Политическое лидерство

Термин «политическое лидерство» широко используется в современной политологии и политической практике. Лидер (с англ. «ведущий») – это личность, оказывающая решающее влияние на других людей и способность направлять их коллективные действия.

Политическое лидерство – это постоянное приоритетное влияние личности (группы, партии, объединения) на все общество или значительную его часть с помощью реальной власти и принимаемых политических решений.

Феномен лидерства интересовал многих мыслителей и исследователей (Платон, Плутарх, Макиавелли, Ницше), психологов (Фрейд, Адлер), социологов (Э. Богардус, М. Вебер, М. Херманн, Г. Алмонд). Широкий научный и общественный интерес к институту лидерства подчеркивает его многогранность и социальное значение. «Люди не могут обходиться без лидерства, как без пищи и воды », – подчеркивал бывший президент Франции Де Голль.

Существует многообразие теорий, объясняющих природу и происхождение лидерства.

Теория черт (Э. Богардус) утверждает, что определенные личностные качества (ум, интеллект, энергия, коммуникабельность и т.д.) позволяет человеку стать лидером. Однако индивидуальные черты лидера на основе данной теории ничем не отличается от психологических и социальных качеств любой личности.

Ситуационная теория доказывает, что лидер – это функция определенной ситуации, и он может появиться в результате удачного сочетания обстоятельств, при которых окажутся востребованными его выдающиеся качества (Гитлер, Сталин, Горбачев).

Теория последователей лидера определяет природу лидерства на основе особой формы взаимоотношений между авторитетной личностью и окружением, интересы которого она выражает. Однако лидеры не всегда могут оправдать ожидания своих конституентов (последователей) и даже могут поставить под угрозу существование страны, нации (Гитлер, Сталин).

Концепция психоанализа (З. Фрейд) объясняет природу лидерства наличием у индивида особых психологических черт и мотивов, толкающих его к политическому господству, навязыванию своей воли и т.д.

Психологическое напряжение и личные комплексы неполноценности некоторые люди компенсируют с помощью безграничной власти, применения силы и т.д.

Однако в современной политологии приоритетное значение приобретают интегративные теории лидерства. Например, американский политолог М. Херманн полагает, что при рассмотрении лидерства следует учитывать все факторы: 1) личностные черты и качества самого лидера; 2) характерные особенности его сторонников; 3) взаимосвязь лидера и конституентов (сторонников); 4) конкретная ситуация осуществления лидерства;

Следовательно, политическое лидерство – это процесс взаимодействия (влияния, коммуникации, отношений), в ходе которого одни индивиды (лидеры) выражают потребности и интересы своих последователей и на этой основе обладают престижем и влиянием, а другие (их сторонники) добровольно отдают им часть властных полномочий для осуществления представительства и реализации собственных интересов.

Существующие в политологии системы классификации (типологии) политических лидеров обусловлены стремлением спрогнозировать их поведение.

Типология М. Вебера основана на способах легитимации политической власти и предлагает три идеальных типа лидерства:

1. Традиционное (вожди, старейшины, монархи);

2. Рационально-легальное (избранный лидер согласно действующим законам);

3. Харизматическое – основано на обожествлении лидерства и вере в его исключительность, святость и высшую справедливость;

По способам и методам осуществления власти выделяют авторитарный и демократический типы лидеров.

В современной политологии используется типология лидеров, предложенная М. Херманном, на основе особенностей их политической деятельности:

- лидер-знаменосец, способный увлечь массы привлекательной великой целью, идеей;

- лидер-служитель, выступающий в роли выразителя и защитника интересов своих избирателей;

- лидер-идеолог, проповедник и вдохновитель определенной идеологии;

- лидер-торговец, привлекательно может изложить свои идеи, заставляет их «купить» и осуществлять;

- лидер-пожарный, ориентируется на текущие проблемы и их решение;

В литературе встречаются и другие типологии лидеров: «формальный», «неформальный», «правящий», «прагматик», «романтик» и другие.

Отдельную классификацию лидерства предлагают ученые-психологи, используя особенности темперамента и характера индивидов.

