Экономические, политические и другие факторы формирования белорусской народности
Народность – это историческая общность людей, основанная на единстве территории, языка, культуры и некоторой общности хозяйственной жизни. Она характеризуется также наличием самоназвания, этнического сознания, особенностями психологического склада. Народность приходит на смену роду и племени и предшествует нации. В Европе период завершения формирования русской, польской и других народностей совпал с периодом становления феодальных отношений.
Когда же возникла белорусская народность и что явилось основными причинами ее образования? Какие были предпосылки ее формирования? Ответить на эти вопросы сегодня однозначно невозможно, т. к. среди историков и этнографов нет единого мнения по этим проблемам. Одни исследователи утверждают, что основной период этнического формирования белорусской народности охватывал XIII–XIV или XII–XVI вв. и стимулировался объединенными социально-политическими и экономическими процессами в границах ВКЛ (А. Соболевский, Е. Карский, И. Лапо, М. Любавский, В. Пичета и др.). Н. Костомаров, М. Довнар-Запольский, Я. Чачот, П. Шпилевский, П. Голубовский считали, что белорусская народность сформировалась уже в IX–XIII вв. в границах Полоцкого княжества от межэтнического смешения балтского и славянского населения. Процесс формирования белорусской народности продолжался почти четыре столетия и проходил под воздействием многих факторов. Какие же факторы содействовали этому процессу?
Здесь следует обратить внимание на то, что истоки формирования белорусского этноса, прежде всего, связаны с заселением определенной территории. Природные условия Беларуси были достаточно благоприятными для жизни и деятельности населения. Природно-климатические условия позволяли развивать земледелие и другие отрасли сельского хозяйства, промыслы и ремесла. Географическая среда влияла на расселение населения, характер и направления его производственной деятельности во многом определяли специфические черты жилья, одежды, питания. Важную роль сыграли территориальные связи, складывающиеся в политических границах Полоцкой, Туровской и некоторых других земель. Политические границы этих земель в основном совпадали с ареалом расселения кривичей, полочан, дреговичей и радимичей.
Объединение на протяжении XIII–XIV вв. раздробленных земель в составе Великого княжества Литовского, подчинение единой верховной власти привело к их территориальной консолидации и послужило толчком для складывания этнической территории белорусов – территории компактного расселения народа, с которой связаны его формирование и развитие. Консолидации этнической территории содействовали мероприятия по централизации верховной власти в ВКЛ и выработке единого законодательства. Ликвидация удельной системы, кодификация законодательства (Статуты Великого княжества Литовского) и распространение его на всю территорию государства привели к ослаблению удельной замкнутости отдельных земель и укреплению единства ее территории. Этническая территория соответствовала ареалам расселения кривичей, дреговичей, радимичей, литвы, дайновы, ятвягов и представляла собой в XIV–XVI вв. уже достаточно однородную в этническом смысле (моноэтническую) зону.
Становление и развитие белорусской народности проходило в сложных общественно-политических условиях. Многие исследователи считают, что главную роль в формировании белорусского этноса и возникновении Беларуси сыграло политическое объединение белорусских земель в составе одного государства – Великого княжества Литовского. В сравнении с этапом феодальной раздробленности ВКЛ представляло новый уровень политической, государственной и социально-экономической организации земель. Совместное противостояние народов ВКЛ монголо-татарским набегам, агрессии Ордена, первостепенное значение восточнославянских земель в экономической, общественно-политической жизни княжества имели позитивные результаты в этно-консолидационных и интеграционных процессах. Формированию белорусской народности содействовало широкое употребление старобелорусского (русского) языка и письменности в государственном производстве, общественной жизни, межэтнических контактах.
Вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского было бесспорно важным для этнической консолидации. Хотя на ранних этапах этногенеза политическому фактору принадлежит первостепенная роль, но, как считают некоторые историки, значение государства в формировании белорусского этноса не стоит преувеличивать, тем более отводить ему ключевую роль. Многие этнические признаки белорусской народности, по мнению ряда исследователей, проявились до образования Великого княжества, а границы ее расселения на протяжении столетий никак не совпадали с политическими границами этого государства.
