Методологические основы разработки управленческих решений

Решение - управленческое решение - факторы процеса принятия решения - структурирование проблемы - слабоструктурированные проблемы - неструктурированные проблемы - альтернативы - выбор - допустимое решение - оптимальное решение - «мягкие» подходы - «жесткие» подходы - операционально замкнутая система - механистическая система - живая система - собственное поведение системы - экологичность управления

Проблемы, связанные с отысканием способов достижения поставленных целей с учетом имеющихся возможностей, т.е. проблемы принятия решений пронизывают всю человеческую практику (и общественную, и личную), и поэтому отличаются большим разнообразием.

В специальной литературе можно встретить различные трактовки термина “решение”. Решение понимается и как результат выбора, и как процесс, и как акт выбора. Эти трактовки самого понятия ”решение” не противоречат, а только дополняют друг друга, расставляя по-разному акценты в зависимости от контекста исследований и конкретной управленческой деятельности. Так, рассматривая решение как процесс, протекающий во времени, можно говорить об его этапах. Решение как результат выбора - это уже предписание к действию, а как акт выбора - творческая составляющая управленческой деятельности, которая рассматривает решение неотделимо от такого понятия как “властная воля”. Таким образом, под решением будем понимать одновременно и процесс, и результат, и акт выбора цели и способа ее достижения.

В зависимости от основания классификации выделяют следующие задачи принятия решений:

· хорошо структурированные, слабо структурированные и неструктурированные;

· .уникальные и повторяющиеся;

· статические и динамические;

· в условиях определенности и в условиях неопределенности (в частности, при риске, при противодействии);

· с фиксированным набором альтернатив (вариантов решений, стратегий) и с формируемым в процессе принятия решений;

· с одним критерием (целевой функцией, показателем качества или эффективности) и с многими (несколькими) критериями;

· а также рассматривают

· задачи выбора одной наилучшей (оптимальной) альтернативы или же выделение нескольких лучших альтернатив, ранжирование (разбиение на упорядоченные классы) всех или только выделяемых лучших альтернатив;

· индивидуальные и коллективные решения;

· волевые, интеллектуальные и эмоциональные решения;

· технические, технологические и т.п.;

· оперативные, тактические и стратегические;

· рутинные и инновационные;

· интуитивные и рациональные;

· сложные и простые

и так далее.

Процессы принятия управленческих решений занимают в управленческой деятельности центральное место. Заметим, что не всякое решение руководителя является управленческим, а только такое, которое, во-первых, является результатом выбора между несколькими альтернативами, в большинстве случаев приблизительно равноценных с точки зрения принимающего решение, а во-вторых, когда результат выбора как социальное явление влияет на других людей и воспринимается ими в качестве обязательного к исполнению. Если не выполняется первое условие, то принимаемое решение или продиктовано другими людьми, или обстоятельствами не зависящими от лица, принимающего решения. В этом случае имеем дело с так называемым ритуальным управлением. В случае невыполнения второго условия имеет место управленческая утопия, а не реальное управление.

Процесс принятия решения как неотъемлемая составляющая каждой из функций управления предполагает наличие следующих факторов:

Лицо, принимающее решение (ЛПР) - человек или группа людей, наделенные необходимыми полномочиями для принятия решения и несущие за него ответственность.

Управляемые переменные, охватываемые проблемой ситуации, то есть совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, которыми может управлять ЛПР.

Неуправляемые переменные - охватываемые проблемой ситуации, которыми не может управлять ЛПР, но которыми могут управлять другие лица. В совокупности с управляемыми переменными неуправляемые переменные могут влиять на результат выбора, образуя фон проблемы, или ее окружающую среду.

Ограничения (внутренние и внешние) на значения управляемых и неуправляемых переменных, которые в совокупности определяют область допустимых решений.

Критерий (или критерии) для оценки альтернативных вариантов решения. Критерий может быть задан количественной моделью или качественно ( в терминах индивидуальных предпочтений или в терминах нечеткой логики).

Решающее правило (или система решающих правил) - принципы и методы выбора решения, в результате применения которых получают рекомендации или рекомендуемое решение (хотя окончательный выбор остается за лицом, принимающим решение).

Альтернативы (возможные исходы), зависящие как от значений качественных или количественных управляемых и неуправляемых переменных, так и от самого выбора.

