Политическое лидерство
1. Развитие представлений о лидерстве в истории социально-политической мысли.
2. Сущность политического лидерства и его типология.
1. Интерес к проблеме лидерства появился еще в древности. Многие мыслители пробовали исследовать этот сложный и важный социальный феномен, выявить его место и роль в жизни общества. Так, античные историки Геродот, Плутарх, Светоний, Тит Ливий описывали в своих сочинениях деятельность монархов, полководцев, героев, рассматривая их как главных творцов исторического процесса.
Древнегреческий философ Платон считал, что главная черта правителя – мудрость. Поэтому во главе государства должны стоять философы, обладающие большим умом и рассудительностью. И если у правителя огромная власть объединяется с названными чертами, то возникает наилучший государственный строй. Место подданных в подчинении, они сами заинтересованы в мудром правителе.
Ученик Платона Аристотель заметное место в своих работах посвящал прямой связи личностных качеств правителя и эффективного и справедливого управления. Началом политики, по его мнению, является этика. Поэтому настоящий правитель должен обладать необходимым набором добродетелей: мужеством, благоразумием, справедливостью, рассудительностью, что позволит проводить политику в интересах общего блага граждан государства.
Для мыслителей средневековья также характерен взгляд на историю как результат деятельности правителей. Средневековые богословы, в частности Фома Аквинский, обосновывали власть государя «божьей волей». Подданные должны подчиняться монарху, сюзерену, «неся свой крест».
Значительный вклад в исследование проблемы политического лидерства внес итальянский мыслитель Эпохи Возрождения Н. Макиавелли. В его трактовке политический лидер – это государь, который объединяет и представляет все общество, обладает политическими способностями и военным талантом, использующий для сохранения своего господства и общественного порядка любые средства, в том числе и аморальные (подкуп, убийство, обман и т.п.). Разработанные Макиавелли практические советы для правителей, которые включали искусное сочетание хитрости и силы, высоко были оценены Кромвелем, Наполеоном и другими выдающимися политиками.
«Героической» интерпретации истории придерживались и многие известные мыслители Нового времени – английский историк и философ Т. Карлейль, американский философ Р. Эмерсон, немецкий философ Ф. Ницше, французский социальный психолог Г. Тард и др. Так, в частности, Г. Тард доказывал, что общественный прогресс и все достижения цивилизации обязаны великим лидерам, инициативным и способным к изобретательству личностям. Массы же не способны к какому-либо творчеству. По его мнению, толпа без лидера – это туловище без головы, не способное к самостоятельным действиям.
Близкой к Г. Тарду точки зрения придерживался и З. Фрейд, считавший, что исторический процесс развивается под определяющим влиянием великих лидеров. Он рассматривал лидера как гипнотизера, который воздействует на последователей и утверждал, что массы испытывают потребность в его авторитете подобно авторитету отца в семье.
В отличие от них соотечественник Г. Тарда социальный психолог Г. Лебон рассматривал проблему взаимоотношений лидера и масс иначе. Он считал, что общество вступило в «век масс», когда главную роль в социальной жизни играет толпа, последователи стали доминировать над лидерами, задавая им программу действий. Г. Лебон рассматривал лидерство как чисто психологический феномен. Власть лидеров основывается на сознательном или несознательном использовании законов психологии, знании и понимании души толпы. Именно благодаря этому пониманию они и становятся властителями масс
Элитарную концепцию лидерства, оказавшей значительное влияние на последующую политическую мысль и практику, создал немецкий философ Ф. Ницше. Вслед за Шопенгауэром он считал основой мирового процесса волю к власти. «Ненасытное стремление к власти» для него «творческий инстинкт», естественное состояние человека, смысл истории. Опираясь на биологические особенности людей, Ф. Ницше подразделял их на «хозяев» (лидеров, сверхчеловеков) и «рабов» (недочеловеков). Сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали, социальными, религиозными и иными канонами. Его отличают высокие жизненные силы и воля к власти. Это сильная, волевая, развитая личность, которая возвышается над остальными людьми, как те возвышаются над обезьянами. Именно сверхчеловек пишет «новые скрижали», создает новые законы в политике, культуре, морали. Ф Ницше обосновывал необходимость создания высшей расы, которая призвана управлять обществом. В этом он видел основную цель человечества. «Цель человечества, - писал Ф. Ницше, - лежит в его высших представителях… Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей – в этом, и ни в чем ином, состоит его задача» (Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М., 1990. – с. 286.).
Одним из первых в истории политической мысли, кто попробовал по-новому подойти к феномену политического лидерства, был немецкий философ Гегель. Мыслитель критиковал субъективный, волюнтаристский подход к названной проблеме, в соответствии с которым великие лидеры будто бы творят историю по своему усмотрению, исходя из их психологического склада, легкомысленных или злых устремлений и страстей. На самом деле, считал Гегель, выдающиеся руководители выражают историческую необходимость своего времени, потребности общественного развития.
