Понятие и основные концептуальные подходы к исследованию власти
Власть можно рассматривать как способность проводить свою волю (М. Вебер), принимать общеобязательные решения (Т. Парсонс), влиять на поведение других людей (Р Даль). Во всех случаях власть, по существу, означает общественное отношение, в рамках которого одни люди оказывают определяющее воздействие на других. Власть — это преобладание одних людей над другими. В рамках властного отношения люди (индивиды или группы) могут меняться местами, быть попеременно властвующими или подвластными.
Власть представляет собой определенный тип социального взаимодействия между ее объектом и субъектом и между образуемыми ею организационными структурами и людьми. При таком взаимодействии субъект власти способен принуждать к тому или иному поведению людей или организации, на которых его власть распространяется, навязывать им в определенной степени и посредством определенных методов свою волю. Власть проявляется и в системе экономических отношений, в семье, в любом добровольном общественном объединении.
В отличие от других видов власти политическая власть осуществляется от имени всего общества и с использованием самой мощной организационной системы — государственной машины. Политика и власть находятся в причинно-следственных связях.
Поэтому она,
1) может использовать для реализации своих требований и предписаний все способы принуждения на легитимных, признанных обществом основаниях.
2) обладает суверенностью, является высшей по отношению к другим видам власти, ко всем другим властным субъектам.
Политическая власть осуществляется с помощью различных организационных структур и находит воплощение в функционировании политических институтов.
Политическая власть –власть, которая пронизывает все отношения социума => универсальный институт.
Политическая власть –субъкт-субъектное взаимодействие, посредством которого один из субъектов с помощью определенных ресурсов (воли, авторитета, права и т.д.) достигает поставленной цели.
Подходы и трактовки власти:
1. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. «Власть может быть определена как реализация намеченных целей», — пишет Бертран Рассел. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром — в этом смысле говорят, например, о власти над природой.
2. Бихевиористские (поведенческие) трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть — это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.
3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения. Психоанализ трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (Фрейд) или же психическую энергию вообще (Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности (Адлер). Власть возникает как взаимодействие воли к ней — одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» — других.
В целом же психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование—подчинение.
4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является еесистемная трактовка. Исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей (Парсонс). Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обусловливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.
5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть — это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния.
Реляционистские (от французского слова «relation» — отношений) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает каквзаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.
Такое
понимание власти позволяет раскрыть ее структуру, увязать в единое целое различные ее характеристики.Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.
+7. Инструменталистский подход. Власть – способ решения политических задач
Классификация власти (по ресурсам, на которых она основывается) на: экономическую(эк. ресурсы),социальную(соц. положение),культурно-информационную (знания, информация),принудительную(сила).
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:
1) легальностью использования силы в пределах государства;
2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы.
3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;
4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны.
5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.