Решение, предполагающее существование по крайней мере двух альтернатив поведения (исходов); в противном случае проблемы принятия решений не возникает ввиду отсутствия выбора.

Возможности по реализации выбранного или принятого решения.

Функцию принятия решений можно рассматривать как задачу, которую (хотя и с разным содержанием) постоянно приходится решать в процессе управленческой деятельности и которая имеет следующую постановку: определить наилучший способ действий для достижения поставленных целей. Здесь под целью понимается как видение желаемого состояния управляемой системы, так и результат правильной (в определенном смысле) управленческой деятельности. При этом имеется проблема, если желаемое состояние системы не соответствует фактическому. Проблема на своем фоне (совокупность проблемы и ситуации) представляют собой проблемную ситуацию. Для разрешения проблемной ситуации ЛПР стремится выбрать «самое хорошее», оптимальное в определенном смысле решение, надеясь, что оно сохранит это свойство и в перспективе. Если же решение принимается в условиях неопределенности (имеется избыток или недостаток информации, несколько критериев оценки альтернатив и т.п.), то имеет смысл говорить о решениях, оптимальных по В.Парето (итальянский экономист), которые следует искать среди неулучшаемых альтернатив.

Решение задачи называют допустимым, если оно удовлетворяет ограничениям, связывающим как управляемые, так и неуправляемые переменные. Допустимое решение называют оптимальным, если оно обеспечивает желаемыйэкстремум критерия выбора.

Проблемы, для которых зависимости между переменными выявлены так, что могут быть представлены числами или формализованы таким образом, что также допускают в конце концов численные оценки, определяются как хорошо структурированные (или количественно сформулированные) проблемы.

Проблемы, содержащие лишь название важнейших характеристик, ресурсов и признаков, количественные зависимости между которыми не определены, называют неструктурированными (качественно выраженными) проблемами.

Проблемы, которые содержат как качественные так и количественные элементы, причем качественные и неопределенные аспекты проблемы имеют тенденцию усиливаться, называют слабо структурированными. Модель (описание) слабоструктурированных проблем может быть построена только на основании дополнительной информации, получаемой от человека или группы лиц, участвующих в решении такой проблемы, для описания компонент которой характерны нечеткость, многовариантность и приближенный (хотя и с сохранением структуры) вид описания.

Если описание (или модель) проблемной ситуации содержит динамическую систему взаимозависимостей между большим количеством переменных большой размерности с наличием нелинейных связей между ними, а также случайных факторов, то такая проблемная ситуация определяется как сложная. Если же задача статическая, небольшой размерности, с отсутствием нелинейностей и случайных факторов, то такую задачу классифицируют как простую задачу. Заметим, что термин «сложность» относится именно к описанию проблемной ситуации, а не к природе решаемой проблемы.

На практике, как правило, государственные задачи организационно-управленческого характера являются слабоструктурированными многокритериальными задачами в условиях неполноты или избыточности исходной многомерной информации. Практическое решение таких задач предполагает наличие компьютерных систем поддержки принятия решений и использование результатов и методов поведенческих наук, реализующих в диалоговом режиме подходы к сбору и обработке информации, а также дающие объяснение логики проводимого анализа и разъяснение смысла получаемых результатов на языке, привычном и понятном пользователю.

В сложных и ответственных ситуациях ЛПР прибегает к помощи аналитика (консультанта), на которого возлагается роль организатора процесса принятия решений. Аналитик обеспечивает и организует уточнение постановки задачи; выявляет активную группу людей, которые имеют к задаче интерес и в той или иной мере возможность влиять на ее решение. Аналитик в случае необходимости привлекает к работе экспертов - специалистов-профессионалов по отдельным аспектам решаемой проблемы. Для принятия сложных и ответственных решений требуется надлежащее информационно-аналитическое обеспечение, предполагающее сбор массивов необходимых данных и обработку (сжатие) собранной информации для представления ЛПР в обозримом, удобном и понятном ему виде. Требуется технологическое обеспечение, помогающее ЛПР опереться на опыт, накопленный при решении подобных проблем. Подходящие математические модели и методы анализа и программные средства, позволяющие осуществлять помощь ЛПР в процессе принятия решений, называют системами поддержки принятия решений (СППР). Процесс работы ЛПР с СППР протекает в диалоговом режиме с компьютером, который становится в определенном смысле самостоятельным действующим лицом, партнером человека в принятии решений. Обеспечение ЛПР подходящей СППР и обучение работе с ней также является задачей аналитика (консультанта).

