфликтологии. Фундаментальное понятие рег. Конфл.- это понятие «регион» (регионоведение: внутреннее, зарубежное). Проблема является глобальной: что делать с регионами? Как вести с теми хозяйственными, политическими и экономическими связями не ущемляя их права. Проблема затрагивает стабильность системы управления, моральное и психическое здоровье.
Критерии региональной стратификации В обществе далеко не всегда принятие важных решений определяется выборной властью, будь то президент, парламент, правительство, суды, правящие или оппозиционные партии и т. п. Все большую роль в современном российском государстве играют региональные структуры. Нынешняя российская политика – это результат сложного компромисса, достигнутого федеральной властью
с региональными элитами. Экономический вес каждой из этих групп не оставался неизменным на протяжении последних лет. По мере обретения субъектами Российской Федерации новых полномочий экономической и политической сферах позиции регионов окрепли, а сами они превратились в серьезную политическую силу. Все чаще в регионах формируется свое собственное понимание экономической эффективности и целесообразности, реализуются собственные программы развития.
Вопросы, связанные с формированием и функционированием групп региональных интересов, в российской научной литературе практически не исследованы. Интересы регионов определяются их экономическим потенциалом и перспективами развития, позициями их наиболее влиятельных элит. Специфика региона чаще всего обусловливается противопоставлением либеральной и консервативной моделей региональной политики. Вместе с тем политика, проводимая региональными властями, должна быть более тесно
увязана с анализом ресурсов, которые находятся в их распоряжении. По мнению исследователей, в настоящее время в России можно выделить пять групп регионов с достаточно выраженными собственными интересами. Первую группу образуют регионы с развитой добывающей промышленностью, имеющие большой экспортный потенциал. Наличие природных ресурсов, бюджетная самостоятельность, активные внешнеторговые связи влияют на выбор модели общественного развития, к которой тяготеют регионы этойгруппы. Они заинтересованы в либерализации экономики, снижении и отмене экспортных налогов и квот, сохранении Россией международного престижа и дружественных отношений с потенциальными партнерами. Местные элиты хотели бы самостоятельно без контроля со стороны государства заниматься внешнеторговой деятельностью. В силу этого важным элементом их стратегии является стремление приобретения независимости от центра. Под независимостью они понимают получение львиной доли экспортной выручки и возможность бесконтрольно
расходовать имеющиеся средства. Вместе с тем стремление добывающих регионов к самостоятельности наталкивается на определенные ограничители. Нефтегазовые территории обладают огромным потенциалом, но работать он может только в условиях единого экономического пространства. Это в равной степени относится к русским провинциям и национальным республикам. В силу этого угроза выделения этих республик из состава
Российской Федерации, как представляется, лишена серьезных оснований и использовалась национальными элитами главным образом как средство политического давления на Центр. Вторую группу образуют торгово-промышленные регионы России. Сегодня здесь аккумулируется значительная часть капитала, сформировались банковские и финансово-промышленные структуры. Рост экономического потенциала и суверенизацию этих территорий следует рассматривать
в контексте глобальных изменений. В мире появились новые региональные центры, обладающие большими ресурсами и перспективами развития, в Европе происходит расширение ЕЭС. Сотрудничество с новыми международными центрами открывает перед приграничными регионами и их элитами новые возможности. С учетом этих изменений в ряде регионов формируются свои концепции развития. По своим ориентирам торгово-промышленные регионы близки регионам первой группы. Они имеют четко выраженную прореформаторскую направленность. Их заинтересованность в углублении экономических реформ обусловлена стремлением реализовать накопленный экономический потенциал. Со временем эти регионы могут превратиться в «очаги экономического роста». Местные элиты, пользуясь стратегическими позициями своих территорий, стремятся понизить уровень государственного управления со стороны Федерального центра и ведут себя достаточно уверенно и независимо по отношению
к нему. В третью группу входят промышленно развитые регионы. В их экономической структуре преобладает наукоемкий ВПК или традиционная тяжелая промышленность. Существуют две модели развития, используемые в данных регионах. Одни регионы отстаивают вариант российской модернизации при активном участии государства. Предлагаемая ими модель экономического развития предусматривает перераспределение части доходов от
экспорта в пользу отечественной тяжелой промышленности. Для ее реализации требуется сильное, возможно, авторитарное государство, способное осуществлять политику перераспределения. Иной стратегии придерживаются регионы, в которых высокая концентрация наукоемкого ВПК не позволила местным властям рассчитывать на поддержку государства для всех предприятий области. В этих регионах местная элита избрала радикальные рыночные средства, сделала ставку на привлечение
инвестиций и активное сотрудничество с Западом. Четвертую группу образуют аграрные и аграрно-промышленные регионы. Эти территории существуют за счет собственных ресурсов, полностью обеспечивают себя продовольствием и частично потребительскими товарами. Региональные элиты наиболее последовательно отстаивают интересы отечественных производителей и высказываются за ограничение импорта. Самодостаточность определяет стратегические интересы агропромышленных и аграрных регионов: они тяготеютк замкнутости. В политическом плане регионы этой группы отличает некоторая оппозиционность власти. В пятую группу входят депрессивные регионы. Они обладают низким экономическим потенциалом, их перспективы развития проблематичны. В этих регионах, представленных главным образом национальными республиками, на депрессивную экономику накладывается этнический фактор. Впрочем регионы этой группы, несмотря на постоянную финансовую подпитку из
Центра, на словах декларируют собственную финансовую независимость. Здесь местные элиты сформировали жесткую модель государственного управления и полностью контролируют экономику. Политические предпочтения регионов этой группы зачастую определяются напрямую первыми лицами в регионе. Рассмотренный критерий стратификации региональных критериев основывается на объединении регионов в группы интересов по экономическим, социальным, историческим и прочим принципам.
