Государственный орган. Понятие, признаки, виды

Государственные органы – это самостоятельный структурный элемент государства, состоящий из государственных служащих, осуществляющих функции государства в рамках определенных властных полномочий.

Признаки: + элемент механизма государства, который находится в отлаженной системе (взаимосвязан и взаимодействует с другими государственными органами).

+ орган государства имеет компетенцию – совокупность властных полномочий, определенные НАП и связан функцией данного органа. Компетенция выражается в возможности органами создавать обязательные к исполнению акты, обеспечивать исполнение этих актов, вплоть до применения методов принуждения.

+ орган государства наделен необходимой материальной базом и может иметь свой бюджет.

+ органы государства находятся между собой в особых отношениях, субординации и координации (отношения согласования и контроля).

Виды:

1. ПО СПОСОБУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ:

Первичные (не создаются другими органами) – избираются народом (президент) и получают власть по наследству (монарх);

Производные (создаются другими органами) прим. Генеральный прокурор назначает прокурора суб.

2. ПО ОБЪЕМУ ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Высшие – действуют на территории всего государстава прим. Президент, генеральный прокурор, федеральное собрание

Местные – действуют в пределах определенного субъекта прим. Прокурор области

3. ПО КОМПЕТЕНЦИИ

Общей компетенции: принимают решение во всех отраслях (президент, правительство)

Специальной компетенции: принимают решение в конкретной области (министр финансов)

4. ПО ПОРЯДКУ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

Коллегиальный госдума

Единоличный президент

5. ПО СРОКАМ ПОЛНОМОЧИЙ

Постоянные – прокуратура

Временные – комитет ликвидации определенных ситуаций

6. ПО ПРИНЦИПУ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Законодательные

Исполнительные

Судебные

31. Государственное принуждение: понятие, содержание, виды государственных принудительных мер. Не по лекциям

Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Признаки государственного принуждения:

· является разновидностью социального принуждения;

· по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;

· опосредовано правом, носит правовой характер;

· представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;

· воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;

· осуществляется посредством применения соответствующих мер;

· обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;

· применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;

· основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;

· применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;

· реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.

Виды государственного принуждения:

1. административное принуждение;

2. уголовное принуждение;

3. гражданско-правовое принуждение;

4. дисциплинарное принуждение.

5. Юр ответственность – форма госуд принуждения, наступающая за совершение правонарушения и выраженная в неблагоприятных последствиях личного, организационного или имущественного характера, предусмотренных в санкциях правовых норм.

32. Правовой нигилизм: понятие и формы проявления. Не по лекции

Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.

Причинами возникновения правового нигилизма считают:

1. деспотичный характер государственной власти;

2. особенность исторического развития государства;

3. использование репрессивного законодательства;

4. пробелы в законодательстве, в правовой системе;

5. наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;

6. отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;

7. переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;

8. несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.

Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:

1. широкое распространение и повсеместность;

2. неподконтрольность;

3. наличие в государстве разнообразных форм его проявления;

4. дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.);

5. соединение нигилизма с разными формами протеста;

6. распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.

Правовой нигилизм выражается в следующих формах:

1. сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);

2. массовое неисполнение и нарушение правовых норм;

3. распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;

4. так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;

5. массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;

6. понижение авторитета судебных и правоохранительных органов.

Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве:

1. гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина;

2. укрепление режима законности на территории государства;

3. осуществление верховенства основного и других законов государства;

4. совершенствование правовой системы государства;

5. осуществление правового порядка в государстве;

6. повышение авторитета судебных и правоохранительных органов;

7. проведение в государстве правового воспитания.

Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности.

33. Понятие прав и свобод человека. Основные права и свободы человека и их классификация. Не из лекций

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права.

Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.

Экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т.д.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.

Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.

Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

34. Структура правоотношения. Объект правоотношения.

ПО носят системный характер и характеризуются сложным составом.

1 элемент состава ПО – субъект (в чем либо нуждающийся). Он устремляет свое деяние в сторону объекта. Связь носит двухсторонний характер, имеется связь (юридическое содержание)

Юрид содержание:

-субъективное право

-юридическая обязанность.

Субъект ПО – участники ПО, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

2 группы субъектов ПО:

- индивиды (физ лица)

- коллективные субъекты (различные социальные общности, организации и объединения, государство)

Эти субъекты ПО характеризуются определенными юрид качествами:

1. правосубъектность (способность или возможность лица быть участником правоотношений). Включает в себя:

- правоспособность (предусмотренное нормами права способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности). У физ лица с момента рождения. У юрид лица – факт юрид регистрации.

- дееспособность (способность лица своими действиями приобретать или осуществлять определенные права и обязанности). Включает в себя сделкоспособность (способность лица своими действиями совершать сделки) и деликтоспособность (способность лица нести юр ответственность за совершенное правонарушение)

Виды дееспособности:

- полная дееспособность

- дееспособность частичная (малолетние субъекты до 14 лет, и несовершеннолетние от 14-18 лет)

- ограниченная дееспособность (ограничение дееспособности лица по решению суда)

Объект правоотношений – реальное благо, на использование и/или охрану которого направлены субъективные права и юрид обязанности.

2 основных подхода к пониманию объекта ПО:

1) монистический (все общественные отношения – поведение человека)

2) плюралистический (у разных ПО – разные объекты):

а) предметы материального мира или вещи

б) предметы духовного свойства

в) личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь)

г) поведение участников правоотношений, кот выражаются либо в действии или бездействии.

д) результаты поведения участников правоотношений (последствия, к кот приводит действие или бездействие)

содержание правоотношений – совокупность субъективных прав и юрид обязанностей.

Субъективное право – мера возможного поведения участника правоотношения.

Субъективное право включает в себя

- правомочие, кот включает в себя способность лица совершать определенные нормы права действия.

- правотребование (право требовать от должностного лица исполнения его обязанностей)

Юр обязанность – мера должного поведения лица

35. Законность: понятие, принципы гарантии.

Законность - это:

- условие жизни государственно-организованного общества; принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения его норм, законов и подзаконных актов субъектами, к которым они адресованы;

- принцип организации и деятельности государственного аппарата и политической системы в целом (в ч. 2 статьи 15 Конституции РФ сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»);

- принцип правотворчества, ориентирующий правотворческие субъекты на принятие таких нормативных актов, которые бы не противоречили Конституции и уже имеющейся системе законов;

- метод государственного руководства обществом, ибо свои функции государство должно осуществлять правовыми средствами путем принятия правовых актов и обеспечения их реализации;

- особый режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности - есть такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, цивилизованные средства, ограждающие личность от произвола власти, анархии, беспорядка.

Наши рекомендации