Марксизм рассматривает лидерство как сложное взаимодействие людей в социальных группах, которое всегда связано с природой общественного строя, с конкретно-исторической ситуацией. В отличие от теорий, представлявших лидеров как локомотивы истории, ее творческую силу, он ограничивал возможности активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает здесь как наиболее способный, сознательный и умелый выразитель интересов того или иного класса. В процессе решения назревших задач общественного развития возникает потребность в лидерах, призванных возглавить движение масс, правильно оценить условия развития общества и определить пути изменений к лучшему. Однако главной движущей силой исторического процесса в соответствии с марксистской теорией являются не герои-одиночки, а народные массы.
В современной западной политологии существуют различные трактовки природы политического лидерства. Рассмотрим наиболее распространенные подходы к интерпретации данной проблемы.
1. «Теория черт лидера» (Э. Багардус). Её сторонники рассматривают лидера как особый социально-психологический тип личности, обладающей выдающимися качествами (высокая аналитичность ума, кипучая энергия, сильная воля и т.д.). Способность быть лидером природное, врожденное свойство и характерна для ограниченного числа людей. Главным недостатком данной теории является то, что она рассматривает лидерство как изолированный биопсихологический феномен, который можно объяснять из него самого. При этом игнорируются социальные условия и историческая эпоха, в которых формируется и действует лидер.
2. «Ситуационная концепция» (В. Дилл, Т. Хилтон, А. Голднер и др.) Сторонники названного направления рассматривают лидерство как функцию определенной ситуации, когда тот или иной индивид выходит в лидеры благодаря тому, что в большей степени отвечает потребностям момента, интересам конкретной социальной группы. Именно конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера, предопределяют его поведение, принимаемые им решения.
Однако, органичность этой теории заключается в том, что она принижает активность и самостоятельность лидера, относя его только к инструменту ситуации и не учитывая способность влиять на ситуацию, переломить ее в свою пользу.
3. «Теория определяющей роли последователей» (Ф. Стенфорд). Соответственно этой теории лидер выступает как выразитель интересов определенных социальных сил. Он вторичен по отношению к той группе, которая его выдвинула и поддерживает. Именно последователи воспринимают лидера, ситуацию, диктуют программу его деятельности и стиль поведения и, в конечном счете, принимают или отклоняют лидера.
4. «Реляционная теория» (Б.Бэсс). Представители данного направления стремятся преодолеть ограниченность вышеназванных подходов, синтезировать их воедино, настаивая на необходимости учета взаимодействия всех факторов, влияющих на политическое лидерство: индивидуальных качеств личности, ситуационного контекста, взаимоотношений лидера и масс.
Таким образом, проблема лидерства на протяжении столетий занимала умы мыслителей, которые исследовали и разрабатывали различные ее аспекты: природу и психологию политического лидерства, его типологию, вопросы взаимодействия лидера и масс, механизмы функционирования лидерства и т.д.
2. Лидерство, как социальное явление, соответствует природе человека, всем человеческим общностям и является самой древней формой организации жизни людей. Уже на первых этапах развития человечества в лидеры выдвигаются наиболее опытные, умные, сильные люди, которые становятся старейшинами или вождями в родово-племенных образованиях. По мере исторического развития усложнялась общественная жизнь, появлялись различные политические институты и организации, общество постепенно переходило от лидерства личностного к более сложной форме – политическому лидерству.
Что же такое лидерство? Под ним чаще всего понимают механизм организации, интеграции групповой деятельности и придания ей определенной направленности. Лидер (анг. leading –ведущий) выступает как авторитетный член организации или социальной группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях.
В политической теории обычно различают понятия «политический лидер» и «политический руководитель» (по смыслу к ним близки понятия «неформальное» и «формальное» лидерство). Власть политического лидера основана на личном авторитете, влиянии, опирается на поддержку общества или некоторых социальных групп. Руководитель получает властные функции в результате назначения или выборов на ту или иную должность. Если лидер – это продукт «естественного отбора», то руководитель – сознательного подбора. Лидерство обычно нестабильно, оно требует постоянного подтверждения. Руководство стабильно, поскольку опирается на очерченный законом круг прав и обязанностей и подразумевает функциональные отношения. Наиболее оптимальной для общества является ситуация совпадения лидера и руководителя в одном лице. В этом случае доверие, которое оказывают ему массы, дополняется конкретными властными полномочиями. Практика показывает, что руководители государств, к примеру, тем успешнее осуществляют свои функции, чем в большей мере обладают качествами политического лидера (в данном случае в качестве примера привести таких президентов, как Ф.Д. Рузвельт, Ш. де Голль, А.Г. Лукашенко). В то же время не каждого официального руководителя можно отнести к политическим лидерам. Так, почти двадцатилетний период развития советского общества – с середины 60-х до середины 80-х годов – оценивается рядом исследователей как период, где по сути, не было политических лидеров, хотя у руля политического руководства находились поочередно Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко.
Политическое лидерство может осуществляться в международном (руководители международных организаций, например ООН, ЕС, НАТО и др.), национальном масштабе (руководители государств, политических партий и т.д.), на уровне региона. Научное объяснение политического лидерства предполагает понимание его исторически преходящего характера, изменения его содержания на различных этапах развития общества. Характер лидерства определяется структурой общественно-политической формации, политическим строем, господствующей идеологией и типом политической культуры общества.
Политическое лидерство характеризуется многогранностью направлений деятельности, широким кругом решаемых задач. Эти задачи возникают на основе определенных потребностей, интересов и ожиданий общества, социальных групп и организаций. Искусство лидера и заключается в умелом и ответственном выполнении социальных функций по решению назревших общественных проблем. К основным функциям лидера общенационального масштаба можно отнести:
- глубокий анализ реальной ситуации в обществе, своевременный учет потребностей различных социальных групп;
- точное формулирование целей и задач общественного развития;
- интеграция общества, объединение граждан вокруг общих целей, ценностей и идеалов;
- нахождение и принятие оптимальных политических решений;
- своевременное инициирование обновления общественных структур, проведения необходимых реформ, мобилизация масс на реализацию политических целей;
- коммуникация лидера и общества.
Быстрый количественный рост исследований лидерства, многогранность интерпретаций этого социального феномена породили настоятельную потребность как-то систематизировать и упорядочить эти исследования.
К числу наиболее известных и на сегодня наиболее влиятельных является типология лидерства, предложенная немецким социологом, философом и историком М. Вебером. В ее основу положен источник власти лидера. М. Вебер выделил три основных типа политического лидерства.
1. Традиционное лидерство. Оно основано на обычаях, традициях, вере в законность и святость порядков и властей, существующих издревле (например, старший сын монарха после его смерти сам «законно» становится монархом). Человек обладает «правом на лидерство» благодаря происхождению, принадлежности к элите. Власть традиционного лидера ничем неограничена. Такой тип лидерства свойственен для тех обществ, которые предшествуют современному буржуазному обществу.
2. Легально-рациональное или бюрократическое лидерство основано на «разумности» и законности существующих порядков и характерна для «индустриального» общества (европейских буржуазных государств – Англии, Франции и др., а также США). Бюрократическое управление, по Веберу, означает господство посредством знаний, осуществляется на строго формальных и рациональных правилах. В таком государстве подчиняются не личности, а установленным законам: и не только подчиненные, но и руководители (чиновники). Здесь лидер – чиновник выступает не индивидом, который является источником власти, а агентом определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы.
3. Харизматическое лидерство (греч. charisma – благодать, дар божий) основана на вере масс в необычные, неординарные, сверхъестественные способности личности. Характерной чертой такого типа лидерства является культ личности вождя. Чаще всего харизматические лидеры появляются в сложные кризисные периоды развития общества, когда возникает потребность в мобилизации масс на решение задач социального обновления. Именно в такое время в общественном сознании возникают надежды на какое-то «чудо», способное одномоментно решит все проблемы бытия. По мере стабилизации социальной системы, по мнению Вебера, харизматическое лидерство преобразуется в традиционное или бюрократическое.
Существует множество других попыток классификации лидерства, используя различные критерии. Так, американский политический психолог Г. Лассуэлл в качестве основания для классификации взял склонность личности к выполнению той или иной политической роли и особенности психосексуального развития в детстве. Их соединение и дает такие основные типы политических лидеров, как администратор (политический лидер, обладающий организационными способностями), теоретик (интеллектуальный лидер, способный создавать новые идеи и пропагандировать их), агитатор (политический лидер, наделенный ораторскими способностями). Каждый из них имеет свои «сильные» и «слабые» стороны. Г. Лассуэлл отдает предпочтение так называемому «смешенному типу», когда в одной личности совмещаются все три типа политического лидера. В качестве примера такого лидера он называет В.И. Ленина.
Современный американский политолог Р. Такер предлагает типологию лидерства с точки зрения предпочтения политиками тех или иных общественных ценностей и идеалов, направленности социальной деятельности. В связи с этим он выделяет три типа политических лидеров:
- лидер-реформатор стремится к социальным изменениям с помощью мирной тактики постепенных преобразований, которые не затрагивают при этом фундаментальных основ существующего строя. К лидерам-реформаторам он относил Ф. Рузвельта, Н.С. Хрущева, Мартина Лютера Кинга;
- лидер-революционер добивается коренного преобразования социально-политической системы путем осуществления социальной революции и создания нового общества, основанного на абсолютно иных принципах. По мнению Р. Такера, типичными лидерами-революционерами являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.