Возможны и другие критерии стратификации интересов, например, объединение регионов в группы интересов, исходя из принципа сохранения межрегиональных финансовых потоков и социально-политических связей. Таким образом, сегодня можно говорить уже не просто об объединенных по формальным признакам группах региональных интересов, но о формирующемся общем региональном интересе, который становится все более весомым фактором политической жизни современной России.
На региональном уровне присутствуют различные заинтересованные группы, однако политический вес их неодинаков. Наиболее влиятельными являются собственно региональная власть, представленная президентом/губернатором, администрацией, региональными структурами федеральных органов, и группы экономических интересов в лице местных предпринимателей, руководителей предприятий и других экономических субъектов, действующих в регионе. Партии и общественные организации большого влияния на политическую жизнь в регионе не оказывают. Региональные интересы формируются в двух плоскостях: экономической и политической. Выразителями экономических интересов являются представители экономической элиты, политических интересов, учитывая российскую специфику, – представители элиты властной. От того, какую линию поведения избирает каждая из сторон и как они взаимодействуют между собой, зависит понимание региональными элитами интересов своей территории и то, как они формулируются. Способы защиты региональных интересов также неодинаковы, они бывают индивидуальными и коллективными. К наиболее распространенным механизмам лоббирования региональных интересов относится отстаивание частных решений через ключевые фигуры российской политики и региональных интересов – через законодательную и исполнительную власть. Самый эффективный канал лоббирования в России – это «проведение» нужных решений через видных московских политиков.
Руководители дотационных, зависимых от Центра территорий устанавливают личные контакты с властью в Москве, чтобы затем пробивать для своего региона госзаказы, дотации, субсидии, трансферты. К этому же средству прибегают и лидеры регионов, стремящихся найти самостоятельный выход из кризиса. Но цель у них иная – заручиться поддержкой Центра для проведения своего варианта реформ. Другим механизмом отстаивания интересов территории стало землячество. Среди видных московских политиков немало выходцев из провинции. Они, как правило, продолжают поддерживать отношения с местными элитами, оказывая помощь малой родине. Региональные интересы, как и отраслевые, создают вертикальные элитные группы, в состав которых входят сегменты федеральной и региональной элиты: видные московские политики, представляющие группу интересов в структурах исполнительной и/или законодательной власти, а также представители властных и экономических
элит региона. Сегодня интересы регионов учитывают внутренние экономические, социальные, политические условия, а также международные возможности территорий. Изменился и механизм формирования интересов. В прошлом интересы регионов вырабатывались властной элитой. Сегодня они в ряде регионов оформляются в процессе согласований и активного взаимодействия наиболее влиятельных заинтересованных групп – властной и экономической элиты.
Отношения между этими двумя элитными группами оказывают решающее воздействие на достижение политической и экономической стабильности в регионе и выработку эффективных антикризисных решений. Вместе с тем изменился и механизм представления региональных интересов на федеральном уровне. Новый принцип формирования Совета Федерации позволяет организовать эффективное представительство интересов регионов, так как все вопросы отстаивания и продвижения региональных интересов теперь возложены напрямую не на глав законодательной и исполнительной власти региона, а на их представителей.
5) Региональная конфликтология:
В настоящее время в России на первый план среди проблем, требующих своего незамедлительного конструктивного решения так стремительно, как ни в одном другом государстве мира, - вследствие своей растущей остроты и значимости, - выдвигается региональная конфликтогенность. Этому во многом способствуют беспрецедентные масштабы российской территории, ее природно-климатическое и национальное разнообразие. Они существовали всегда, но особую остроту приобрели в последние полтора десятилетия в связи с распадом СССР, опасным разрывом связей между взаимодополнявшими друг друга хозяйственными организмами, гипертрофированным процессом «суверенизации» отдельных регионов, усилившимся воздействием на государственную политику России разнонаправленных внешних влияний, что даже ставит под вопрос целостность российского государства.