Институт лидерства выполняет следующие основные функции в обществе:

- управленческая (по принятию политических решений);

- интеграционная, связанная с объединением народа, нации,

социальных слоев на основе общих идей и ценностей;

- коммуникативная, обеспечивающая связь между властью и

обществом;

- мобилизующая, направленная на организацию выполнения

определенных целей и задач;

- функция социального арбитража;

- функция легитимации политического режима с помощью личности

лидера;

2. Механизмы формирования (рекрутирования) политической элиты. Проблема рекрутирования (набора) элиты – одна из самых важных в элитологии. В отличие от профессиональных элитарных сообществ политическая элита представляет собой «открытую» систему. Иными словами, не имеющий специальной подготовки человек, как правило, не может претендовать на место в соответствующей профессиональной элите (музыкант, актер, ученый и т.д.). В то время как в круг политической элиты могут входить лица разных профессий, обладающие неодинаковым социальным, образовательным и прочим статусом. Главной причиной «открытости» политики, по мнению политологов, является ее такой фундаментальный признак, как универсальность: происходящие в этой сфере процессы являются формой выражения не только политических, но экономических, социальных, национальных, духовных и других противоречий. В новейшей истории имеются примеры политической карьеры людей, профессионально далеких от политики, например, голливудский актер Р. Рейган (президент США), Шварценеггер А. – губернатор штата Калифорния.

Под механизмами рекрутирования элиты понимаются принципы выдвижения ее в состав элитарного общества. Важнейшими такими принципами являются:

а) кровное родство;

б) знатное происхождение (элиты по происхождению);

в) обладание богатством, собственностью;

г) образованность, обладание знаниями (информацией);

д) профессиональная компетентность;

е) партийная, национальная, религиозная принадлежность;

ж) протекционизм;

з) личная преданность системе, вождю, религии и т.д.

и) старшинство или выслуга лет;

к) назначение на должность;

л) делегирование путем выборов;

Не исключены и другие способы ротации состава элит в различных общественных системах. При этом политологи отмечают, что не существует однозначной зависимости между типом общества как системы (открытое-закрытое) и формой элитного обновления. Современные исследователям (например, американский политолог Марджер М.) подчеркивает, что открытость общества и его плюралистический характер отнюдь не гарантирует аналогичного элитного рекрутирования. На примере изучения структурирования элит США можно увидеть, что система формирования американской элиты является «незначительно открытой для тех, кто имеет низкий социальный статус». Своеобразный элитный резерв образуют индивиды, обладающие качествами, необходимыми для лидерства в данной системе. Вместе с тем в классической политологии, как уже подчеркивалось, различают «закрытую» и «открытую» элиты в зависимости от путей обновления ее состава и возможности доступа в нее выходцев из неэлитных слоев.

На практике сложилось две основные системы рекрутирования политических элит – гильдейская и антрепренерская; они определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии; круг людей, осуществляющих отбор (селекторат); мотивы его действий. Это разграничение достаточно условно, и на практике используются различные их сочетания. Преобладание элементов той или иной системы позволяет выделить конкретный способ и специфику отбора политической элиты в данном обществе.

Каковы основные черты двух моделей рекрутирования современных политических элит?

Система гильдий (от нем. gilde - корпорация) – предполагает:

- закрытость элиты от масс;

- четкую иерархию внутри элиты с медленным продвижением по ступеням власти;

- наличие множества формальных требований для занятия должностей (образование, опыт работы, партийный стаж и т.д);

- отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных

групп (сословий, классов, каст, кланов и других);

- решения, в том числе и кадровые, принимаются узким кругом лиц;

- стабильность и устойчивость элиты, ее ценностей и регламента;

- отсутствие конкуренции и маловероятность конфликтных отношений;

- преемственность и предсказуемость действий элиты;

- сращивание элиты и бюрократии;

Примером гильдейской системы политологи (М. Джилас, М. Восленский) называют номенклатурный способ отбора элит.

Номенклатура воспроизводит традиционные связи (родственные, клановые), абсолютизирует официальную идеологию, исключая конкуренцию, демонстрирует конформизм и показной формальный активизм.

