Понятие информация и её виды
Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса. Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов и газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т. д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, хранит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы. Передаваемая информация обычно касается каких-то предметов или нас самих и связана с событиями, происходящими в окружающем нас мире.
В рамках науки информация является первичным. Оно предполагает наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приемника и канала связи между источником и приемником. Понятие информации используется во всех сферах: науке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни. Конкретное толкование элементов, связанных с понятием информации, зависит от метода конкретной науки, цели исследования или просто от наших представлений.
Термин «информация» происходит от латинского informatio – разъяснение, изложение, осведомленность.
Информация – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире.
Более узкое определение дается в технике, где это понятие включает в себя все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования.
Наиболее общее определение имеет место в философии, где под информацией понимается отражение реального мира. Информацию как философскую категорию рассматривают как один из атрибутов материи, отражающий ее структуру.
В эволюционном ряду вещество – энергия – информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений материи обусловила, наверное, указанную последовательность познания природы человечеством.
С понятием информации связаны такие понятия, как сигнал, сообщение и данные.
Сигнал – представляет собой любой процесс, несущий информацию.
Сообщение – это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.
Данные – это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, ЭВМ.
Различают две формы представления информации – непрерывную и дискретную. Поскольку носителями информации являются сигналы, то в качестве последних могут использоваться физические процессы различной природы. Например, процесс протекания электрического тока в цепи, процесс механического перемещения тела, процесс распространения света и т. д. Информация представляется (отражается) значением одного или нескольких параметров физического процесса (сигнала), либо комбинацией нескольких параметров.
Сигнал называется непрерывным, если его параметр в заданных пределах может принимать любые промежуточные значения.
Сигнал называется дискретным, если его параметр в заданных пределах может принимать отдельные фиксированные значения.
Следует различать непрерывность или дискретность сигнала по уровню и во времени.
а | б |
в | г |
Рис. 5.1. Непрерывность или дискретность сигнала по уровню и во времени:
а – непрерывный по уровню и во времени сигнал Хнн; б – дискретный по уровню
и непрерывный во времени сигнал Хдн; в – непрерывный по уровню и дискретный
во времени сигнал Хнд; г – дискретный по уровню и во времени сигнал Хдд.
Наконец, все многообразие окружающей нас информации можно сгруппировать по различным признакам, т. е. классифицировать по видам. Например, в зависимости от области возникновения информацию, отражающую процессы и явления неодушевленной природы, называют элементарной, процессы животного и растительного мира – биологической, человеческого общества – социальной.
По способу передачи и восприятия различают следующие виды информации: визуальную – передаваемую видимыми образами и символами, аудиальную – звуками, тактильную – ощущениями, органолептическую – запахами и вкусом, машинную – передаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники, и т. д.
Можно выделить четыре категории поставляемой на рынок информации:
1. Деловая (коммерческая) информация;
2. Потребительская информация, среди которой потребители получают новости и разнообразные справочники.
3. Информация образовательная.
4. Информация для специалистов в отдельных конкретных областях.
Если информации хватает, чтобы правильно оценить и понять то или иное явление или предмет, то говорят о полноте достаточности информации.
Информация бывает первичной и вторичной. Так, например, рецензия на статью в журнале, можно считать вторичной информацией, а саму статью – первичной (первоисточником). Степень соответствия отражаемой действительности определяет достоверность информации. Большие объемы, собранной вместе однотипной информации, называют массивом информации. Любой сбор фактов есть получение информации. При этом она может быть субъективной или объективной, т. е. зависящей от личных оценок, вкусов, интересов или нет. Она может быть также полезной, интересной, бессмысленной, устаревшей. Она бывает бесценной, ценной, малоценной или несущественной.
Информация может быть переменной, как, например, сведения о возрасте или зарплате и постоянной, как имя или отчество. На сегодняшний день нет способа описывать смысл и ценность информации, поэтому компьютеры имеют дело только с ее количественной, а не с качественной стороной. Смысл информации зависит от интерпретации полученного сообщения.
Мы также понимаем, что информация не существует сама по себе, а имеет вполне конкретный материальный носитель, например бумагу. На одном и том же носителе информацию можно отобразить по-разному. Так, на бумаге текст сообщения может быть написан по-русски, по-английски или даже тайнописью, но, несмотря на различия в написании, это может быть одна и та же информация.
Информация может быть текстовой, графической, в виде фотографий, чертежей, рисунков и т. п.
Информация устраняет неопределенность, благодаря чему становится возможным выбор между различными вариантами, появляется шанс эти варианты реально оценить. Так, если бы богатырь из известной сказки на распутье не получил зафиксированную на камне информацию, он не смог бы сделать осознанный выбор направления дальнейшего движения.
В последние годы ценность информации постоянно растет, а вслед за ней развивается и специфическая отрасль – производство информации, а также средств и методов ее создания. Эту отрасль часто называют информационной индустрией.
Получая новую информацию, смотрят, нужна ли она для решения данной проблемы. Одна и та же информация может быть очень важной для одного человека и быть абсолютно бесполезной для другого. Так, информация о погоде в городе N представляет большой интерес для жителей этого города и совсем не нужна жителям города М. От того, какие задачи можно решить с помощью данной информации, зависит ее ценность.
Информация как продукт
Как и всякий продукт, информация имеет потребителей, нуждающихся в ней, и потому обладает определенными потребительскими качествами, а также имеет своих обладателей (владельцев).
С точки зрения потребителя качество используемой при управлении производством информации позволит получить дополнительный экономический или социально-моральный эффект.
