Точность, ошибки и методы контроля данных статистического наблюдения
Точность данных — важнейшее требование, предъявляемое к статистическому наблюдению. Чем ближе значение показателей, полученных в результате статистического наблюдения, к фактическим их значениям, тем выше точность статистического наблюдения. Иными словами, точность характеризует степень достоверности информации, ее приближение к оригиналу, который она выражает. Отсюда степень соответствия величины какого-либо показателя (значения какого-либо признака), определенной по материалам статистического наблюдения, действительной его величине называют точностью статистического наблюдения.
Таким образом, точность статистического наблюдения определяется соотношением или отклонением данных наблюдения от фактических размеров изучаемых величин.
По ряду причин границы достоверности, степень точности данных, полученных в результате наблюдения, могут быть различны. Во-первых, перевод качественных характеристик социальных явлений, в том числе и преступности, в их количественные эквиваленты (этот процесс называется квантификацией) сопряжен с известными трудностями.
§ 6. Точность, ошибки и метода контроля данных статистического наблюдения 203
Во-вторых, при фиксации информации о явлениях и процессах общественной жизни вполне допустимы погрешности в достижении полноты и точности информации. Повышение степени точности и полноты требует увеличения ее количества и разнообразия, что связано с серьезными экономическими вложениями. В информационном обеспечении управления с неизбежностью наступает момент, когда детальная, более полная информированность стоит дороже, чем неинформированность1.
Расхождение между расчетным и действительным значением изучаемых величин, полученных при наблюдении, принято называть ошибками наблюдения.
Чтобы избежать ошибок наблюдения, минимизировать их, необходимо: тщательно составить инструментарий наблюдения; обеспечить качественное обучение и инструктаж персонала, который будет проводить наблюдение. Однако, учитывая массовый характер статистического наблюдения и сложность его содержания, необходимо наряду с этим организовать специальные частные или сплошные контрольные проверки правильности заполнения статистических формуляров, провести логический и арифметический контроль полученных данных после окончания сбора информации.
В зависимости от причин возникновения ошибки наблюдения подразделяются на три вида: а) ошибки измерения; б) ошибки репрезентативности; в) ошибки регистрации.
Ошибки измерения (е) — разность между результатом измерения значения явления (х) и истинным значением (X): г=х-Х. Как и последующие ошибки, ошибки измерения объединяются в две группы: 1) систематические, которые при данных условиях проведения измерения имеют вполне определенное постоянное значение (например, ошибка измерительного прибора); 2) случайные, которые являются результатом взаимодействия большого числа незначительных в отдельности факторов и имеют в каждом случае различные значения.
Ошибки репрезентативности — расхождения между показателями выборочной и генеральной совокупности, возникшие вследствие того, что выборочная совокупность недостаточно полно воспроизводит (репрезентирует) совокупность генеральную, хо-
1 См.: Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975. С. 139 и след.
204 Глава N. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации
тя установление и регистрация фактов были произведены точно. Они присущи только несплошному наблюдению.
Ошибки регистрации представляют собой расхождение между сведениями, записанными в формуляры наблюдения (документы первичного учета и статистической отчетности), и фактическим положением в исследуемой совокупности. Они могут быть как в сплошном, так и в несплошном наблюдении.
Как уже отмечено, ошибки регистрации могут быть случайными и систематическими.
Случайные — это следствие невнимательности, небрежности при заполнении формуляра наблюдения или подсчете итогов.
Систематические ошибки подразделяются на преднамеренные и непреднамеренные.
Преднамеренные ошибки — сознательные, тенденциозные искажения. К ним относятся нарушения порядка представления государственной статистической отчетности, выразившиеся в непредставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения статистических наблюдений, искажении отчетных данных или нарушении сроков представления отчетов, допускаемые некоторыми недобросовестными руководителями при составлении отчетности.
Для пресечения преднамеренных ошибок статистического наблюдения Законом РФ от 13 мая 1992 г. «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» руководители и другие должностные лица предприятий, учреждений, организаций и объединений независимо от форм собственности привлекаются к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от трехкратного до десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Кроме того, предусматривается возмещение органам статистики ущерба, возникшего в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности1. В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1992 г. Госкомстат России разработал и 14 августа 1992 г. утвердил Положение о порядке представления государственной статистической отчетности в Российской Федерации2.
1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 27. Ст. 1556-1557.
2 См.: Вестник статистики. 1992. № 11.
§ 6. Точность, ошибки и методы контроля данных статистического наблюдения 205
Непреднамеренные ошибки — неточность, возникающая в процессе статистического наблюдения в установлении или регистрации изучаемых фактов помимо воли и желания лица, производящего наблюдение или сообщающего сведения (т.е. неумышленно, вследствие пропусков в записях отдельных фактов и т.п.).
Полученные в результате наблюдения данные до их обработки подвергаются самой тщательной проверке, контролю. Контроль достоверности осуществляется на всех этапах сбора и обработки статистических данных: при заполнении формуляров статистического наблюдения, составлении отчетов, разработке аналитических материалов. Прежде всего осуществляется так называемый внешний контроль. При этом проверяется правильность оформления документов, т.е. наличие всех необходимых записей (реквизитов), предусмотренных инструкцией, а также полнота материала и охвата всех отчетных единиц наблюдения (например, все ли следственные отделы (отделения) области представили отчеты в УВД — ГУВД — ГУВДТ; все ли районные суды области представили отчеты в областной отдел юстиции, соответствует ли число осужденных, указанное в отчете районного суда, числу поступивших в отдел юстиции статистических карточек на осужденных).
Следующим этапом контроля точности информации является счётный (арифметический) контроль. Он основывается на использовании количественных связей между значениями различных показателей отчета. Задача такого контроля —исправление итогов и отдельных числовых показателей. Для этих целей во всех формах статистических отчетов правоохранительных органов и органов юстиции по многим показателям установлены контрольные арифметические равенства.
Логический (смысловой) контроль, так же как и арифметический, основывается на знании взаимосвязей между показателями, но не количественных, а логических, в процессе проверки ответов на вопросы программы наблюдения путем их сопоставления между собой или сравнения полученных данных с другими источниками по этому же вопросу. Например, сопоставляя ответы на вопросы статистической карточки на выявленное преступление (форма № 1) о личности потерпевшего, их количестве и др., можно логическим путем установить ошибку. Если малолетний потерпевший показан как депутат, то ясно, что здесь допущена смысловая ошибка.
В целях эффективности логического и счетного контроля центральные аппараты статистических подразделений правоохрани206 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации
тельных органов, судов и органов юстиции разрабатывают и рассылают на места рекомендации по заполнению статистической отчетности и алгоритмы формирования показателей по всем видам представляемых в их адрес статистических отчетов.
С вопросом контроля за ведением правовой статистики (проверки качества документов первичного учета и статистической отчетности) тесно связан вопрос об укреплении отчетной дисциплины. Все суды, органы внутренних дел, прокуратуры, юстиции обязаны представлять отчеты в установленные сроки и по утвержденным формам.
Контрольные вопросы и задания
1. Что понимается под статистической информацией?
2. Что такое статистическое наблюдение и каким требованиям оно должно удовлетворять?
3. Какие вы знаете основные этапы проведения статистического наблюдения?
4. Определите конкретные объекты наблюдения всех разделов правовой статистики.
5. Что такое единица наблюдения, единица совокупности и единица измерения в уголовно-правовой статистике?
6. Укажите отличие между понятиями «единица наблюдения» и «отчетная единица».
7. Что понимается под программой наблюдения?
8. Какие требования предъявляются к программе наблюдения?
9. Какие организационные вопросы являются важнейшими при проведении наблюдения?
10. Цель массового наблюдения — определение состояния и уровня преступности. Назовите единицы измерения преступности.
11. В чем сущность проблемы единого учета преступлений?
12. Что такое точность и ошибка наблюдения?
13. Какие ошибки наблюдения вы знаете?
14. Как проводится контроль результатов статистического наблюдения?
Задание 1. Назовите основные требования, предъявляемые к информации о преступности, и с этих позиций охарактеризуйте следующие основные источники информации:
а) материалы уголовно-правовой статистики (МВД, прокуратуры);
б) материалы судебной статистики;
в) криминологические данные, полученные исследователем в результате обработки анкет;
Контрольные вопросы и задания
г) материалы опроса общественного мнения о преступности и государственных мерах социального контроля над ней.
Задание 2. Перечислите с исчерпывающей полнотой документы первичного учета (статистические карточки), установленные Инструкцией о едином учете преступлений от 14 декабря 1994 г.
Задание 3. Ознакомившись с документами первичного учета, их реквизитами, ответьте на следующие контрольные вопросы:
а) особенности заполнения, сроки и адреса представления документов первичного учета (статистических карточек);
б) какие признаки состава преступления наиболее широко представлены в документах первичного учета (статистических карточках): ф. № 1; 1.1; 2;
в) сроки и подразделения, где хранятся указанные статистические карточки;
г) перечислите с исчерпывающей полнотой^ в каких случаях преступление учитывается как одно (составляется одна статистическая карточка на выявленное преступление);
д) перечислите с исчерпывающей полнотой основания учета двух и более преступлений (составляются две карточки и более на выявленные преступления);
е) перечислите основания снятия с учета зарегистрированных преступлений;
ж) перечислите, в каких случаях зарегистрированные преступления подлежат оставлению на учете, несмотря на прекращение уголовного дела;
з) раскройте особенности и основания учета лиц, совершивших преступления.
Задание 4. Внимательно ознакомившись с бланками переписных листов Всесоюзной переписи населения 1989 г., ответьте на следующие контрольные вопросы:
а) охарактеризуйте программу специально организованного статистического обследования — Всесоюзной переписи населения по вопросам переписных листов выборочной (В) и сплошной (С) переписи;
б) в чем состоит и чем объясняется отличие программ переписных листов сплошной и выборочной переписи населения;
в) в целях обнаружения связи и взаимозависимости научно обоснованно выберите максимально возможное число признаков из переписного листа сплошной переписи (С) и статистической карточки на лицо, совершившее преступление (ф. № 2).
Раскройте (обоснуйте) научное и практическое значение предложенных вами сопоставлений.
Задание 5. Ознакомившись со статистической карточкой на подсудимого, выполните следующие задания:
а) раскройте научно-практическое значение признаков программы этого важного документа первичного учета деятельности суда;
б) сопоставьте программу статистической карточки на подсудимого с программой переписного листа (С) и проделайте указанную в пункте «в» задания 3 аналитическую работу.
Задание 6. Перечислите основные формы статистической отчетности МВД, прокуратуры и судов. Охарактеризуйте их основные реквизиты, сроки и порядок представления.
Задание 7. В условиях роста дифференциации материального уровня жизни, когда 4% граждан имеют доходы, практически в 300 раз превышающие доходы наименее обеспеченных слоев, а свыше 1/3 населения находится за официальной чертой бедности (Информ. бюлл. ВЦИОМ. 1994. № 6), не только нельзя исключать, но, наоборот, нужно предполагать формирование и наличие противоречивых интересов в разных слоях, их различное мнение и представление о «нужных» законах. В целях разработки мер противодействия указанным тенденциям составьте программу специально организованного обследования на основе анкетного метода формирования статистической совокупности.
Рекомендуемая литература
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.
Закон РФ «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г.
Положение о Государственном комитете РФ по статистике, утвержденное постановлением СМ РФ 9 июля 1994 г.
Положение о порядке представления государственной статистической отчетности в Российской Федерации, утвержденное постановлением Госкомстата России 14 августа 1992 г.
Инструкция по статистической отчетности о следственной работе по форме 1-Е, утвержденная постановлением Госкомстата России от 16 февраля 1993 г.
Инструкция о едином учете преступлений (3-е издание Инструкции от 14 декабря 1994 г.), утвержденная приказом Генеральной прокуратуры РФ и МВД России 14 декабря 1994 г.
Инструкция по делопроизводству в районном (городском) суде, утвержденная приказом министра юстиции РФ 16 апреля 1994 г.
Панкратов В. В. Вопросы улучшения уголовного учета // Вопросы кибернетики и право. М., 1967.
Булатов Г., Майоров Н. Показательность данных уголовной статистики // Вестник МГУ. XII. Сер. «Право». 1969. №3.
Шляпочников А. С. О создании единого учета преступлений // Сов. государство и право. 1965. № 9.
Берекашвили Л. О едином учете преступлений // Соц. законность. 1976. № 10.
Савюк Л.К. Порядок и организация единого учета преступлений. М.> 1980.