Методические основы разработки управленческих решений

Управленческие решения: сущность, классификация, факторы, влияющие на эффективность решений. Методические основы разработки управленческих решений. Модели и методы подготовки управленческих решений

Управленческое решение – результат труда в сфере управления или команда, которая поступает от управляющей системы к управляемой.

Классификация управленческих решений осуществляется по ряду признаков. Классификации необходимы для выделения однотипных решений и для использования однородного методического аппарата по типам решений.

1. по методам переработки информации

-Запланированные решения, алгоритмические, формализуемые решения

-Незапрограммированные решения, неформальные, эвристические

2. по содержанию

-Научно-технические решения (внедрение техники)

-Социальные решения (обучение персонала)

-Экономические решения (пересмотр норм выработки, заработной платы)

-Организационные решения (создание нового отдела)

3. по масштабу, объекту управления

-Глобальные (охватывают все звенья управляемой системы)

-Локальные (охватывают лишь отдельные звенья управляемой системы)

4. по субъекту управления

-Единоличные решения

-Коллективные решения

-Коллегиальные решения

5. по условиям принятия решений

-Детерминированные (последствия решений можно точно предсказать)

-Вероятностные (последствия данных решений можно предсказать с определенной долей вероятности, это рискованные решения)

Принципы (правила) подготовки управленческих решений

1.сбалансированность прав и обязанностей

2.единство распорядительства

3.непротиворечивость и строгая согласованность решений

4.конкретность

5.своевременность

6.гибкость

Для обеспечения конкретности исполнения решений составляется матрица распределения полномочий:

по строкам – подразделения аппарата

по столбцам – конкретные функции управления

внутри матрицы – с помощью условных обозначений рассматриваются стадии управленческого цикла.

Данная матрица позволяет руководителю видеть, кто за что отвечает.

Факторы, влияющие на эффективность решений

1.личностные оценки руководителя, которые связаны с его системой ценностей и менталитетом.

2.методы принятия решений

3.технические средства управления

4.среда принятия решения, ее определенность или риск

5.информационное ограничение

информация должна быть дешевой или выгодной с точки зрения стоимости ее получения и достаточной для принятия конкретного решения. Эффективность используемой информации можно оценить с помощью следующих графиков.

Ось абсцисс – расходы на информацию

Ось ординат – выгоды от ее получения

Видим, самый выгодный вариант – С (С > A > B).

Методические основы разработки управленческих решений

Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий.

1-я стадия – признание необходимости решения включает следующие этапы:

-признание проблемы,

-формулирование проблемы,

-определение критериев успешного решения проблемы.

Т.к. решение – это организационная реакция на возникшую проблему, то этап изучения ситуации направлен на признание или непризнание существующей в организации проблемы. Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, т.к. если проблема не существует для того, кто принимает решения, то и принятие решения не состоится.

Интерпретация и формулирование проблемы – это придание значения той проблеме, которая признана. Проблема может быть определена как возможность, как кризис или как рутинная проблема. Первый тип проблемы необходимо обнаружить и раскрыть, а второй и третий – проявляются сами и требуют вмешательства менеджера.

Определение критериев успешного решения проблемы позволяет избежать многих ошибок, проявляющихся позже. Данный этап начинается с определения критериев 2-х видов: «мы должны» и «мы хотим». Первый тип должен быть определен до того, как будет рассматриваться какая-либо альтернатива. В случае критерия «мы хотим» рассматриваются те цели, которые желательны, но по отношению к которым необязательно должны разрабатываться какие-либо альтернативы.

2-я стадия – выработка решения состоит из этапов:

-разработка альтернатив,

-оценка альтернатив,

-выбор альтернатив.

Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения проблемы. Многие из альтернативных решений легко обнаружить (они известны из предыдущего опыта), однако нередко возникают и новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в привычные стандартные рамки, здесь необходим творческий подход.

Оценка альтернатив предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса. Для этого используются как количественные, так и качественные, или неосязаемые, измерители (трудовые отношения, политическая ситуация, отношение к риску и т.п.).

Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. При выборе альтернатив могут использоваться три подхода: учет прошлого опыта, проведение эксперимента, исследование и анализ.

3-я стадия – выполнение решения состоит из:

-организации выполнения решения,

-анализа и контроля выполнения решения,

-обратной связи и корректировки.

Организация выполнения решения предусматривает следующие меры, предпринятые со стороны менеджера:

1.необходимо составить план мероприятий, превращающих решение в реальность; распределить права и ответственность среди участников; построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками.

2.менеджер должен проявить беспокойство о конфликте интересов и принятии данного решения его исполнителями. Этому во многом способствуют методы делегирования полномочий и участия в управлении.

Следующий этап – это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Основой такого механизма должна стать система обнаружения ошибок и достижений в действиях по выполнению решения. Когда система такого отслеживания отклонений работает эффективно, тогда проблемы в выполнении решений могут быть предотвращены до того, как они проявятся.

Полученная в ходе отслеживания информация необходима для проведения корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени. При этом информация из первоисточника всегда лучше, чем подготовленный кем-то отчет или данные из «вторых» рук.

Большую роль в принятии решения играет интуиция, включающая в себя предчувствие, воображение, проницательность. Развитая интуиция – это умение держать

все, что связанно с проблемой, в голове в течение всего процесса.

Наши рекомендации