Деловая дискуссия: «Позитивные и негативные функции конфликта»

Цель: сформировать представления и индивидуальную позицию о характере последствий конфликта.

Форма. Задания выполняется последовательно в три этапа. На первом этапе студенты работают индивидуально, на втором и третьем этапах - в командах, число которых должно быть четным (две, четыре или шесть команд).

Задание.

Последовательно выполните следующие три этапа.

Первый этап (индивидуальная работа). Подберите ассоциации к слову «конфликт», то есть те слова, с которыми у вас лично ассоциируются ваши личные конфликты или конфликты ваших близких, знакомых, друзей. Назовите друг другу и преподавателю все возникшие у вас ассоциации, обсудите их характер, сделайте выводы о том, какие ассоциации преобладают и с чем это может быть связано.

Второй этап (командная работа). Методом мозгового штурма сформируйте как можно более полный список всех возможных позитивных и негативных последствий конфликта (часть команд формирует перечень позитивных функций, другая часть - негативных).

Третий этап (командная работа). Методом деловой дискуссии обсудите получившиеся списки функций. Для этого сначала поочередно назовите функции – одну положительную функцию называет представитель одной команды, затем представитель другой команды называет одну негативную функцию и так далее. Перечисляйте функции до тех пор, пока не будут исчерпаны все подготовленные списки. Если представляемая функция требует пояснений, то дайте их. Если у членов других команд возникнут возражения по поводу предлагаемых вами функций, попытайтесь их опровергнуть и представить дополнительные доводы. Побеждает та команда, которая назовет наибольшее количество неповторяющихся функций.

Форма контроля: степень участия в мозговом штурме и в деловой дискуссии.

Упражнение: «Факторы позитивного конфликта» [разработано на основе 25, с. 84-85]

Цель: сформировать представления о факторах и условиях проявления различных функций конфликта; выделить факторы, влияющие позитивно на результаты конфликта.

Форма. Упражнение выполняется в подгруппах, состоящих из 4-5 человек, методом коллективного обсуждения поставленных вопросов и выполнения задания. Завершается упражнение устной презентацией результатов командной работы.

Задание.

Выполните в своей команде следующие задания:

1. Приведите примеры конфликтов, которые, возможно, не радуют, переживаются негативно, но необходимы либо потому что это правильно, либо потому что их результатом становится нечто хорошее.

2. Приведите пример такого конфликта, через который люди согласились бы пройти вторично, потому что он принес много пользы.

3. Поясните, что в вашем понимании означает позитивный, «хороший» конфликт. Благодаря чему конфликт может принять форму позитивной силы?

4. Распределите ваши ответы на предыдущий вопрос о том, что может сделать конфликт позитивной силой, с помощью диаграммы, похожей на скелет рыбы. В «голове» рыбы напишите: «Что делает конфликт «хорошим»?». «Кости» рыбы можно обозначить терминами «контекст, среда», «выгоды», «подходы», «реакции» (рис. 2.1). Возможно, что часть ответов вы отнесете не к одной категории, а распределите по нескольким. Если некоторые ответы не попадают не в одну из категорий, создайте новую: нарисуйте еще одну «кость», назовите её и запишите подходящие к ней ответы.

5. Представитель команды должен обобщить информацию на диаграмме и представить её всей группе.

Деловая дискуссия: «Позитивные и негативные функции конфликта» - student2.ru

Рис. 2.1. Диаграмма факторов позитивного конфликта

Форма контроля: степень участия в командной работе и активность в ходе презентации командных ответов.

Анализ ситуации: “Взаимные поставки продукции” [9, с.63]

Цель: развить навыки выявления и оценки функций конфликта.

Форма. Выполняется индивидуально или в подгруппах численностью по 3-5 человек. После выполнения задания его результаты устно представляются группе.

Задание.

Прочитайте ситуацию и ответьте на вопросы.

Ситуация.

Фирмы “Универсал” и “Экос” решили заключить договор о взаимных поставках продукции. Подготовкой необходимых документов в фирме “Универсал” должна была заниматься сотрудница отдела поставок Торонова А.В. В день оформления документов на поставки у Тороновой так сложились семейные обстоятельства, что она вынуждена была отлучиться с рабочего места. В частном порядке она попросила подготовить необходимые документы (данные о сроках, стоимости, условиях поставки) менее опытную сотрудницу Демину В.В., которой все подробно объяснила. Демина недавно работает в организации и при составлении документов допустила несколько ошибок, в результате чего фирма “Экос” получила неправильно составленные документы. На фирме “Экос” ошибки обнаружили, на уточнение данных ушло несколько дней, что привело к определенным экономическим потерям, которые они захотели компенсировать за счет фирмы “Универсал”.

При выяснении обстоятельств допущения ошибок на фирме “Универсал” обе сотрудницы – Демина и Торонова – отрицали свою причастность к составлению документов. Торонова призналась руководству, что она вынуждена была уйти с работы и попросила сделать всю работу Демину. Демина же, в свою очередь, заявила, что в силу своих должностных обязанностей она не должна была заниматься выполнением подобной работы и не занималась ею. После разбора случившегося отношения между двумя сотрудницами стали натянутыми, они не контактировали между собой, что отрицательно стало сказываться на нормальной работе всего отдела поставок фирмы “Универсал”.

Вопросы для анализа ситуации:

1. В чем состоят позитивные и негативные функции данного конфликта для каждого его участника? Ответ на этот вопрос представьте с помощью заполнения таблицы.

Таблица 2.1

Функции конфликта

Участники конфликта Позитивные функции Негативные функции
Торонова А.В.    
Демина В.В.    
Фирма «Универсал»    
Фирма «Экос»    

2. Какова объективная причина данного конфликта?

3. Что можно сделать для предупреждения подобных конфликтов в фирме “Универсал”?

Форма контроля: устные и письменные ответы членов команд на вопросы.

Наши рекомендации