Позитивные и деструктивные функции конфликта
Несмотря на всю относительность оценок функций конфликта, по своему смыслу, значению и роли их можно разделить на две группы:
1) конструктивные (положительные) функции конфликта;
2) деструктивные (отрицательные) функции конфликта.
Все конструктивные (как, впрочем, и отрицательные) функции конфликта с определенной степенью условности и в целях удобства изложения материала можно разделить на:
1) общие функции конфликта — имеют место на различных уровнях социальной системы;
2) функции конфликта на личностном уровне — касаются влияния конфликта непосредственно на личность.
Они выражаются в следующем:
7) конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе. Кроме того,
конфликт свидетельствует о том, что эти противоречия достигли
уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные
меры по их устранению. Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные им
пульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве;
8) конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению тех недостатков и просчетов
в социальной организации, которые привели к конфликту;
9) конфликт способствует снятию социальной напряженности
и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар»,
разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность;
10)конфликт может выполнять интегративную, объединительную
функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои
ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет
людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи;
11)разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной
системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности. Стороны конфликта, наученные «горьким опытом», в будущем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конфликту. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился;
6) конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество,
способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т.д.;
1) конфликт может служить средством выяснения соотношения сил
социальных групп или общностей и тем самым может предостеречь от последующих, более разрушительных конфликтов;
2) конфликт может служить средством для возникновения новых
норм общения между людьми или помочь наполнить новым
содержанием старые нормы.
В рамках конструктивных функций конфликта на личностном уровне происходит влияние конфликта и на индивидуальные характеристики личности:
3) конфликт может выполнять познавательную функцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие. Именно
в критических (экзистенциальных) ситуациях и проявляются подлинный характер, ценности и мотивы поведения людей; неслучайно говорят, что «друг познается в беде». С познавательной функцией связана и возможность диагностики силы противника;
4) конфликт может способствовать самопознанию и адекватной
самооценке личности. Он может помочь верно оценить свои
силы и способности и выявить новые, ранее неизвестные стороны характера личности. Он может также закалить характер,
способствовать проявлению его новых качеств, таких как чувство
гордости, достоинства и т.п.;
5) конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств
характера, например чувства неполноценности, покорности,
раболепия и т.п.;
6) конфликт является важнейшим фактором социализации чело
века, развития его как личности. В конфликте индивид за сравнительно небольшой отрезок времени может получить столько
жизненного опыта, сколько он, возможно, не получит никогда
вне конфликта;
7) конфликт является существенным фактором адаптации человека в группе, поскольку именно в конфликте люди в наибольшей
степени раскрываются и можно с уверенностью сказать, кто есть
кто. И тогда личность либо принимается членами группы, либо,
напротив, отвергается ими. В последнем случае, конечно, никакой адаптации не происходит;
1) конфликт может помочь снять психическую напряженность
в группе, снять стресс, если конфликт разрешается положительно для человека. В противном случае эта внутренняя напряженность может даже усилиться;
7) конфликт может служить средством удовлетворения не только
первичных, но и вторичных потребностей личности, способом
ее самореализации и самоутверждения.
Деструктивные функции конфликта проявляются на различных уровнях социальной системы и выражаются в следующем:
1) конфликт может быть связан с насильственными методами его раз
решения, в результате могут быть большие человеческие жертвы
и материальные потери. Помимо сторон, участвующих в военном
конфликте, от него могут пострадать и мирные жители;
2) конфликт может привести стороны противоборства (общество,
социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации
и дезорганизации;
3) конфликт может привести к замедлению темпов социального,
экономического, политического и духовного развития общества.
Более того, он может вызвать стагнацию и кризис общественного развития, возникновение диктаторских и тоталитаристских
режимов;
4) конфликт может способствовать дезинтеграции общества,
разрушению социальных коммуникаций и социокультурному
отчуждению социальных образований внутри общественной
системы;
5) конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе настроений пессимизма и упадком нравов;
6) конфликт может повлечь за собой новые, более деструктивные
конфликты;
7) конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня
организации системы, снижению дисциплины и эффективности
деятельности.
На личностном уровне деструктивные функции конфликта выражаются в следующих последствиях:
2.конфликт может оказывать негативное воздействие на социально-
психологический климат в группе; могут, в частности, появиться
такие негативные психические состояния, как чувства подавленности, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса;
3.конфликт может привести к разочарованию в своих возможностях и способностях, к деидентификации личности;
4.конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных
ориентацией и образцов поведения. В худшем случае в результате конфликта может наступить и разочарование, и потеря веры
в прежние идеалы. А это может иметь уже совсем серьезные
последствия — девиантное (отклоняющееся) поведение и (как
крайний случай) суицид. Не подлежит сомнению тесная взаимосвязь в нашем обществе в 1990-х гг. таких явлений, как рост
числа социальных конфликтов, девиантного поведения и суицида. По суициду, в частности, наша страна стоит сегодня на
одном из первых мест в мире;
5.конфликт может привести к отрицательной оценке человеком
своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию
в своих коллегах и недавних друзьях;
6.в качестве реакции на конфликт человек может «включать» защитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для общения виды поведения, такие как:
а) отступление — молчание, отсутствие увлеченности, обособление индивида в группе;
б) пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация превосходства перед другими членами группы;
в) жесткий формализм — формальная вежливость, буквоедство,
установление жестких норм и принципов поведения в группе, слежение за другими;
г) превращение дела в шутку. Этот принцип во многом противоположен предыдущему;
д) разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;
е) постоянный поиск виноватых, самобичевание или обвинение во всех бедах членов коллектива.
Таковы основные дисфункциональные последствия конфликта, которые (так же, как и функциональные последствия) между собой взаимосвязаны и носят конкретный и относительный характер. Здесь уместно вспомнить известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Победа одного чаще всего означает поражение другого.