Антрепренерскую (от французского entrepreneur – предприниматель) систему отличает:

- открытость массам, рекрутирование из самых разных слоев общества;

- конкретный отбор при небольшом количестве формальных требование к кандидатам в элиту;

- принятие решений с учетом всех заинтересованных сил;

- главной ценностью является индивидуальная активность участников элиты;

- основными ресурсами этой элиты являются лидерство и инноваторство;

- динамичность элиты.

В антрепренерской системе предпочтение отдается перспективным кандидатам, прошедшим за более короткий срок карьерные ступени. Здесь большую роль в выдвижении кандидатов играет массовая политика, выборы, апеллирование к общественному мнению, политика средств массовой информации. Важное значение в данной системе имеет самопродвижение, что не исключает возможность прихода в политическую элиту случайных людей, способных производить только внешний эффект.

В системе формирования и обновления элит политологи выделяют каналы рекрутирования, которые представляют собой пути продвижения к вершине политической иерархии. Основными институциональными каналами пополнения политической элиты являются государственный аппарат, органы местного управления, армия, политические партии, религиозные организации, система образования. Доминирование того или иного канала обусловлено историческими традициями политического развития, особенностями политического режима и т.д.

Роль политических партий в формировании высших эшелонов власти значительна в парламентских режимах большинства западных стран и в странах третьего мира.

Бюрократический аппарат выступает в качестве важного канала элитообразования в основном в развивающихся странах. Однако и в таких развитых государствах, как Германия, Япония, Швеция преобладающая часть высшей политической элиты обязана своим положением именно государственной службе. Приоритетным каналом попадания в элиту в России также является государственная служба.

В системе местного самоуправления работает большинство членов парламентов США, Германии, Франции, Италии, Австрии.

Роль каналов элитного рекрутирования выполняют значимые социальные институты. Например, религиозные организации и профсоюзы.

Служба в армии считается залогом удачного политического будущего в странах Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Перу), в Израиле.

Практически во всех странах мира путь в политическую элиту лежит через систему образования, в рамках которой созданы респектабельные и престижные учебные заведения (public schools, колледжи и университеты Кембриджа и Оксфорда в Великобритании; Национальная школа администрации во Франции) по элитному воспроизводству.

Категория «проницаемости» каналов рекрутирования означает способы горизонтального передвижения членов политической элиты в системе разнообразных каналов рекрутирования. Иными словами высшие эшелоны государственной власти заполняются лицами из различных сфер бизнеса, системы образования, которые возвращаются, например, в администрацию США, когда президентом становится выдвиженец от их партии. Изменения в пользу увеличения проницаемости каналов рекрутирования происходит в современном российском обществе. Во Франции такая проницаемость минимальна, так как только после завершения госкарьеры правительственные чиновники могут занимать ведущие посты в частном бизнесе.

3. Процессы смены (циркуляции) политических элит и лидеров. Борьба и смена элит, по мнению классиков элитаризма (Парето, Моска, Нихельс) происходит в любом обществе и является закономерностью общественного развития.

Г. Моска полагал, что в развитии элит действуют две тенденции: аристократическая и демократическая. Первая – проявляется в стремлении политического класса стать наследственным, ведет к его кастовости и закрытости, а, следовательно, к вырождению и застою. Вторая, демократическая, тенденция выражается в обновлении политической элиты за счет наиболее способных к управлению и активных социальных слоев. Такое обновление предотвращает элиту от вырождения, делает ее способной к эффективному управлению обществом. Моска считал, что равновесие между двумя тенденциями наиболее оптимально для общества, так как обеспечивает ему определенный консерватизм, стабильность и одновременное стремление к модернизации.

В. Парето сформулировал теорию круговорота элит, с помощью которой можно объяснить социальную динамику. Общественная история, как полагал ученый, есть история преемственности привилегированных меньшинств (элит), которые формируются, борются, достигают власти, осуществляют ее, приходят в упадок и заменяются другими элитами. Этот феномен появления новых элит происходит в ходе непрерывной циркуляции, обеспечивающей социальное равновесие общественной системы. Прекращение такой циркуляции приводит к вырождению правящей элиты, к революционной ломке системы. Революция, с точки зрения Парето, есть лишь борьба и смена правящей элиты, новой, более эффективной элитой. По его мнению, у власти последовательно сменяют друг друга два главных типа элит: «львы» и «лисы».

Парето В., Моска Г. подчеркивали, что без обновления элиты невозможна социальная стабильность, и выделяли три варианта динамики «политического класса»: «увековечение без обновления», «увековечение с обновлением (оптимальный вариант) и чистое обновление».

Немецкий социолог Р. Михельс пессимистично оценивал возможности динамики и обновления элит даже в условиях демократии. Он сформулировал «железный закон олигархии», согласно которому правление элиты надолго закрепляются на «пьедестале власти» в силу присущих им качеств и стремятся увековечить свое господство.

Таким образом, возникновение и развитие элит подчинено своим законам. При этом, как уже отмечалось выше, большое значение имеют системы ее рекрутирования.

Смена лидеров.

Процессы обновления и смены политических лидеров зависят от характера и типов политических режимов.

В условиях недемократических режимов (тоталитарных, авторитарных) лидерство перерождается в вождизм и может стать пожизненным, превратившись в культ личности (Гитлер, Сталин). Механизмы создания и осуществления культа личности описаны в книге болгарского философа Ж. Желева «Фашизм. Тоталитарное государство». Самими распространенными из них являются: тиражирование портретов вождя, провозглашение его авторитета во всех сферах деятельности, участие вождя во всех публичных мероприятиях, отождествление воли вождя с волей народа, подмена законов и правовых норм приказами вождя и другое.

Смена вождей и механизм передачи власти от вождя к вождю происходит внутри окружающего их клана, рода, партии. Новый вождь наследует технологию власти своих предшественников.

В отличие от вождизма лидерство не наследуется. В демократических политических системах каждый новый лидер появляется на основе обязательной периодичной конкурентной процедуры выборов. Лидерство не может быть пожизненным. Его следует подтверждать действиями, новаторскими идеями и воплощением их в реальную действительность. Не следует отождествлять политического лидера и руководителя. Последний, как правило, появляется в результате назначения на пост и имеет официальный статус. Идеальным вариантом является совпадение в одном лице качеств лидера и статуса руководителя.

Только в условиях развитой демократии может возникнуть политический баланс в системе властных отношений: политический лидер – политическая элита – группы интересов – народ, позволяющий совершенствовать процесс отбора и делать обязательной смену политических лидеров у власти.

Тема 12. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ВЫБОРЫ

1. Выборы и их функции в политической системе общества.

2. Понятие и типы избирательных систем.

1.Выборы и их функции в политической системе общества. Избирательная система является важнейшей составляющей политического режима. С одной стороны, она устанавливает правила формирования органов власти, а с другой – оказывает непосредственное влияние на электоральный процесс. Наконец, избирательная система является одним из факторов, определяющим конфигурацию партийной системы в стране. Изучение выборов позволило сформироваться особому научному направлению – псефологии.

Понятие «избирательная система» используют в двух значениях. В широком смысле – это совокупность общественных отношений, предметом которых является формирование органов государственной власти или наделение полномочиями должностного лица особым спосо- бом – путём выборов. При широком толковании понятие «избирательная система» включает в себя все общественные процессы и правила, связанные с выборами, тогда как в узком понимании избирательная система– это способ учета голосов избирателей и распределения мест в органах государственной власти между кандидатами (группами кандидатов).

Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы–этоспособ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. Помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. В условиях демократии выборы представляют собой основную форму политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

К главным функциям выборов можно отнести следующие:

- артикуляция интересов различных социальных групп;

- мирное разрешение конфликта между политическими факторами,

претендующими на власть;

- легитимацияструктур власти;

- рекрутированиев политическую элиту и ее обновление;

- политическая социализация и мобилизация граждан.

Все современные политические режимы используют процедуру выборов для легитимации власти, но не все они позволяют отразить действительную волю народа. Тоталитарные и авторитарные режимы демонстрируют ситуацию, которую американские политологи Р. Таагепера и М. Шугарт определили как «выбор без выбора».