Хотя задачи принятия решений сопровождают человечество с момента его зарождения, систематическое их изучение началось лишь в XX веке. В последние десятилетия было ясно осознано, что проблема принятия решений междисциплинарна и требует системного подхода для ее решения. Поэтому в настоящее время интенсивно развиваются тесно связанные между собой математическая, психологическая, организационная, информационная и другие теории принятия решений. Проблема принятия решений в управлении социальными процессами представляется настолько сложной, что наряду с использованием системного подхода требует для своего решения установления связей между идеями различных научных дисциплин, философских традиций, часто выходя за пределы науки в ее традиционном понимании и порождая элементы нового видения реальности. Следовательно, речь идет о проникновении «новой» парадигмы в управленческую теорию и практику.

Известно, что в первые десятилетия нашего века физические исследования привели в соприкосновение со странной и неожиданной реальностью, поколебавшей у физиков основания их мировоззрения и заставившей их мыслить совершенно по-новому. Мир, который они наблюдали, не представлялся более машиной, состоящей из множества отдельных объектов, он был неделимым целым: сетью отношений, которые необходимым образом включали наблюдателя. Стремясь постичь природу явлений, ученые не могли не обнаружить, что их основные понятия, язык, весь способ мышления не годятся для описания открывшейся реальности. В течение последних тридцати лет стали говорить о парадигмах и об их смене даже вне науки. Например, так называемая «новая» (или «третья») парадигма считается парадигмой, порожденной первой и второй парадигмами. Охарактеризуем очень кратко каждую из них. В основе первой парадигмы мышления лежит проектирование внешнего мира человека на его внутренний мир иррационально, интуитивно, бессознательно. Особую роль играют умения, навыки, ритуалы. Это мифологический образ мышления. В основе второй парадигмы - рациональный подход с линейными причинно-следственными связями. Здесь появляются изобретательство, конструирование. Сформировано представление о мире как о часовом механизме: механистическое представление мира. В процессах анализа и моделирования сложных систем появилось понятие обратной связи с акцентом на отрицательные обратные связи. В рамках второй парадигмы возникает техногенное производство («механическая жизнь»). Синтаксисом этой парадигмы является математический анализ. Моделирование процессов основывается на понятии «непрерывность», приводящем к так называемой «дурной» бесконечности и ряду логических парадоксов. Третья, или новая парадигма представляет собой коммуникацию первой и второй парадигм, где в основе лежит принцип равновесия между рациональным и иррациональным, сознательным и бессознательным, научным знанием и интуицией. В рамках третьей парадигмы осуществляется как бы возврат проекции внешнего мира на внутренний мир человека, а сама парадигма понимается как совокупность мыслей, восприятий и ценностей, которые создают определенное видение реальности, оказывающееся основой самоорганизации общества. В третьей парадигме используется синтаксис квантовой механики с собственными значениями и собственными функциями. Механистическая модель мира уступает место биологической с описанием сложных систем как живых систем. Таким образом, освоение новой («третьей») парадигмы является одной из возможностей формирования современной методологии деятельности, включающей принятие компетентных решений при интегрировании имеющегося опыта, интуиции с достижениями современной науки, накопленными за последние 40-50 лет.

Инструментами новой управленческой парадигмы могут служить «мягкие» аналитические методы, а также «мягкие» технологии принятия решений и «мягкие» управленческие технологии.

При современном рациональном подходе рекомендации (или изменения типа «сверху-вниз»), казалось бы, оптимальные с рациональной точки зрения, если априори и не обречены на неудачу, то со временем превращаются в разбухшие, искаженные версии первоначальных планов, а отсутствие ясности превращает бюрократические организации в механизмы для ухода от ответственности.

Системы управления организацией могут быть описаны по-разному. Описание системы как хорошо отлаженного механизма достаточно эффективно, но имеет ряд недостатков. Функционирование такой организации ориентировано на достижение конечной цели, а сам процесс ее достижения рассматривается как инструмент или как одна из возможных альтернатив ее достижения. В условиях отсутствия ясно сформулированной цели такой подход к ее достижению представляется весьма затруднительным и туманным.

