Понятие и модели социального управления
Социальное управление представляет собой воздействия на процессы, которые тоже называются социальными в узком смысле, протекающие в одной из основных сфер общественной жизни - социальной. К ним относятся процессы, непосредственно связанные с развитием условий и образа жизни людей, их социальных качеств и возможностей удовлетворения ими жизненных потребностей, с развитием социальных общностей, организаций и других социальных образований как целостных систем.
Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но и взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия.
Управление предстает как социальный процесс сознательного, на достоверном знании основанного систематического воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) посредством принятия решения, осуществления планирования, организации и контроля, необходимых для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование и развитие социальной системы (организации), достижение ею поставленной цели.
Законы социального управления выражают существенные отношения, которые складываются между объектом и субъектом управления:
1. Закон единства системы социального управления, обусловленного культурными, политическими, экономическими и другими факторами общественного развития.
2. Закон пропорциональности управляющей и управляемой подсистем - это рациональное соотношение как внутри систем, так и между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем.
3. Закон оптимального соотношения централизации и децентрализации функций социального управления. Он состоит в том, что уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития.
4. Закон участия различных слоев населения в социальном управлении, что позволит повысить ответственность самого населения, а значит, повлияет на эффективность-самого социального управления.
Принципы социального управления - это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. К основным принципам социального управления относят принципы: единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении; единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы; сочетания отраслевого и территориального управления; приоритетности в достижении стратегических целей; научности социального управления; прогнозирования социального управления; мотивации (стимулирования) труда; ответственности за результаты социального управления; рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров; экономичности и эффективности управления; системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев); иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню); необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система); обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным); сочетания единоначалия и коллегиальности; ситуационного управления по прогнозированию возмущений; программно-целевого обеспечения; делегирования полномочий; гуманизма и нравственности в управлении; гласности в принятии решения.
Модели социального управления:
Отношения координации выражают связи несоподчиненных непосредственно субъектов управленческой деятельности, координация характеризуется согласованием в ходе реализации своих и общих целей. Эти отношения во многом: выступают проявлением самостоятельности субъектов управленческих отношений, горизонтальных связей между ними. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, входящими в различные уровне субординации.
Отношения субординации - это отношения между субъектами управленческой деятельности, выражающие непосредственное подчинение одного другому в процессе управления единым объектом, вертикальные связи между ними. В отношениях субординации находит свою конкретную реализацию централизм в управлении. Субординация указывает на приоритет общих интересов, общих целей над особыми, на их взаимосвязь и соподчиненность.
Реординация в социальной жизни происходит постоянно и связан этот вид социального управления с объективными факторами. Реординация в социальной системе выступает как следствие внутреннего развития системы или адаптации к изменившимся факторам внешней среды.
Социальная сущность управления: как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.