Прочитайте высказывание. Какой способ борьбы с терроризмом авторы считают наиболее эффективным? Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.
Л.Я.Гозман, Е. Б. Шестопал: «Террористов можно и нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими... Бороться с террористами должно государство, но победить их может только общество».
________________ ________________________Сравните точки зрения Г.Гегеля и Ф.Энгельса на движущую силу исторического развития. Какая из них вам кажется более верной? Используя свои знания по истории, выскажите свое мнение о том, что влияет на процесс исторического развития.
Ф. Энгельс: «У Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития. И в этом заключается двоякий смысл. С одной стороны, каждый новый шаг вперед необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, отживающего, но освященного привычкой порядка. С другой стороны, с тех пор как возникла противоположность классов, рычагами исторического развития сделались дурные страсти людей: жадность и властолюбие».
____________________
Задание 4.
Установите общественное разделение труда в хронологическом порядке.
1.Появление торговцев (купцов) как особой группы населения.
2.Разделение общества на земледельцев и скотоводов.
3.Выделение ремесла в самостоятельную отрасль производства.
Задание 5.
Исключите лишнее понятие и объясните, что объединяет остальные понятия.
Производство, распределение, обычай, потребление, обмен.
____________
Задание 6.
Прочитайте высказывания. Какие аспекты поведения затрагивают авторы?
И. Гёте: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик».
У.Теккерей: «Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу».
___________________________________________________________________________________
Как известно, деятельность имеет целенаправленный характер. Какую роль отводят авторы приведенных высказываний цели деятельности человека? Как взаимосвязаны цель и средства?
М.Монтень: «Благородная цель облагораживает деятельность во имя этой цели».
Маркс: «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».
И.Шиллер: «Человек вырастает по мере того, как растут его цели».
_______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 7
Заполните таблицу, вписав в нее определения понятий.
Понятие | Прогресс | Регресс | Объективный критерий прогресса |
Определение |
... — это процесс, в результате которого уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы.
... — это развитие производительных сил (орудий труда), включая развитие самого человека.
... — это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным, что связано с повышением уровня организации системы
Задание 8.
Заполните таблицу.
Типы обществ | Характерные черты | |||
Экономика | Социальная структура | Права личности | Время существования, примеры | |
Доиндустриал ьное | ||||
Индустриальное | ||||
Постиндустриальное |
Задание 9.
Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию второго. Ответ впишите в таблицу.
Факт | Сфера общественной жизни | ||
А. Открытие нового учебного заведения Б. Повышении пенсии В. Выборы главы государства Г. Выставка живописи | 1. Политическая 2. Экономическая 3. Духовная 4. Социальная | ||
А | Б | В | Г |
Установите соответствие между социальным институтом и основной функцией, которую он выполняет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию второго. Ответ впишите в таблицу.
Факт | Сфера общественной жизни | ||||||||
А. Школа Б. Брак В. Семья Г. Государство Д. Полиция Е. Деньги Ж. Частная собственность З. Партия И. Музей и театр К.Церковь | 1. Социализации 2. Воспроизводства 3. Производства и распределения ресурсов 4. Контроля поведения | ||||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |