Политическая система общества, ее принципы и особенности
Политическая система – совокупность взаимодействующих между собой государственных и общественно-политических организаций, объединений, отношения между которыми урегулированы правовыми и политическими нормами, принципами организации и осуществления политической власти в обществе. Элементы политической системы.1) субъекты – носители политической власти (народ, его представители);2) институты: государственные институты (государство, органы государственной власти), а также негосударственные институты – политические партии, общественно-политические организации и др.2) совокупность правовых и политических норм, регулирующих политическую систему;3) политическая культура и политическая идеология;4) взаимоотношения и взаимосвязи между субъектами и институтами политической системы общества. Любая система отношений строится на определенных принципах, правилах, на основе которых субъекты отношений взаимодействуют между собой. Не является исключением и политическая система, которая в зависимости от идеологического и функционального наполнения имеет свои принципы. Единый систематизированный перечень принципов политической системы в конституциях обычно не встречается, его выводят аналитическим путем на основе норм конституции. Причем эти принципы неодинаковы в странах, имеющих разный политический режим.
Рассматривая демократическую политическую систему общества, можно выделить следующие принципы:- демократия во всех элементах системы и в системе в целом;- власть народы в различных формах ее проявления;- политический плюрализм (включая многопартийность и плюрализм политической идеологии);
- ролевая автономия звеньев системы, т.е. их относительная самостоятельность, разграничение компетенции, а не создание всеобъемлющего механизма под руководством единственной партии с единственной идеологией;- соревновательность в политическом процессе (что обеспечивается периодичными выборами, возможностью политической борьбы за власть законными средствами);- самоуправление коллективов и объединений;- господство права;- демократическое, социальное, светское, правовое государство с разделением власти[8].
Особенностью политической системы является специфика целей ее существования – осуществление государственной власти, участие в ней, борьба за нее и т.д., методов и форм взаимодействия ее элементов. Политическая система обладает вторичным характером по отношению к другим отношениям, складывающимся в обществе по поводу различных интересов людей, и направлена на регулирование данных отношений с помощью властных методов.
30. Государство – важнейший элемент политической системы общества. Его характерные конституционные особенности: унитарное, демократическое, социальное, правовое, светское.
Государство является важнейшим элементом политической системы общества в силу того, что оно располагает системой государственных органов, обладающих правом принятия властных решений, действие которых распространяется на всю его территорию и на всех членов данного общества. Государство также определяет статус и других институтов политической системы.В первую очередь необходимо остановиться на характеристиках формы территориально-политического устройства государства. Применительно к нашей стране рассмотрим основные положения, касающиеся унитарного государства.Унитарное государство (от латинского слова «унус» – один, «унитас» – единство) – это единое государство, которое не имеет в своем составе государственных образований (хотя в его составе могут быть автономии), а его территория состоит только из административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью. Признаки унитарных государств:- единая конституция и правовая система;- единая система высших органов государственной власти и управления;- единое общенациональное гражданство;- отсутствие в составе территории государственных образований. Виды унитарных государств. Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальных единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы. В простом унитарном государстве существует только административно-территориальное деление, автономных образований нет. В зависимости от сочетания центрального управления и местного самоуправления в административно-территориальных единицах в научной литературе предлагается несколько классификаций. По степени централизации принято различать:
централизованные; децентрализованные; относительно децентрализованные государства.
В централизованном унитарном государстве во все звенья административно-территориального деления назначаются «сверху» чиновники Органы местного самоуправления, как правило, отсутствуют.
В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места (в административно-территориальные единицы) представителей «центра», обладающих общей компетенцией по управлению. На местах, в мелких административно-территориальных единицах созываются сходы, собрания граждан, в более крупных избираются советы. Местные должностные лица (например, казначей, шериф, мер, губернатор и т.д.) тоже зачастую избираются непосредственно населением.Республика Беларусь является унитарным государством. Об этом свидетельствует ст. 1 Конституции Республики Беларусь, которая прямо определяет нашу республику как унитарное государство. Далее это подтверждается в ст. 9: «Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы». В Беларуси действует единая Конституция, единые органы власти, единое гражданство. Государство не содержит в себе каких-либо государственных образований с самостоятельным политическим статусом, а также автономий.Также выделяют такие характеристики государства как правовое, демократическое, социальное, светское.О сущности и признаках правового государства написано много, исследователи выделяют различные признаки правового государства, однако в них неизменно включаются два главных аспекта:1) Свобода человека и наиболее полное обеспечение его прав. В основу правового государства всегда ложится свобода человека, выраженная в системе его неотъемлемых прав.2) Ограничение правом государственной власти. Среди правоограничивающих мер можно выделить принцип разделения властей и верховенства закона.Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту субъективных прав человека. Следует отметить, что в исторических реалиях не было еще идеального правового государства. Необходимо учитывать трудности реализации всех принципов правового государства, их зависимость от состояния экономики и расстановки политических сил, от уровня социальной культуры и степени солидарности общественных интересов, от внешних факторов и взаимоотношений в мировом сообществе, от национальных и исторических особенностей страны. Поэтому провозглашение правового государства не есть конституционная констатация уже достигнутого и завершенного процесса, а длительное развитие, поэтапный процесс, который не имеет конечных границ. О демократизме государства судят по таким важнейшим конституционным установлениям как народовластие, разделение властей, политическое, экономическое и идеологическое многообразие. В практической деятельности государства особенно важен политический режим, который служит гарантией реализации конституционных прав и свобод граждан.Возможность пользоваться основными правами и свободами может быть ограничена, причем конституции по-разному формулируют основания таких ограничений: «в целях сохранения единства нации», «в интересах общего блага», «защиты конституции и существующего строя», «охраны принципов морали», «обеспечения требований социального и правового государства». Характеристика государства как социального означает, что государство служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство явилось продолжением и дополнением правового государства и связано с поддержкой и развитием прав второго поколения. Перед социальным государством, во-первых, стоит задача создать условия или обеспечить достойный уровень жизненного существования человека. Во-вторых, оно принимает индивидуальные права в их сочетании с общественными интересами и коллективными правами различных групп людей. В-третьих, социальное государство защищает права человека посредством соединения государственного регулирования с саморегулированием гражданского общества.Социальное государство обязывается помогать тем, кто не способен к труду, а также тем, которые в силу разных обстоятельств не в состоянии обеспечить себя прожиточным минимумом (удовлетворительным, достойным). Деятельность социального государства связана с перераспределением имеющихся в обществе благ в соответствии с принципами социальной справедливости. Для этого государство направленной политикой стимулирует предпринимательство и экономический рост, финансирует программы образования, здравоохранения, поддержки науки и культуры, создает благоприятные условия для развития творческих способностей человека, занимается поддержкой безработных, инвалидов, пожилых людей, женщин-матерей, несовершеннолетних, беженцев и т.д.Основные функции социального государства: обеспечение социальной устойчивости общества; ограничение социальной конфликтности и напряженности; охрана труда и здоровья граждан;
установление минимального размера заработной платы; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты. Республика Беларусь является светским государством. Ст. 16 Конституции устанавливает, что религии и вероисповедания равны перед законом, а взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Церковь в Беларуси отделена от государства. Законом, регулирующим статус религиозных организаций, является Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях».