Государственный орган. Понятие, признаки, виды
Государственные органы – это самостоятельный структурный элемент государства, состоящий из государственных служащих, осуществляющих функции государства в рамках определенных властных полномочий.
Признаки: + элемент механизма государства, который находится в отлаженной системе (взаимосвязан и взаимодействует с другими государственными органами).
+ орган государства имеет компетенцию – совокупность властных полномочий, определенные НАП и связан функцией данного органа. Компетенция выражается в возможности органами создавать обязательные к исполнению акты, обеспечивать исполнение этих актов, вплоть до применения методов принуждения.
+ орган государства наделен необходимой материальной базом и может иметь свой бюджет.
+ органы государства находятся между собой в особых отношениях, субординации и координации (отношения согласования и контроля).
Виды:
1. ПО СПОСОБУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ:
Первичные (не создаются другими органами) – избираются народом (президент) и получают власть по наследству (монарх);
Производные (создаются другими органами) прим. Генеральный прокурор назначает прокурора суб.
2. ПО ОБЪЕМУ ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Высшие – действуют на территории всего государстава прим. Президент, генеральный прокурор, федеральное собрание
Местные – действуют в пределах определенного субъекта прим. Прокурор области
3. ПО КОМПЕТЕНЦИИ
Общей компетенции: принимают решение во всех отраслях (президент, правительство)
Специальной компетенции: принимают решение в конкретной области (министр финансов)
4. ПО ПОРЯДКУ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
Коллегиальный госдума
Единоличный президент
5. ПО СРОКАМ ПОЛНОМОЧИЙ
Постоянные – прокуратура
Временные – комитет ликвидации определенных ситуаций
6. ПО ПРИНЦИПУ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Законодательные
Исполнительные
Судебные
31. Государственное принуждение: понятие, содержание, виды государственных принудительных мер. Не по лекциям
Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Признаки государственного принуждения:
· является разновидностью социального принуждения;
· по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;
· опосредовано правом, носит правовой характер;
· представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;
· воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;
· осуществляется посредством применения соответствующих мер;
· обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;
· применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;
· основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;
· применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
· реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.
Виды государственного принуждения:
1. административное принуждение;
2. уголовное принуждение;
3. гражданско-правовое принуждение;
4. дисциплинарное принуждение.
5. Юр ответственность – форма госуд принуждения, наступающая за совершение правонарушения и выраженная в неблагоприятных последствиях личного, организационного или имущественного характера, предусмотренных в санкциях правовых норм.
32. Правовой нигилизм: понятие и формы проявления. Не по лекции
Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.
Причинами возникновения правового нигилизма считают:
1. деспотичный характер государственной власти;
2. особенность исторического развития государства;
3. использование репрессивного законодательства;
4. пробелы в законодательстве, в правовой системе;
5. наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;
6. отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;
7. переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;
8. несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.
Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:
1. широкое распространение и повсеместность;
2. неподконтрольность;
3. наличие в государстве разнообразных форм его проявления;
4. дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.);
5. соединение нигилизма с разными формами протеста;
6. распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.
Правовой нигилизм выражается в следующих формах:
1. сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);
2. массовое неисполнение и нарушение правовых норм;
3. распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;
4. так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;
5. массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;
6. понижение авторитета судебных и правоохранительных органов.
Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве:
1. гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина;
2. укрепление режима законности на территории государства;
3. осуществление верховенства основного и других законов государства;
4. совершенствование правовой системы государства;
5. осуществление правового порядка в государстве;
6. повышение авторитета судебных и правоохранительных органов;
7. проведение в государстве правового воспитания.
Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности.
33. Понятие прав и свобод человека. Основные права и свободы человека и их классификация. Не из лекций
Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.
Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права.
Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.
Экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т.д.
Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.
Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.
Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.
Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.
34. Структура правоотношения. Объект правоотношения.
ПО носят системный характер и характеризуются сложным составом.
1 элемент состава ПО – субъект (в чем либо нуждающийся). Он устремляет свое деяние в сторону объекта. Связь носит двухсторонний характер, имеется связь (юридическое содержание)
Юрид содержание:
-субъективное право
-юридическая обязанность.
Субъект ПО – участники ПО, имеющие субъективные права и юридические обязанности.
2 группы субъектов ПО:
- индивиды (физ лица)
- коллективные субъекты (различные социальные общности, организации и объединения, государство)
Эти субъекты ПО характеризуются определенными юрид качествами:
1. правосубъектность (способность или возможность лица быть участником правоотношений). Включает в себя:
- правоспособность (предусмотренное нормами права способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности). У физ лица с момента рождения. У юрид лица – факт юрид регистрации.
- дееспособность (способность лица своими действиями приобретать или осуществлять определенные права и обязанности). Включает в себя сделкоспособность (способность лица своими действиями совершать сделки) и деликтоспособность (способность лица нести юр ответственность за совершенное правонарушение)
Виды дееспособности:
- полная дееспособность
- дееспособность частичная (малолетние субъекты до 14 лет, и несовершеннолетние от 14-18 лет)
- ограниченная дееспособность (ограничение дееспособности лица по решению суда)
Объект правоотношений – реальное благо, на использование и/или охрану которого направлены субъективные права и юрид обязанности.
2 основных подхода к пониманию объекта ПО:
1) монистический (все общественные отношения – поведение человека)
2) плюралистический (у разных ПО – разные объекты):
а) предметы материального мира или вещи
б) предметы духовного свойства
в) личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь)
г) поведение участников правоотношений, кот выражаются либо в действии или бездействии.
д) результаты поведения участников правоотношений (последствия, к кот приводит действие или бездействие)
содержание правоотношений – совокупность субъективных прав и юрид обязанностей.
Субъективное право – мера возможного поведения участника правоотношения.
Субъективное право включает в себя
- правомочие, кот включает в себя способность лица совершать определенные нормы права действия.
- правотребование (право требовать от должностного лица исполнения его обязанностей)
Юр обязанность – мера должного поведения лица
35. Законность: понятие, принципы гарантии.
Законность - это:
- условие жизни государственно-организованного общества; принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения его норм, законов и подзаконных актов субъектами, к которым они адресованы;
- принцип организации и деятельности государственного аппарата и политической системы в целом (в ч. 2 статьи 15 Конституции РФ сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»);
- принцип правотворчества, ориентирующий правотворческие субъекты на принятие таких нормативных актов, которые бы не противоречили Конституции и уже имеющейся системе законов;
- метод государственного руководства обществом, ибо свои функции государство должно осуществлять правовыми средствами путем принятия правовых актов и обеспечения их реализации;
- особый режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности - есть такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, цивилизованные средства, ограждающие личность от произвола власти, анархии, беспорядка.