Опасное обострение региональных проблем проявилось прежде всего в разрыве хозяйственных, а также социокультурных связей регионов, в трансформации национального вопроса в территориальный. Экономический и национальный сепаратизм, непродуманная конверсия, произвол в переделе собственности, перекосы во внешней торговле, неконтролируемая инфляция, ценовые парадоксы, неимоверное возрастание транспортных расходов в условиях огромных расстояний и т.п., - привели к катастрофическому нарастанию меж- и внутрирегиональных диспропорций. Рыночный механизм их выравнивания пока не срабатывает. Хуже того: в такой огромной стране, как Россия, с ее полярно различными климатическими зонами и неравномерной социально-экономической освоенностью регионов он зачастую приводит к критическим ситуациям.
В этой связи все более обостряется и становится настоятельно необходимым - в интересах обеспечения и укрепления общественной безопасности - научно обоснованное решение проблемы определения и реализации политики адекватного воздействия на возникающие во всех российских регионах социальные напряжения и конфликтные ситуации. Это становится возможным на основе соответствующей оценки и корректировки действий и мотивирующих эти действия политических, экономических, культурных предпочтений их основных инициаторов и активных участников - субъектов политического процесса, а также - благодаря выявлению факторов, содействующих их заинтересованности в урегулировании и разрешении напряжений и конфликтов, а не их интенсификации и эскалации. Среди такого рода субъектов ведущую роль играют, разумеется, региональные элиты и их представители, поскольку само их руководящее положение в основных региональных структурах, - по общепринятому в настоящее время определению как раз и позволяющее зафиксировать их принадлежность к элитной группе, - побуждает их в первую очередь к тому, чтобы контролировать и в нужном, с их точки зрения, направлении изменять ситуацию как в этих структурах, так и в регионе в целом.
В соответствии с этой задачей, интенсивно развивающаяся ныне региональная конфликтология все больше концентрирует свое основное внимание на выявлении, осмыслении и концептуальном интегрировании конфликтогенных факторов (геостратегических и внутриполитических, юридических и экономических, этнических и культурных, религиозных, социально-психологических, и т.п.), вызывающих и обостряющих типичные конфликтные ситуации в общественных взаимоотношениях, складывающихся в различных регионах страны и вне ее. В особенности - на тех из факторов, которые ведут к разного рода принуждению и насилию, разъединяющих и противопоставляющих участников социальных взаимоотношений, на раскрытии дестабилизирующих и деструктивных последствий действия этих факторов. А также - на поиске и обосновании с помощью всего этого возможных мер по их нейтрализации и по приданию социальным конфликтам характера и форм, содействующих общему улучшению социальной ситуации и согласованному движению всего общества к развитой демократической стадии, для которой характерна всеобщая ориентация на обеспечение мирного сотрудничества и социального партнерства.
6) Понятия «регионального интереса» и «региональной идентичности».
Региональный экономический интерес - это система экономических интересов групп населения, проживающих в данном регионе или имеющих здесь какую - либо собственность. Региональный интерес реализуется в эффективном использовании имеющихся на территории региона ресурсов, а также в присвоении определенной части результатов от их использования. Понятие регионального (территориального) интереса появилось в отечественной экономической литературе в начале 1980-х годов. Региональный интерес предполагает направленность на развитие отраслей специализации, перерабатывающей промышленности, обеспечивающей наиболее глубокую переработку местного сырья, производство товаров народного потребления, охрану окружающей среды, улучшение условий труда, создание всесторонне развитой производственной и социальной инфраструктуры, формирование высококвалифицированных кадров во всех звеньях народного хозяйства. Его носителем является работник, чья жизнедеятельность осуществляется на территории примерно с одинаковыми природно-климатическими, географическими и демографическими условиями и определенной направленностью экономического развития. Очевидно, что заинтересованность региона неодинакова по отношению к развитию отраслей специализации и охране окружающей среды, к созданию развитой социальной инфраструктуры и подготовке высококвалифицированных кадров.
Понятие регионального интереса (системы региональных интересов) следует конкретизировать в большей степени применительно к понятию территориальной общности. Под территориальной общностью следует понимать людей, объединяемых общественными отношениями в силу объективных условий их жизнедеятельности.
Таким образом, система региональных интересов - это осознанная необходимая система целей для всестороннего самоосуществления территориальной общности. Здесь делается упор на народонаселенческий фактор социально-экономического развития общества, определяемый демографической политикой, которую можно рассматривать как часть общей социально-экономической политики.
Региональные идентичности связаны с выработкой и поддержанием коллективных смыслов, системообразующих и регулирующих групповое взаимодействие, поддерживающих символическое единство регионального сообщества, формируют его границы, отделяют от других сообществ. Они приобретают политическую сущность, когда становятся значимыми в жизни регионального сообщества, используются в качестве символического средства легитимирующего порядок внутри региона.