Тема 10: Механизм государства
Понятие механизма государства. Его роль в осуществлении функций и задач государства Соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат». Структура механизма государства и государственного аппарата. Понятие и признаки государственных органов. Классификация органов государства. Система государственных органов и проблема разделения властей. Характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. Правоохранительные и «силовые» органы государства (милиция, налоговая полиция, прокуратура, служба безопасности, армия, разведка и т.д.). Органы государства и органы местного самоуправления. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Государственный служащий и должностное лицо. Понятие и сущность бюрократии. Демократический и бюрократический централизм. Механизм современного российского государства. Система и виды органов государственной власти в Российской Федерации. Совершенствование механизма современного Российского государства. Основные положения теории разделения властей. Реализация теории разделения властей в государственном аппарате современной России.
Контрольные вопросы:
1.Расскажите о связи механизма государства с «государственным аппаратом». Какие принципы организации и деятельности государственного аппарата в настоящее время вы знаете?
2. Раскройте признаки механизма (аппарата) государства. Расскажите о структуре механизма Российского государства. В чем заключается сущность механизма осуществления публичной власти?
3. Назовите формы осуществления механизма народовластия.
4. Выделите специфические признаки государственных и негосударственных органов.
5. Классифицируйте органы публичной власти. Какова их структура?
6. В чем заключается смысл теории разделения властей?
7. Какова особенность каждой ветви власти?
8. Что такое учредительная и контрольная власть?
9. Каковы признаки теории легитимности? Расскажите о типах и источниках легитимности.
Практические задания
1. Из каких элементов состоит механизм российского государства согласно Конституции Российской Федерации?
2. Используя Конституцию России, дайте характеристику Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Охарактеризуйте судебные органы в Российской Федерации. Выделите их: а) структуру; б) задачи и функции; в) порядок формирования; г) принципы организации и деятельности; д) правовую основу организации и деятельности.
4. Представьте в графическом виде механизм государства в России.
5. Начертите в тетради графическую модель субординационно-иерархического строения российской системы государственных органов.
6. На основе действующей Конституции РФ дайте юридическую характеристику российской модели разделения властей.
7. Почему моноцефальная модель построения государственного аппарата присуща странам с тоталитарными и военными политико-правовыми режимами?
8. Монотеократическая система построения государственных органов, как правило, обеспечивает стабильность в стране: дворцовые перевороты, замена одного монарха другим не влекут за собой политических и социальных конфликтов в обществе. Как вы думаете, почему?
9. Определите из указанного перечня субъектов, которые относятся к государственным органам: областная больница; драматический театр им. Тургенева; областная администрация; администрация о. Муром; прокуратура г. Муром; Совет народных депутатов г. Муром; отдел внутренних дел г. Муром; Владимирский государственный университет; Владимирский областной суд; Муромский завод радиоизмерительных приборов; правление ГИБДД по Владимирской области. Какие из названных Вами государственных органов сформированы: посредством выборов; посредством назначения.
10. Восстановите пропущенные элементы в схемах:
11. Установите соответствие между понятиями и определениями:
1. государственный аппарат | политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления |
2. механизм государства | совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти |
3. государственный орган | организация, которая практически осуществляет функцию государства, не связанную с созданием материальных ценностей |
4. государственное учреждение | структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочия |
5. государство | система специальных органов, учреждений, осуществляющих управление обществом |
12. Какие факторы предопределяют формирование в государстве той или иной системы построения его органов?
13. В чем состоит отличие государства от аппарата политической партии?
14. Назовите виды государственных органов, исходя из указанных критериев: а) способ формирования; б) пространственные границы деятельности; в) принцип разделения властей; г) характер компетенции; д) правовые формы деятельности; е) сроки полномочий.
15. Руководствуясь нормами законодательства РФ, регламентирующего порядок прохождения государственной службы, ответьте на поставленные вопросы:
а) перечислите права и обязанности государственных служащих;
б) может ли состоять на государственной службе лицо без гражданства или иностранный гражданин;
в) чем на Ваш взгляд, руководствовался законодатель, вводя нормативные правовые ограничения для государственных служащих;
г) относится ли к государственной службе служба в ГИБДД.
16. Почему в большинстве стран депутатам запрещается совмещение работы в парламенте с иными видами профессиональной деятельности (за исключением преподавательской, научной и творческой)?
17. Двухпалатная структура построения парламента имеет как свои достоинства, так и недостатки. Какие?
18. Чем объясняется появление института депутатской неприкосновенности? Какую роль играет этот правовой институт в современном государстве? Как он связан с системой разделения властей?
19. Какое из двух понятий точнее отражает сущность теории разделения властей: «разделение власти» или все-таки «разделение властей»?
20. Как вы думаете, почему в странах Востока и Африки население редко обращается в государственные суды и роль последних весьма невелика?
21. «… Прежде всего постановил король Генрих по совету всех баронов своих для охраны мира и сохранения правосудия, чтобы по отдельным графствам производилось расследование и по отдельным сотням через посредство двенадцати людей сотни….». О возникновение какого суда повествует этот отрывок?
22. Известный польский философ Ежи Лец писал: «Как справедливее всего судить о каком – либо государстве? Проще всего – на основе его суда». Согласны ли вы с его мнением? Какие выводы о государстве можно сделать, проанализировав его судебную систему?
23. Средства массовой информации называют четвертой ветвью власти в государстве. Приведите примеры случаев, когда они оказывали серьезное влияние на принятие важных государственно-политических решений или добивались их изменения.
24. Классический вариант теории разделения властей дополняется современными публицистами новыми ветвями власти. Четвертая – это власть средств массовой информации. Чью власть называют пятой и шестой ветвями?
Рекомендуемая научная литература
1. Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. – 1996. – № 3.
2. Добрынин Н.М. Конституционализм в новейшей истории России: потенциал и возможности // Государство и право. – 2009. – № 2. – С. 5-8.
3. Ершов В.Н. Из истории работы аппарата государственного управления (Глазами практика)// Государство и право. – 2009. – №2. – С. 76-82. – №3. – С. 77-84. – №4. – С. 74-79. – №5. – С. 79-85. – №6. – С. 72-80.
4. Крылова Е.Г. Принцип разделения властей в организации государственной службы // Государство и право. – 2007. – № 11. – С. 12-19.
5. Усанов В.Е. Разделение властей как основа конституционного строя и его роль в формировании парламентаризма в современной России// Государство и право. – 2005. – №12. – С. 13-22.
6. Чиркин В.Е. Президентская власть / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 1997. – № 5.