ВОПРОС 3 Система маркетинговой информации
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА МАРКЕТИНГА
1. Значение информации для маркетинга
2. Классификация информации
3. Система маркетинговой информации
ВОПРОС 1 Значение информации для маркетинга
Маркетинговая информация – представляет собой факты, сведения, слухи, оценки, цифры и другие данные, необходимые для деятельности предприятия.
Хорошая информация помогает получить предприятию:
- Конкурентные преимущества
- Снизить финансовый риск
- Анализировать состояние внутренней и внешней среды
- Определять отношение потребителей к товару
- Повысить их доверие к товару и предприятию в целом
- Повышать эффективность деятельности предприятия.
ВОПРОС 2 Классификация информации
В зависимости от периода времени, к которому относится информация:
1. Историческая – формирует представление о деятельности предприятия в прошлых периодах
2. Текущая – отражает информацию о деятельности предприятия на данный момент
3. Прогнозная – оценка позиций предприятия в перспективе
В зависимости от этапов принятия маркетинговых решений:
1. Констатирующая – данные о состоянии объектов управления
2. Поясняющая – причины, факторы, которые вызвали те или иные изменения
3. Плановая – применяется в ходе разработки и принятий решений о целях, программах маркетинга
В зависимости от возможности численной оценки:
1. Количественная – информация в цифрах (емкость, доля рынка, ценах)
2. Качественная– описание в качественных характеристиках (возраст потребителей, пол, род деятельности, место жительства, предпочтения)
В зависимости от источников информации:
1. Первичная – формируется при проведении специальных исследований (опрос, наблюдение)
2. Вторичная – данные, полученные из бухгалтерской, статистической отчетности, справочников, СМИ и т.д.
ВОПРОС 3 Система маркетинговой информации
Основой маркетинговой деятельности предприятия является процесс непрерывного сбора, анализа и использования информации обо всех частях маркетинговой среды.
Опыт процветающих предприятий убеждает, что их успех объясняется наличием хорошо налаженной и непрерывно функционирующей информационной системы.
СМИ – совокупность приемов, методов, мер, средств, ресурсов, с помощью которых осуществляется сбор, классификация, анализ, накопление и распространение информации с целью использования ее при принятии маркетинговых решений.
СМИ включает в себя несколько подсистем:
1. Внутренней информации
2. Внешней информации
3. Поддержки маркетинговых решений
4. Маркетинговых исследований
Подсистема внутренней информации – дает возможность поиска необходимых сведений внутри самого предприятия
Эта система должна быть направлена на полное отражение текущей деятельности предприятия и выдачу сведений, характеризующих его производственные, финансовые, сбытовые, кадровые и др. возможности.
Источники внутренней информации:
1. Статистическая и бухгалтерская отчетность
2. Внутренняя статистика предприятия
3. Данные договоров
4. Акты ревизий и проверок
5. Различные справки и отчеты
6. жалобы потребителей
7. Деловая переписка
Эта информация помогает руководителю предприятия при принятии управленческих решений, а применение компьютерных программ позволяет создать внутренние отчетности, которые отражают необходимую информацию о:
- показателях текущего сбыта и прошлого,
- суммы издержек,
- объемов запасов,
- движения денег,
- выявить регионы, где показатели сбыта отстают от плановых и т.д.
Подсистема внешней информации – набор источников, методические приемы, с помощью которых можно получить информацию о событиях и ситуациях, складывающихся во внешней среде маркетинга.
Это сбор и накопление информации о:
- ситуации на различных рынках, особенно на тех. На которых работает или собирается работать предприятие;
- существующих и потенциальных конкурентах, потребителях, контактных аудиториях и др.
- состоянии и развитии факторов макросреды.
Источники внешней информации:
1. Источники общей информации:
- книги общей экономической ориентации;
- статистические издания;
- справочники
- ТV, радио;
- реклама массового характера;
- законодательные и нормативные акты;
- выставки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей;
- выступления государственных, политических, общественных деятелей
2. Узкопрофильной
- бухгалтерские и финансовые отчеты предприятий;
- отчеты, интервью руководителей, специалистов предприятий
- книги, пособия по маркетингу;
- печатная реклама предприятий (каталоги, проспекты, брошюры)
- каналы личной коммуникации (личные контакты с потребителями, поставщиками, посредниками, обмен информацией с другими предприятиями, посещение предприятий; встреча с конкурентами, приобретение их товаров)
Чтобы повысить качество и увеличить количество внешней информации многие предприятия:
- Обучают и поощряют своих продавцов фиксировать происходящие события и сообщать о них. Ведь они являются «глазами» и «ушами» фирмы.
- Специально назначают людей для сбора внешней информации. Высылают к конкурентам мнимых покупателей: собирают информацию об их товаре, ассортименте, рынках сбыта (дни открытых дверей, семинары, встречи с бывшими и нынешними служащими)
- Покупают сведения у поставщиков внешней информации.
- Создают специальные отделы по сбору и распространению информации.
Подсистема поддержки маркетинговых решений – совокупность элементов (модели, аналитические методы, вычислительная техника, программное обеспечение), которые используются предприятием для сбора и преобразования внутренней и внешней информации.
Маркетинговые исследования – предполагает сбор информации по конкретному вопросу собственными силами или с помощью специальных фирм.
Чтобы исследования были эффективными они должны носить систематический, а не случайный характер, как правило, из разных источников.
Схема проведения маркетинговых исследований:
1. Анализ вторичной информации
2. Сбор и обработка первичной информации
3. Анализ полученных данных
4. Разработка рекомендаций
5. Использование результатов
СМИ требует больших временных, финансовых затрат, творческого подхода, а большой объем информации требует применение современных компьютерных технологий.
Большую роль в эффективном функционировании СМИ играет подсистема маркетинговых исследований.
Состояние системы информационной поддержки маркетинговой деятельности предприятий в РБ:
Источники информации:
I.1.Государственная система статистики РБ в цифрах (ежегодно)
2. Народное хозяйство РБ (ежегодно)
3. Статистический бюллетень (ежемесячно)
4. Доклад о состоянии народного хозяйства в РБ (ежемесячно)
Недостатки:
-предприятия не очень расположены предоставлять информацию статистическим органам
- усредненные показатели
- низкая оперативность предоставляемых сведений
II. Периодические издания:
1. Национальная экономическая газета
2. Белорусская торговая газета
3. Белорусский рынок
4. Белорусская деловая газета
5. Гастроном
III. Информационные агентства:
1. Интерфакс
2. Белфакта
3. Экопресс
Они предоставляют следующую информацию:
- финансовую (курсы и котировки валют)
- процентные ставки денежных рынков, операции на фондовых, валютных, кредитных рынках
- коммерческая (о ценах на сырьевых, товарных рынках, расценки на транспортные и др. услуги.
- новости (политические, экономические, биржевые с комментариями специалистов)
- о субъектах хозяйствования (БД предприятия)
- нормативная (законодательные акты, документы)
IV. Интернет:
1. www.shopping.by
2. www.parther.by
3. www.сompass. by
V. Белорусская торговая промышленная палатаосуществляет свою деятельность в целях содействия развитию экономики, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, расширения торговых связей РБ с др. странами.
VI. АО «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»предназначена оказывать помощь товаропроизводителям в решении задач информационного обеспечения ВЭД, увеличении объема экспорта белорусских товаров на зарубежные рынки. Сотрудники центра используют более 30 БД, более 50 справочных изданий.