Исторические общности людей

В современных условиях, когда философско-социологическая наука осваивает огромный социологический материал, включающий в себя бесконечное богатство и разнообразие различных общностей, значимость философско-методологического анализа социальной общности как таковой возрастает. Поэтому не случайно в последние годы в самых различных научных публикациях появляются специальные разделы, посвященные рассмотрению исторических форм социальной общности людей.

Авторы «Философского энциклопедического словаря» характеризуют общность, как совокупность людей, объединенная исторически сложившимися, устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие.

Ю.В.Бромлей выделяет временные и устойчивые общности, охватывающие многие поколения людей; общности, ограниченные малыми территориями и экстерриториальные; общности с синхронным и диахронным характером взаимодействия; общности, складывающиеся объективно, помимо воли и сознания включенных в них индивидов, и общности, возникшие на базе сознательного целеполагания; общности макро- и микроуровня и т.д. Социальная общность характеризуется связью, взаимодействием людей.

Основа этой связи всегда объективна. Это могут быть и тип деятельности в системе общественного разделения труда, и включенность в определенные хозяйственные связи, и общность экономических интересов, и место в производительных отношениях, и определенная территория, и другие параметры объективной общественной реальности. Именно поэтому и сами социальные общности объективны по своей природе. Они возникают и функционируют в силу действия объективных законов. Социальная общность – это объективная реальность. Она является формой общественной жизни людей, в основе её лежит определенная, исторически возникшая связь между членами, которые её составляют.

Вместе с тем основой социальной общности, в том числе и её признаками, являются и факторы духовного порядка, факторы сознания. Природа этих сознательно-духовных факторов общности весьма разнообразна. Это могут быть общий язык, традиции, социально-психологическое чувство «мы», ценностные ориентации, идеологические установки и т.д.

Складываясь на основе определенных объективных и субъективных причин, социальная общность воплощается, закрепляется во многих характерных особенностях жизнедеятельности данной группы людей. К их числу можно отнести, например, определенное единство образа жизни, интересов, потребностей, стереотипов поведения и т.п. составляющих её людей. Социальная общность выражается и в общности исторических судеб людей, общих тенденций, перспектив их развития.

По оценке В.С.Барулина, социальная общность представляет собой объективно складывающиеся в обществе качественно целостные социальные образования, включающие устойчивые связи людей, выражающиеся в единстве их объективных и субъективных характеристик, в отношении к другим общностям, в определенном единстве образа жизни, тенденций и перспектив развития.

Следует подчеркнуть, что способ производства материальных благ выступает основополагающим фактором, определяющим не только сущность и тип государства, социальную структуру общества, но и исторические формы социальной общности людей.

Историческая форма общности - есть устойчивое объединение, основан­ное на существенных экономических, родственных, территориальных, язы­ковых, культурных и других связях между людьми в процессе их обществен­ной жизни.

Экономической основой возникновения той или иной формы общности людей выступает способ производства материальных благ. Чем выше уровень развития производительных сил и производственных отношений, тем совершеннее формы общности людей.

Этнические формы общностей людей: род, племя, народность, нация, этнос, народ.

В первобытнообщинной формации основными формами общности людей были род и племя.

Род - устойчивая группа людей, объединенная кровным родством, местом поселения, коллективным трудом, общностью языка, обычаев, верований и традиций.

Род – основная ячейка первой в истории общественно-экономической формации. Это не только этническая ячейка, но и производственная, и социальная. Экономическая основа рода – общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Род носил общее родовое имя: род медведя, род цапли, род кулика и др. Счет родства велся по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Во главе рода был совет старейшин. В рамках рода заключа­лись браки, возникали семьи. Род не имел постоянной территории для проживания. Рода объединялись во фратрии (братства), а те – в племена. Усиление хозяйственно-экономических связей между родами привело к появлению племен. Распался род с возникновением классового общества.

Племя - устойчивое объединение нескольких родов.

Племя порождает и новые формы организации жизни людей: прежде всего территориальное обитание племени. Управление племенем осуществлялось жрецами, вождями, советом племени.

Родоплеменная общность способствовала развитию хозяйственной деятельности, зарождению и развитию культуры, сплочению людей, совершенствованию языка. Производственной ячейкой оставался род. Вместе с тем, кровнородственные связи ограничивали рост численности племени, затрудняли общение и развитие экономических отношений. Вытеснение родовых отношений товарными привело к распаду племен и объединению их в народности. На смену роду и племени в условиях феодального общества пришла новая историческая форма общности людей - народность.

Народность – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

В основу этой общности легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми. Это не просто этническая общность, а социально-этническая. На процесс формирования народности оказало воздействие общественное разделение труда, образование классов, появление государства и возникновение отношений обмена.

Формирование народности способствовало развитию производства, обмену производственным опытом и достижениями культуры, совершенствованию языка и общению между людьми.

Однако данная форма общности людей на определенном этапе ограни­чивает рост производства. В результате длительного исторического развития на смену роду, племени и народности при капитализме, на основе формирования единого рынка возникают нации. В современном обществе многие государства не являются моноэтническими и включают в свой состав представителей многих народов и являются многонациональными (Россия, Индия, США).

Нация - (от лат. natio - племя, народ) - это историческая общность людей, которая складывается на основе общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей общественной психологии, закрепленной в специфических чер­тах культуры.

Нация - более устойчивая, чем народность, общность людей, так как имеет более глубокие экономические основания.

Отношения между нациями сегодня играют исключительно важную роль в складывающейся во многих странах социальной обстановке.

В современных национальных отношениях по-прежнему наблюдаются две тенденции:

Первая - пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против национального гнета и создание национальных государств.

Вторая - развитие и укрепление отношений между нациями, ломка национальных перегородок, интегрирование в экономической, духовной жизни, в сфере политики, науки, культуры.

Этнос(от греч. ethnos - народ) – особый, возникший исторический тип социальной общности людей, представленный племенем, народностью или другими образованиями.

Народ– данный термин, в этническом смысле, употребляется для обозначения всех исторически сложившихся типов этнических общностей: племён, народностей и наций (например, русский народ, украинский народ и т.п.).

Национализм - преувеличение национальных интересов, восхваление своих национальных политических институтов власти, обычаев, традиций.

Крайняя форма национализма - шовинизм.

Шовинизм –это пренебрежение к особенностям и интересам других народов, неприязнь к этим народам, стремление уничтожить их физически.

Национальный вопрос - вопрос отношений между нациями, является одним из самых острых в современном мире. Причины межнациональных конфликтов - не в расовых различиях, или драчливости людей, а в экономическом неравенстве, эксплуатации бывших ко­лониальных народов транснациональными монополиями. Имеются и политические причины - территориальные споры, старые обиды ("некомплиментарность", по Л.Н. Гумилёву), Особо остро нацио­нальный вопрос стоит на территории бывшей Югославии, Канаде, ряде стран Африки, в Индии и Пакистане – где не ре­шены этнические конфликты, доставшиеся от колониального прошлого.

Путь решения национальных противоречий - на путях демократических реформ, выработке терпимости, развитии экономики и культуры, привлечения международного сообщества (ООН) для решения острых конфликтов.

Наши рекомендации