Политические партии - элемент политической системы
Партия — организация, объединяющая граждан одинаковых политических взглядов для борьбы за власть или для реализации во масти своей программы.
Партия — идеологическая организация. Идеология (философия) партии — совокупность идей, которыми она руководствуется в своей деятельности.
По идеологическим принципам партии делятся на:
консервативные;
либеральные;
демократические;
социал-демократические;
социалистические;
коммунистические;
националистические.
Партия обладает постоянной организационной структурой и руководящими кадрами, обязательно имеет устав и оформленное членство. Согласно российскому законодательству, партией считается организация, насчитывающая не менее 50 тыс. членов. Партия имеет программу с конкретными предложениями, которые она намеревается реализовать, придя к власти, либо осуществляет как правящая партия.
Цель партии — завоевать и удерживать государственную власть. Если организация такой цели не ставит, то она не политическая партия. Политические партии обычно представляют интересы определенных социальных групп.
По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.
Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту политику, которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная.
Общественно-политические движения
Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются: они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.
Группы давления или группы интересов
Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.
Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. Выборы, скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.
Государство - элемент политической системы.
Государство и церковь.
Государство и личность.
37. Гражданство РБ: понятие и принципы.
Гражданство выражает политическую и правовую связь лица с государством независимо от национальной принадлежности этого гражданина. Эта связь не ограничена пространственным пределом государства. Согласно ст. 10 Конституции, гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство как на территории Беларуси, так и за ее пределами.
Именно посредством гражданства Республика Беларусь отличает своих граждан от иностранных лиц и лиц без гражданства. Суверенитет государства проявляется в том, что оно самостоятельно решает все вопросы: принадлежность к гражданству, основания принятия гражданства, его утраты и т. д. Согласно Закону о гражданстве Республики Беларусь, гражданство — неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Республики Беларусь, определяющий принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны государства.
Отношения по поводу гражданства регулируются рядом правовых актов. Среди них следует назвать Конституцию Республики Беларусь (ст. 10, 84 и др.), Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002 г., Положение о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Договор о создании Союзного государства (ст. 14—16), заключенный 8 декабря 1999 г., соглашения Республики Беларусь с Казахстаном, Украиной об упрощенном порядке приобретения гражданства и др.
Принципы гражданства — это сущностные черты отношений по поводу состояния в гражданстве.
Можно выделить следующие принципы гражданства.
1. Каждый человек имеет право на гражданство (ст. 3 Закона о гражданстве Республики Беларусь).
2. Гражданство Республики Беларусь является равным независимо от оснований его приобретения. Конституция и действующее законодательство, за некоторыми изъятиями, не устанавливает каких-либо особенностей правового статуса лиц в зависимости от того, как они приобрели гражданство: по рождению, в порядке приема, в порядке регистрации и т. д. Вместе с тем некоторые особенности существуют. Например, кандидатом в Президенты Республики Беларусь может баллотироваться лишь гражданин Республики Беларусь по рождению (ст. 80 Конституции). Законом о приватизации жилищного фонда предусмотрено право на получение чеков «Жилье» лишь теми гражданами Республики Беларусь, которые находились на ее территории на момент введения в действие указанного закона (это положение можно было бы оспорить в Конституционном Суде).
3. Гражданство Республики Беларусь является единым. Республика Беларусь — унитарное государство, и в этом плане единство гражданства обеспечить достаточно просто, хотя обычно и в федеративных государствах оно также обеспечивается.
4. Гражданство имеет свободный характер. Конституция Республики Беларусь (ст. 10) предусматривает, что никто не может быть лишен права изменить гражданство. Государством устанавливаются такие правовые нормы в области свободного приобретения или утраты гражданства, которые в целом отвечают международным требованиям и зарубежной практике. Законом предусмотрено, что гражданство не может быть предоставлено против воли лица.
5. Сохранение гражданства.
Сохранение гражданства за лицами, постоянно или временно проживающими за пределами Республики Беларусь, обусловлено в первую очередь конституционной свободой выбора места жительства и свободой передвижения. Пожалуй, одним из исключений из этого принципа было решение законодателя (Верховного Совета Республики Беларусь) при принятии им 18 октября 1991 г. Закона о гражданстве, которым он признал, в частности, гражданами Республики Беларусь лиц, которые постоянно проживали на ее территории на день вступления в силу названного Закона (12 ноября 1991 г.). В силу особенностей существования СССР, его законодательства такой подход к решению данной проблемы оказался весьма болезненным для многих выехавших из БССР в другие союзные республики.
6. Недопустимость лишения гражданства (ст. 10 Конституции).
Лишение гражданства означает выражение односторонней воли со стороны государства по отношению к своему гражданину, отсутствие у последнего желания (согласия) добровольно выйти из гражданства.
7. Отрицание автоматического изменения гражданства при заключении или прекращении брака с лицом, не принадлежавшим к гражданству Республики Беларусь, либо в случае изменения гражданства одним из супругов. Тем самым обеспечивается принцип свободного приобретения гражданства, его устойчивость, равенство мужчины и женщины.
8. Принцип защиты и покровительства граждан Республики Беларусь (ст. 10 Конституции).
Государство защищает права и законные интересы граждан Республики Беларусь как на своей территории, так и за ее пределами.
В случае, если в стране пребывания граждан Республики Беларусь отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, защита прав и законных интересов граждан Беларуси в соответствии с ее между народными договорами может осуществляться соответствующими органами других государств. Согласно заключенному между Республикой Беларусь и Россией Договору о создании Союзного государства (ратифицирован Законом от 24 декабря 1999 г.), каждый гражданин государства-участника имеет право на защиту на территории третьего государства, где не имеется представительства государства-участника, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-участника на тех же условиях, что и гражданин этого государства-участника (ст. 15 Договора).