Лидер-консерватор – сторонник существующих порядков, общепринятых норм, ценностей и идеалов, который отказывается от любых серьезных перемен в обществе. Классическим типом подобного лидера являлся Л.И. Брежнев.
В современной политологии нередко используется типология американского политолога М. Херманн, выделившей четыре собирательных образа лидера: стягоносца (великого лидера), служителя, торговца и пожарного.
Лидер-стягоносец отличается собственным видением действительности, способностью определять цели и обосновывать привлекательный общественный идеал, умением овладеть и повести за собой массы. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни и др.
Лидер-служитель выступает в роли выразителя интересов и потребностей группы, которая избрала его, ориентируется на ее мнение и действует от ее имени.
Для лидера-торговца характерна способность понимать и учитывать в своей деятельности запросы и потребности общества или определенных социальных групп, умение привлекательно подать и «продать» свои идеи и планы, приобщить массы к их осуществлению. В наибольшей степени это свойственно демократическому и популистскому типу лидеров.
Лидер-пожарный действует в соответствии с конкретной ситуацией и ориентируется на учет повседневных требований, моментов, решение наиболее актуальных общественных проблем.
В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а соединяются в политических деятелях в различных соотношениях.
В зависимости от отношения руководителя к подчиненным, методов организации работы лидерство подразделяется на три типа (или стили) лидерства: авторитарный, демократический, либеральный (или стиль невмешательства).
1. Авторитарный. Лидер требует монопольной власти. Он единолично определяет и формирует цели и способы их достижения. Авторитарный лидер стремится повысить активность подчиненных административными методами. Его основные методы руководства: «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха.
2. Демократический. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в отношениях с членами группы. Они поддерживают инициативу каждого члена группы, не концентрируют ответственность в своих руках, а распределяют ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества.
3. Либеральный (стиль невмешательства). Лидер стремится отойти от решения проблем, от ответственности, перекладывая ее на подчиненных, стремится по возможности быть незаметным, в стороне от сложных дел. Он избегает конфликтных ситуаций, старается не вмешиваться в деятельность группы.
Отметим, что к стилям лидерства нужно подходить конкретно, учитывая историческую ситуацию. В чрезвычайных условиях определенными преимуществами может обладать и авторитарное лидерство. Но при стабилизации обстановки необходим переход к демократическому стилю руководства.
Таким образом, основания типологии лидерства могут быть самыми различными, что порождает их многообразие и характеризует всю сложность и многогранность данного социального феномена. Проблема выделения среди множества переменных одной важнейшей, определяющей наиболее существенные черты лидерства, представляется весьма проблематичной и сложной. В то же время можно выделить наиболее характерные признаки политического лидерства. К ним относятся:
1. Наличие собственной политической концепции и конкретной программы деятельности.
2. Знание проблем и путей, связанных с реализацией программы, готовность нести личную ответственность за ее осуществление, что предполагает наличие у лидера таких важных качеств, как аналитичность ума, воля, целеустремленность, настойчивость.
3. Способность создать эффективную систему политического руководства и управления, которая могла бы обеспечить возможность мобилизовать общество на реализацию предложенной программы развития.
4. Политический лидер призван постоянно доказывать свое право на лидерство.
5. Популярность, способность остаться лидером и после потери своего высокого должностного поста (например, де Голь во Франции, Дэн Сяопин в Китае).
Отметим, что политическое лидерство – феномен исторический, развивающийся. Он возникает в определенных исторических условиях и не может оставаться неизменным.
Процессы демократизации в Республике Беларусь закономерно привели к политическому плюрализму и многопартийности, политическому и интеллектуальному соревнованию людей, которые выражают те или иные социальные интересы. Результатом этих процессов явился переход от моноцентричной системы лидерства к полицентричной, предусматривающей множество субъектов политического лидерства разных типов и уровней.
Однако становление развернутой и отлаженной системы политического лидерства – сложный, длительный и противоречивый процесс, который в Беларуси находится в стадии формирования. Демократия – лучший политический климат для роста настоящих политических лидеров, ибо ее функционирование предполагает свободу действий альтернативных политических сил, выбора и соперничества политических лидеров, а также общественный контроль за их деятельностью. Сегодня широкая общественность в большей степени, чем ранее, может оценить взгляды и поступки политических лидеров и продлить их мандат на лидерство, либо высказать недоверие.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте сущность основных концепций политического лидерства.
2. Охарактеризуйте основные функции политического лидера.
3. Дайте классификацию политических лидеров по различным основаниям.
4. Что такое харизматический лидер? Для каких стран он наиболее типичен и почему?
5. Каковы объективные и субъективные предпосылки «культа личности»?
6. Каковы основные признаки политического лидерства?