Социальная система является сложной системой. Эта сложность усиливается еще и тем, что субъект управления такой системой сам включен в управляемую систему, превнося тем самым в нею еще большую непредсказуемость, неопределенность своими субъективными, эмоциональными реакциями, своими описаниями и представлениями о самой этой системе, также являющимися атрибутами управляемой им системы. Другими словами, принципиальным для таких систем является наличие включенного в систему наблюдателя. Встать в позицию внешнего наблюдателя по отношению к социальной системе представляется (даже из чисто теоретических рассуждений) проблематичным. На языке «управляющий-система» это означает, что управляющий включен в систему и, управляя системой, управляет самим собой. Более того, говорить, что управляющий управляет системой так же верно, как и то, что система управляет управляющим.

Одним из наиболее важных результатов такого описания является понимание того, что управление неотделимо от системы и никакая группа управляющих не составляет изолированного блока. Каждый управляющий находится внутри системы, связан с ней сложной сетью взаимодействий, и можно сказать, что он управляет собой в структуре системы. Эта замкнутая ситуация лежит в основе многих парадоксов, включая один из древнейших парадоксов Эпименида о брадобрее, которому было приказано брить тех, кто не бреет себя сам. Проблемы не существует до тех пор, пока не возникает вопрос о том, что делать самому брадобрею. Тогда имеем неразрешимую проблему: если брадобрей будет брить себя сам, то он не должен себя брить, если же он не будет себя брить, то должен себя брить, то есть из любой из этих посылок следует ее отрицание и, следовательно, утверждение совпадает со своим отрицанием. Аналогичный синтаксис имеет парадокс лжеца: житель острова говорит, что каждый, живущий на острове, лжец. В математике известен парадокс Рассела: множество всех множеств, не содержащих себя в качестве своего элемента. Математика объясняет возникновение парадоксов непридикативностью определений, когда то, что определяется, принимает участие в собственном определении. Если наблюдатель является частью наблюдаемой им системы, а управляющий управляет собой в составе организации, то можно увидеть непридикативность и парадоксальность такой ситуации. В этом случае говорят, что имеется семантическая петля, а систему называют операционально замкнутой (или живой). Из этого тупика намечается выход: появляются новые подходы к структурированию ситуаций такого рода на основе современных математических подходов, использующих многозначные логики, нечеткие множества, фрактальные структуры, современные (формальные и неформальные) методы анализа данных и т.п. Операционально замкнутые системы занимают как бы промежуточное положение между открытыми и замкнутыми системами. С одной стороны, они могут реагировать на входной сигнал, что делает их похожими на открытые системы, с другой стороны, они «непослушные» системы, системы с «характером», с «настроением», или, как говорят, обладают внутренним состоянием. Уместно вспомнить известный из психологии пример, когда глядя на один и тот же рисунок, одни люди видят два профиля человеческих лиц, расположенных друг против друга, а другие - контур вазы для цветов. Простейшими формальными моделями таких систем являются нетривиальная машина У.Эшби и биологические автоматы по М.Цетлину.

Живые системы реагируют на входной сигнал в зависимости от своего внутреннего состояния. При этом воздействие среды на систему может порождать континуум реакций, так что с позиций теоретического внешнего наблюдателя такая ситуация может рассматриваться как отсутствие реакции на входной сигнал (свойство автономии). Считается, что окружающая среда влияет на систему только как источник модуляций, вызывающих спонтанные изменения структуры внутренних связей в ограничениях, налагаемых организацией системы. Поэтому реакция системы на одинаковые с точки зрения наблюдателя воздействия среды могут быть совершенно различными и, вообще говоря, не являться реакциями. Это происходит не только потому, что поведение системы определяется в основном текущим состоянием структуры, невидимой внешнему наблюдателю, но и от того, что некоторый входной сигнал, зафиксированный наблюдателем, может не восприниматься системой как входной, и наоборот.

Операционально замкнутая система функционирует согласно двум принципам самоорганизации:

- операционально замкнутая система обладает собственным поведением;

- операционально замкнутая система изменяется путем естественного дрейфа.

Собственное поведение системы с процессом функционирования y - это такое поведение X системы, которое удовлетворяет следующему условию: y(X) = X (X не равен нулю), где y(X) - результат функционирования системы. Так, если y - процесс обсуждения командой или группой некоторой проблемы, то собственное поведение можно интерпретировать как ситуацию «договоренности» или «разрешения» этой проблемы. Если X0 - начальное состояние обсуждения проблемы, то последующие состояния соответственно X1 =y(X0); X2 =y(X1); ... ; Xn =y(Xn-1) =yy...yy(X0). В случае предельного перехода при n®µ и в предположении существования предела, имеем, как нетрудно видеть, приведенное выше равенство y(X) = X, где X - предел последовательности { Xn }.