Подобная практика может иметь разные проявления:

- правящая партия выдвигает только одного кандидата на каждую выборную позицию (такая практика существовала в СССР до 1989 г., причем не требовалось даже заполнения бюллетеня, а сам незаполненный бюллетень рассматривался как голосование за кандидата);

- выдвижение нескольких кандидатов от правящей партии, которые придерживаются единой идеологии, но соперничают между собой за голоса избирателей.

Подобная практика распространена в однопартийных тоталитарных и авторитарных системах. Но и системы, являющиеся лишь формально многопартийным, способны ограничить право выбора:

- правящая партия допускает выдвижение второстепенных, малоизвестных кандидатов, которые не могут составить конкуренцию для основного кандидата, но создают видимость альтернативности выбора;

- создается привилегированное положение отдельных кандидатов,

пользующихся преимуществом в финансировании, в доступе к СМИ;

- фальсификация итогов голосования;

- введение многообразных ограничений на выдвижение кандидатов (ограничения на идеологические ориентации, расовую принадлежность кандидатов и др.) и предвыборную агитацию.

Соблюдение ряда общих принципов, признаваемых мировым сообществом, позволяет придать выборам действительно демократический характер.

1. Обязательность выборовозначает, что выборы являются естественно легитимным способом формирования государственной власти.

2. Периодичность выборовпозволяет гарантировать сменяемость выборных лиц по итогам голосования.

3. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений, имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств граждане получают избирательные права с 18 лет. Это своего рода ограничение принципа всеобщности избирательного права – ценз. Существуют и другие цензы, которые ограничивают избирательное право (особенно пассивное) дополнительными условиями.

Ценз оседлости – избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока. Например, для парламентских выборов в США установлено ограничение в один месяц, в Норвегии – не менее 10 лет.

Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства.

Ценз происхождения распространяет пассивное избирательное право только на граждан по рождению.

Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права, как правило, выше 20 лет. В России кандидатом на должность президента может стать гражданин не моложе 35 лет, а депутатом Государственной Думы – не моложе 21 года.

Имущественный ценз – обладание имуществом или фиксированной величиной дохода. В современном мире в открытой форме подобный ценз встречается редко. Нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог.

Ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, – сохраняется в некоторых мусульманских странах, например, в Саудовской Аравии, Кувейте и Иордании.

В некоторых странах существует ценз грамотности, когда для получения права голоса требуется свидетельство о грамотности. В других же странах для неграмотных вводится специальная упрощенная система голосования.

Моральный ценз устанавливает определенные моральные требования, предъявляемые к избирателю, например, запрет на участие в выборах людей, лишенных родительских прав, отбывающих наказание по приговору суда.

В разных странах устанавливаются дополнительные цензы. В Великобритании особый ценз установлен для членов палаты лордов (они не имеют права участвовать в голосовании), а служители церкви не могут быть избранными в Палату Общин.

Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Первоначально избирательные права получили взрослые богатые и грамотные мужчины. Так, в 1830 г. в Англии избирательным правом обладало только 4% взрослых мужчин. Во Франции в 1848 г. впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 г. в Новой Зеландии, в 1902 г. в Австралии и в 1906 г. в Финляндии избирательные права впервые получили женщины. В 1917 г. их примеру последовала Россия. В 1920 г. женщины получили избирательные права в США. В Швейцарии женщины были лишены избирательного права до 1971 г., а в Лихтенштейне – до 1986 г.

4. Альтернативность выбора предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража. Действительно свободные и честные выборы требуют предоставления реальных возможностей для презентации своих программ для всех кандидатов.

5. Равные права избирателей. Это означает:

- равное количество голосов для всех избирателей. Чаще всего это требование выражено в формуле – «один человек – один голос». В некоторых странах каждый избиратель может наделяться несколькими голосами, например, на выборах депутатов Государственной Думы России избиратель обладает двумя голосами, что объясняется использованием смешанной системы голосования;

- от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов, что требует образования примерно равных по численности избирательных округов. В этом случае голоса избирателей имеют одинаковый «вес».

Принцип равенства избирателей соблюдался не всегда. Например,

первая Государственная Дума Российской Империи (выборы состоялись в 1906 г.) формировалась по сословному принципу. Избиратели были разделены на четыре курии: землевладельцы (крупные помещики); горожане; владеющие недвижимостью; крестьяне домохозяева и рабочие. Норма представительства от курий была различной. Наибольшее число депутатов было выбрано от первой курии, хотя наибольшее число избирателей было представлено рабочей курией. В современное время в некоторых государствах допускаются отклонения от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить места в представительных органах (этнические меньшинства, женщины). Известны и другие способы нарушения этого принципа:

- неравномерная по численности нарезка избирательных округов. При использовании мажоритарной избирательной системы подобная ситуация означает, что «вес» избирателей неодинаков. Норма представительства избирателей в малочисленных округах будет выше, чем в более населенных округах. Для избежания подобного законодательство большинства стран устанавливает предельные нормы отклонения в численности избирателей округов. В США неравенство в нарезке округов было ликвидировано в 1960-е гг. Считается приемлемым, если на выборах в Конгресс разница в количестве жителей округов составляет 2%, а сами округа, в зависимости от демографической динамики и от итогов переписи, каждые 10 лет перенарезаются. В России отклонение от средней нормы представительства допускается не более чем на 10%, в труднодоступных местностях – на 15%, а в районах проживания коренных малочисленных народов – 30 %;

- манипуляции с определением географических границ округов

(джерримандеринг). Подобная практика позволяет каким-либо политическим силам с помощью подконтрольных избирательных комиссий собирать голоса их противников в одних округах и обеспечивать преимущество «своим» кандидатам в других;

- наделение отдельных групп граждан дополнительными голосами

(подобная практика может наблюдаться на ранних этапах процесса демократизации однопартийных тоталитарных или авторитарных режимов, когда правящая элита пытается сохранить за собой контроль над законодательным органом). Например, первые альтернативные выборы, проведенные в СССР в 1989 г. наряду с голосованием в избирательных округах, предусматривали выборы депутатов от общественных организаций членами этих организаций.

6. Равные права кандидатовпозволяют реализовать пассивное избирательное право гражданина. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. Исходя из этого, законодательством многих стран предусмотрено ограничение избирательных расходов и суммы частных пожертвований в фонд кандидатов; частичное государственное финансирование избирательной кампании зарегистрированных участников. Использование подобной практики преследует и другую цель – ограничение лоббизма в отношении победивших политических партий (кандидатов) со стороны субсидирующих групп. Государство берет на себя финансирование либо всех зарегистрированных кандидатов, либо тех, кто обладает определенным уровнем общественной поддержки. Так, согласно Закону о политических партиях, принятому в России в 2001 г., чтобы получить право на финансирование, партии, участвующие в выборах, должны получить не менее 3% голосов избирателей на думских или президентских выборах. За успехи на парламентских выборах партии будут получать ежегодное финансирование, а за президентские – весь последующий год после голосования.

7. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.

8. Свободное волеизъявление избирателей и гарантии тайны голосования.Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений пополитическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы (принцип добровольного голосования) – тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам. Абсентеизм стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть еще один негативный аспект – при низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися (например, в Российской Федерации установленный обязательный минимум участия избирателей в голосовании составляет 25% для выборов в Государственную Думу РФ и 50% – на выборах Президента). В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию выборов. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах (в Австралии, Бельгии, Италии, Греции) введен институт обязательного участия в выборах, используются штрафы, лишение на определенный срок водительских прав. В Турции предусматривается лишение свободы.

Тайна голосования обеспечивается особыми средствами: отсутствием нумерации (исключение – Индия), одинаковостью всех бюллетеней и их заполнением в изолированных кабинках.

9. Прозрачность выборовпозволяет обеспечить открытый характер выборов и доверие к ним. Данный принцип реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей (в т.ч. международных) и СМИ, а также права знать, от кого и откуда кандидаты и партии получают деньги и сколько их расходуют на выборную кампанию.

Наши рекомендации