Отмечая позитивное влияние политического фактора – образование ВКЛ – на формирование белорусской народности, в то же время следует подчеркнуть, что процессы ее формирования особенно усложняло административно-территориальное обособление от других земель Беларуси значительной ее части в границах так называемой литовской земли (часть белорусских земель не имела автономии и входила в Виленское и Трокское воеводства). Процессам формирования белорусской народности препятствовали этнорелигиозные и общественно-политические противоречия, обусловленные некоторыми тенденциями во внешней и внутренней политике правящих кругов Великого княжества Литовского.
Важную роль в формировании белорусской народности играли социально-экономические факторы. С усилением торгово-экономических связей в границах княжества, формированием общегосударственного хозяйства, развитием товарно-денежных отношений, ростом городов, определенной унификацией весовых единиц и денежной системы преодолевалась локальная замкнутость, расширялись внутритерриториальные контакты, нивелировались некоторые хозяйственные и бытовые отличия, происходила языковая интеграция. Прогресс в производстве воздействовал на формирование сословно-классовой структуры этноса, до середины XVI в. оформились шляхетское, мещанское, крестьянское сословия.
Политический, экономический факторы явились «фоном», на котором происходило формирование и развитие белорусского этноса. Политическая и социально-экономическая интеграция в границах одного государства создала почти одинаковые условия для этнокультурного развития различных земель, привела к нивелировке местных особенностей. В первую очередь и быстрее языковая и культурная нивелировка происходила в городах, т. к. в них сильнее, чем в сельской местности, ощущались связи между отдельными частями страны.
Кроме политических, экономических факторов, определенную этноконсолидирующую роль играл также конфессиональный фактор. До середины XVI в. большинство населения Беларуси исповедовало православие, что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных традиций, формировало чувство национального самосознания. В условиях расширения католичества, протестантизма, униатства принадлежность к православной вере была своеобразной приметой белорусского этноса.
Становление и развитие белорусской народности происходило также под воздействием собственно этнических факторов. Важную роль играло этногенетическое родство восточнославянских народов, исторические традиции. На протяжении столетий на землях восточных славян сохранялись отчетливая языковая близость, единство вероисповедания, многие черты этнического самосознания, развивались экономические и духовные связи.
Перечисленные выше факторы содействовали развитию других этнообразовательных процессов в формировании белорусского этноса, в первую очередь, формированию его языка и культуры.
В процессе социально-экономического, политического и культурного развития белорусских земель более разнообразными стали культурные связи между ними. Многими общими чертами отмечены устное народное творчество и литературные произведения, народные песни и танцы, обряды, искусство и ремесленничество. Специфические черты проявились также в типах жилья, его внутреннем убранстве, в одежде, пище.
Общность белорусской культуры особенно отчетливо проявилась в становлении и развитии белорусского народного и литературного языка. Появление языковых особенностей местного населения стало важным показателем характера этнических процессов на территории Беларуси эпохи раннего средневековья. Некоторые исследователи считают, что важнейшие особенности, свойственные белорусскому языку в той или другой мере, существовали уже в XIII в. На протяжении XIV–XVI вв. на основе древнерусского языка развивались такие специфические черты белорусского языка, как твердое «р», «деканье» и «цеканье», «аканье» и «яканье» и др. Формировался разговорный язык, как средство общения между людьми. В лексику этого языка попали заимствования с польского, балтского и некоторых западноевропейских языков, что придало ему специфическую окраску.
Развитию древнебелорусского (или, как его называли тогда, «русского») языка способствовало то, что в кон. XIV–XVII вв. он являлся государственным языком Великого княжества Литовского.
Характерные черты белорусского языка постепенно проникают в памятники письменности XIV–XVI вв. Это нашло отражение в светских художественных произведениях, военных и исторических повестях, в белорусских летописях, делопроизводстве, в меньшей степени – в церковно-религиозной письменности. Главное направление в развитии белорусского литературного языка в XV–XVI вв. определялось утверждением в нем грамматических и лексических форм народного белорусского говора. Языковеды считают, что в период XIII–XVI вв. появились практически все основные фонетические и морфологические особенности старобелорусского языка, что означало завершение его формирования.