Рассмотрим равенство y(X) = X, или, что то же, равенство y = X, где X - некоторый результат или конечная цель, а y - некоторый процесс (в нашем примере процесс - процесс обсуждения проблемы). В соответствии с полученным равенством результат и процесс в смысле этого равенства неразличимы. Следовательно, возможен двоякий подход к процессам управления и принятия решений: акцент можно делать на формулирование и достижение конечной цели, а можно акцентировать внимание на разумную, правильную в определенном смысле организацию самого процесса управления или процесса принятия решения. Первый подход, ориентированный на конечное целеполагание, находится в концепции регулярного управления, задающего основные стандарты, процедуры и правила управления. Этот подход является достаточно традиционным подходом в теории и практике управления. Второй подход, ориентированный на правильную организацию самого процесса принятия решения и управления, больше соответствует контексту управления изменениями, или управлению в режиме реального времени. Один подход не исключает другой, они только дополняют друг друга подобно тому, как в физике рассматривается свет и как волна, и как частица.

Эффективность использования на практике того или иного подхода зависит от содержания конкретной проблемы, которую необходимо разрешить. В различных технологиях принятия решений на разных их этапах указанные подходы могут применяться как автономно друг от друга, так и переплетаться в разных комбинациях. При этом эволюция процесса представляется как дрейф от одного собственного состояния к другому собственному состоянию системы. Под естественным дрейфом понимают неустойчивое движение системы в окрестностях ее собственного поведения. Следовательно, эволюционное развитие системы можно рассматривать как движение системы по ее собственным поведениям (значениям). При этом известно, что операционально замкнутая система имеет конечное или счетное число собственных поведений. Таким образом, множество собственных поведений операционально замкнутой системы дискретно, и функционирование системы с позиции теоретического внешнего наблюдателя представляет собой последовательный дискретный переход системы из одного собственного состояния системы в другое собственное состояние. Процесс перехода из одного собственного состояния операционально замкнутой системы в другое собственное состояние называют квантованием социально-экономической системы.

Описание функционирования системы как функционирования операционально замкнутой системы по своему синтаксису напоминает описание движения электрона в модели атома Н.Бора, где нахождение электрона на орбите соответствует собственному поведению системы, «скачки» с одной орбиты на другую - переходу системы из одного собственного состояния в другое собственное состояние.

В условиях флуктуаций среды и представлении ее как живой системы, а также при таком описании самоорганизующегося поведения операционально замкнутых систем становится понятным, что система, отличающаяся богатством собственных поведений, может фактически наделять мир внешних возмущений собственными значениями, делая его своим собственным миром, привнося в него смысл, новизну и непредсказуемость. Это также следует из существования прогностического свойства живой системы, связанного с тем, что любое описание, если его рассматривать как реальное, имеет последствия. Или, как утверждает Дж. Сорос, «описание формирует будущее». В связи с этим на основе формирования эффективных прагматических карт участников процесса принятия решений возникает необходимость в генерации «карты будущего» в процессе которой важно не только понять настоящую и желаемую ситуацию, но и пережить некоторый опыт.

Это связано с формированием ситуации и созданием условий для возможной самоорганизации системы. Суть самоорганизации заключается в том, что имеются самопорождающие структуры, которые порождают карты будущего так, что осуществляют взаимодействие с картой будущего. В качестве иллюстрации того, что такое самоорганизация, можно привести следующий пример. Имеется аудитория с несколькими тысячами человек, каждый из которых держит в руках палку, одна половина которой зеленого, а другая - красного цвета. На зеленом экране изображен круг, а на нем - зеленая пятерка (цифра). Лидеры предлагают сидящим в зале посмотреть на экран, а затем, подняв палку зеленым или красным концом вверх, восстановить изображение на экране (после того, как оно будет с него убрано). Зал сканируют. Сначала на экране появляются красные и зеленые пятна случайных и неопределенных конфигураций, но менее, чем через четыре минуты, картина становится устойчивой: изображение на экране восстановлено. На этом примере видно, что хотя никто не мог даже предположить, каким образом прийти к результату и что задача в принципе решаема, но, представив будущее визуально и задав совершенно конкретно, синтаксически правильно ситуацию, люди в аудитории просто сделали правильно ответ на вызов лидеров. Они это сделали без всяких инструкций, только за счет видения желаемого результата. Это пример того, как живая система с правильно заданным синтаксисом и «сформированным» желаемым результатом может породить этот результат. Порождают эти системы сначала собственные описания, которые затем становятся собственными значениями (собственными поведениями). Таким образом, результат может быть получен в ответ на вызов с видением результата, с верой и желанием его достичь, с обращением на него внимания других: нужна ясная структура, чтобы выйти на прагматические собственные значения.

Суть «новой парадигмы» состоит в определенном отходе от управленческого рационализма, от изначального убеждения, что успех организации определяется прежде всего рациональной организацией процессов в ней. Организации необходимо заботиться об адаптивности своих внутренних систем, извлекать максимум выгоды из имеющихся возможностей. В этом случае организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений больше, чем к контролю уже принятых ранее. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании. Организация, агрессивно действующая в своей среде, новаторская в научно-техническом отношении, ориентированная на качество, а не на количество, адаптивная по внутреннему строению своих систем, все в большей степени зависит от человеческого фактора, который неотделим от компетенции, эффекта команды, развертывании систем стратегического управления.

Как отмечено выше, автономная система реагирует на управляющие толчки непредсказуемым образом. Известно также, что результат человеческого действия лишь частично соответствует намерениям и расчету. Типичным примером ограниченной управляемости социальных систем служат переговоры, обсуждение проблемы, поиск решений группой экспертов. Здесь никто не контролирует ситуацию целиком, скорее сам процесс управляет участниками.

Как говорил всемирно известный английский ученый Ст. Бир: «Управление системой есть способность общаться с ней, понимать ее внутренний язык и уметь пользоваться им, будучи компетентным собеседником». Другими словами, надо стремиться, чтобы синтаксис анализа, описания системы и управления ею соответствовал синтаксису функционирования самой системы. Именно это имеют в виду, говоря об экологичности управления. В связи с последним замечанием в рамках современных аналитических технологий, технологий принятия решений и управления социальными системами, связанными со сменой парадигмы, является, так называемый, экологичный подход к проблеме: от экологии мышления к экологии управления с требованием экологичности каждого описания.

Заметим, что описание системы как открытой или операционально замкнутой системы порождено наблюдателем. Эти описания не противоречат и не исключают друг друга: каждое из описаний имеет свою область эффективности и находится в рамках кибернетики соответственно первого или второго порядка. Однако ясно, что такие системы, как экологическая, социальная, геополитическая и другие могут быть в соответствии с их организацией представлены как операционально замкнутые.

Инструментами анализа и принятия решений в рамках новой парадигмы могут служить методология «мягких» систем, мета-модель, модель «точности», системная технология вмешательства, организационное развитие и другие, а также новые технологии анализа информации, работающие в «мягком» контексте. Это означает, что наряду с применением современного формального (математического) аппарата в управленческих и аналитических иследованиях, а также в самом процессе принятия управленческих решений целесообразно использовать как ресурс профессиональный опыт и интуицию субъектов управления.

Способность получать качественную информацию, представлять ее в полезном виде и эффективно действовать на этой основе - один из самых ценных навыков в управлении социальными процессами. Это особенно важно в условиях динамичного хаотического формирования общественных отношений, когда проведение анализа социальных систем только с помощью формального аппарата не представляется целесообразным и даже возможным. В этих условиях имеет место отход от рациональных методов анализа и механистического описания системы и переход к описанию организации как живой, с «мягкими» и неформальными подходами к ее анализу, принятию решений и управлению такой системой.

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятия «решение» и определите, какие решения являются управленческими.

2. Какие выделяют типы проблемных ситуаций и какие факторы необходимо учитывать при их анализе?

3. Опишите функционирование операционально замкнутой системы.

4. Что понимается под экологичностью управления?

Литература

1. Высоцкий Л.Л. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - Новосибирск. 1999

2. Диев В.С. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. - Новосибирск. 1998

3. Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственное управление: Учебное пособие. - М. 1996

4. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Соломатина. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М. 1998


Наши рекомендации