С точки зрения обладателя – сохранение в тайне коммерчески важной информации позволяет успешно конкурировать на рынке производства и сбыта товаров и услуг.
Информация–это сведения о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах (независимо от формы их представления), отраженные на материальных носителях, используемые в целях получения знаний и практических решений.
Наиболее важными в практическом плане свойствами информации является: ценность, достоверность, своевременность.
Ценность информации определяется обеспечением возможности достижения цели, поставленной перед получателем.
Достоверность – соответствие полученной информации действительной обстановке.
Своевременность, т. е. соответствие ценности и достоверности определенному временному периоду.
Эффективность принимаемых решений определяется, кроме того, системой факторов, характеризующих показатели информации. Среди них можно выделить такие, как:
• внутренние свойства (достоверность и кумулятивность), сохраняющиеся при переносе данных в другую среду (систему);
• внешние свойства (временные свойства и свойства защищенности, которые характерны для данных, находящихся (используемых) в определенной среде (системе), и которые исчезают при их переносе в другую систему [8].
Рассмотрим подробнее приведенные свойства информации (рис. 5.2).
Достоверность.В свойстве достоверности выделяются безошибочность и истинность данных. Под безошибочностью понимается свойство данных не иметь скрытых случайных ошибок. Случайные ошибки в данных обусловлены, как правило, ненамеренными искажениями содержания сведений человеком или сбоями технических средств при переработке данных в информационных системах. При анализе истинности данных рассматривают преднамеренные искажения данных человеком-источником сведений (в том числе и из-за неумения или непонимания сути вопроса) или искажения, вносимые средствами обработки информации.
Рис. 5.2. Характеристики информации
Кумулятивность. Кумулятивность определяет такие понятия, как «гомоморфизм» (соотношение между объектами двух множеств, при котором одно множество является моделью другого) и «избирательность». Данные, специально отобранные для конкретного уровня пользователей, обладают определенным свойством – избирательностью. Это социальная составляющая кумулятивности.
Временные свойства. Временные свойства определяют способность данных отображать динамику изменения ситуации (динамичность). При этом можно рассматривать или время запаздывания появления в данных соответствующих признаков объектов, или расхождение реальных признаков объекта и тех же признаков, отображаемых в данных. Соответственно можно выделить:
· актуальность – свойство данных, характеризующих текущую ситуацию;
· оперативность – свойство данных, состоящее в том, что время их сбора и переработки соответствует динамике изменения ситуации;
· идентичность – свойство данных соответствовать состоянию объекта.
Нарушение идентичности связано с техническим (по рассогласованию признаков) старением информации, при котором происходит расхождение реальных признаков объектов и тех же признаков, отображенных в информации.
В плане социальных мотивов рассматриваются:
· срочность – свойство данных соответствовать срокам, определяемым социальными мотивами;
· значимость – свойство данных сохранять ценность для потребителя с течением времени, т. е. не подвергаться моральному старению.
Защищенность данных. При рассмотрении защищенности можно выделить технические аспекты защиты данных от несанкционированного доступа (свойство недоступности) и социально-психологические аспекты классификации данных по степени их конфиденциальности и секретности (свойство конфиденциальности) [6, 7].
Дополнительно можно выделить и такие свойства информации, как:
1. Общественная природа (источником информации является познавательная деятельность людей, общества).
2. Языковая природа (информация выражается с помощью языка, т. е. знаковой системы любой природы, служащей средством общения, мышления, выражения мысли. Язык может быть естественным, используемым в повседневной жизни и служащим формой выражения мыслей и средством общения между людьми и искусственным, созданным людьми для определенных целей (например, язык математической символики, информационно-поисковый, алгоритмический и др.).
3. Неотрывность от языка носителя.
4. Дискретность (единицами информации как средствами выражения являются слова, предложения, отрывки текста, а в плане содержания – понятия, высказывания, описание фактов, гипотезы, теории, законы и др.).
5. Независимость от создателей.
6. Старение (основной причиной старения информации является не само время, а появление новой информации, с поступлением которой прежняя информация оказывается неверной, перестает адекватно отображать явления и закономерности материального мира, человеческого общения и мышления).
7. Рассеяние (т. е. существование в многочисленных источниках) [11].
На сегодня рынок информации в России многообразен и динамичен. Активно используя самые совершенные технологии, он расширяется за счет формирования новых общественных потребностей и начинает доминировать в мировой экономике наряду с энергетическим рынком. Чтобы оценить масштабность рынка информации, достаточно посмотреть на его структуру. В число основных секторов этого рынка входят:
• традиционные СМИ (телевидение, радио, газеты);
• справочные издания (энциклопедии, учебники, словари, каталоги и т.д.);
• справочно-информационные службы (телефонные службы, справочные бюро, доски объявлений и др.);
• консалтинговые службы (юридические, маркетинговые, налоговые и др.);
• компьютерные информационные системы;
• отраслевые базы данных;
• Интернет.
Компьютерный сектор рынка имеет ряд особенностей, выделяющих его изо всех остальных.
Во-первых, он дает новое качество информационных услуг – быстрый поиск в больших массивах информации. В Интернете существуют различные поисковые системы информации (Aport, Rambler, Яndex и т. д.).
Во-вторых, позволяет реализовать полный цикл технологии ввода, хранения, обновления и доставки информации потребителям с наиболее эффективными алгоритмическими решениями на отдельных этапах.
В-третьих, компьютерный сектор очень быстро развивается и начинает оказывать влияние на другие секторы информационного рынка. В первую очередь это относится к системам телетекста в сочетании с обычным телевидением, а также к системам мультимедиа, которые начинают конкурировать с полиграфическими изданиями справочной и учебной литературы.