Постепенно сложился менталитет белорусского народа, для которого было характерным национальная и религиозная толерантность, гостеприимство, доброта, мягкосердие, мудрость, совестливость, трудолюбие. К отрицательным сторонам белорусского менталитета можно отнести апатичность, нерешительность, консервативность, недоверчивость, скрытость, покорность. Обобщающий портрет народа дополняют и такие черты, как неагрессивность, склонность к согласию, поиску компромиссов, молчаливость, домоседство и др.
Одним из главных свидетельств существования этнического объединения и показателей уровня консолидации народа является этническое самосознание, а также эндоэтноним (самоназвание) как внешняя форма его проявления.
При рассмотрении этой проблемы необходимо иметь в виду, что сознание народных масс каждого традиционного общества определяется множеством локальных и конфессиональных связей, территориально-этнографическим регионализмом. Население Беларуси в средневековье складывалось из земляческих объединений, которые назывались по главному городу земли – «полочане», «витебляне», «могилевцы», «случане» и т. д. После вхождения белорусских земель в состав ВКЛ на них распространилось общее название – «Литва». Правда, в письменных источниках XIV–XVI вв., как и ранее, употреблялись те же земляческие названия («полочане», «витебляне» и др.), которые объединяли жителей города и земли независимо от вероисповедания и этнического происхождения. Устойчивому использованию таких территориальных определений способствовала слабая централизованность государства и автономное положение его земель.
Поскольку важнейшим компонентом этнической консолидации в те времена оставалась религия, то в условиях сосуществования различных вероисповеданий единого эндоэтнонима для жителей Беларуси и не могло быть. Восточное христианство, которое в официальных документах фигурировало как «русская» или «греческая» вера, до второй половины XVI в. оставалось религией основной массы населения ВКЛ, поэтому для этого православного большинства главным самоназванием являлось название «Русь» и производные от него «русин», «русские», «русич», католиков же называли «литвинами», а иногда и «поляками». Этноним «русские люди» имел более стабильное распространение среди жителей восточной Беларуси и Смоленщины. Литвинами называли себя в XIV–XV вв. преимущественно жители западных земель Беларуси и востока Литвы. В XVI, и особенно в XVII–XVIII вв., название «литвины» распространяется на весь белорусский этнос.
В то же время следует заметить, что, несмотря на этноязыковое и конфессиональное родство, в отношениях между населением Беларуси и Великороссии с давних времен выявилась дистанция. Давнее самоназвание «Русь» православные жители Беларуси (как и Украины) стремились перенести только на себя, называя соседних великороссов «московцами», «москалями», «Москвой». Документально подтверждены отличия в восприятии православных Руси Литовской от Руси Московской. За переселенцами из Москвы (перебежчиками или пленными) в Беларуси поколениями закреплялось прозвище «москаль» или «москвитин». В Москве в XVI–XVII вв. жителей Беларуси воспринимали как чужих, называя их «литовцами» и «поляками». Старобелорусский язык, который в ВКЛ официально назывался «русским», в Москве считался «литовским». Его там не понимали и требовали переводчика.
После принятия церковной унии 1596 г. начала использоваться производная от названия «Белая Русь» этнонимическая форма «белорусцы». «Белорусцами» обычно называли сами себя жители восточной и центральной Беларуси. Тогда же появились определения «белорусские города», «белорусская вера», «белорусский язык».
В сложной иерархии форм самоназвания населения Великого княжества Литовского (Ф. Скорина, например, в зависимости от местонахождения называл себя то «полочанином», то «русином», то «литвином») наиболее обобщающим в XVI–XVII вв. было название «литвины». Оно отражало самый широкий уровень самосознания, в том числе, видно, и этнический. Извне «литвинами» называли всех жителей Великого княжества Литовского, независимо от их языка и религии.
Таким образом, сосуществование различных самоназваний населения и позднее появление названия «Беларусь», «белорусцы» свидетельствуют о сложности и медлительности этноконсолидационных процессов в стране, недостаточной выразительности этнического сознания.