Идеология и ее общественное предназначение
Идеология как социальное явление зародилась одновременно с самим обществом. Уже в первых мифологических системах и религиозных вероучениях осознавались и оценивались отношения людей к миру и друг к другу, а, следовательно, содержался идеологический компонент. К. Маркс и Ф. Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. В работе «Немецкая идеология» (1845-1846) они трактовали идеологию как искаженное представление о действительности. Основоположники марксизма считали, что каждый класс, создавая свою идеологию, ограничен своим социальным положением и социальной ролью. Это ограничение приводит к искажению в понимании общественной жизни, тем самым она превращается в «ложное сознание». Идеология в марксистском понимании – это своеобразная призма, через которую класс смотрит на мир. Эта призма – классовые интересы, отсюда и искаженный ею взгляд на окружающую действительность. Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция немецкого социолога К. Маннгейма (1893-1947). Он считал идеологию социально значимой системой идей, которую отстаивает определенный социальный слой в собственных интересах. На рубеже 80-х-90-х гг. XX века – новая критика идеологии, что было связано с распадом мировой системы социализма, кризисом марксизма-ленинизма и переходом постсоветских стран к рыночной экономике. Фактически отказ от марксизма-ленинизма привел к отказу от всякой идеологии.
Однако весь мировой опыт показывает, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия общества, отображением интересов различных социальных общностей и общества в целом. В основе кризиса любых общественных систем и цивилизаций, как утверждал П Сорокин, лежит в каждом счете идеологический кризис. Но и возрождение общества начинается с обновления общественных идеалов, утверждения новых ориентиров, новой системы ценностей.Идеология представляет собой в конечном счете рационализацию чувств, потребностей, настроений какой-либо группы людей в форме логически-стройной системы идей и представлений, призванной оправдать необходимость того или иного социального порядка, определенного способа жизнедеятельности, отвечающего интересам этой группы. Идеология всегда формируется на основе психологического отражения аспектов общественной жизни.
32. Государственная идеология как социально-политический феномен.Национальная идеология – выражение самосознания нации, ее интересов, чаяний и устремлений. Гос-ная идеология – целостная, относительно систематизированная совок. взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, в которых образующая государство общность (народ) осознает себя, свое положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения с помощью государственной власти. «Гос-ная идеология» как видовое понятие (обозначение признака, общего для всего множества государств); «идеология <данного> государства» как единичное понятие (обозначение того же признака в его индивидуальной конкретности, характерной для определенного государства). Совпадение предметного значения понятий «национальная идеология», «государственная идеология», «национально-государственная идеология», «идеология государства» и их взаимозаменимость в соответствующих контекстах. Уровни государственной идеологии: теоретико-концептуальный; программно-политический; обыденно-актуализированный. Механизм функционирования государственной идеологии как совокупность лиц, институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих формирование, систематизацию, нормативно-правовое закрепление и распространение государственной идеологии. Сосуществование и взаимовлияние государственной и частных идеологий в гражданском обществе. Обеспечение соответствия содержания частных идеологий законодат. государства.
33. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI века.Модернизация охватывает все стороны общественной жизни. В политической сфере – это переход от традиционной политической системы к современной, которая соответствует требованиям и реалиям развития человечества в XX – XXI вв. Этот переход связывают с демократизацией политической системы. Выделяют два подхода к оценке характера и перспектив демократических преобразований: либеральный и консервативный. Важнейшим направлением модернизации является переход к рыночной экономике.
Базовыми национально-государственными интересами Республики Беларусь являются:
- сохранение и укрепление независимости и суверенитета страны, ее территориальной целостности;
- обеспечение надежной безопасности страны;
- формирование «пояса добрососедства» по периметру белорусских границ;
- всесторонняя защита прав и свобод граждан;
- самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и стабильности в международных отношениях;
- поддержание обеспеченности экономики страны энергетическими и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособности производства, сохранения рабочих мест, стабильности денежной системы, экологического равновесия.
Конституция Республики Беларусь четко определила основные принципы белорусской внешней политики (ст.18): «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Республика Беларусь ставит своей целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным». Геополитическое положение Беларуси, расположенной между Востоком и Западом, объективно обусловило многовекторный характер ее международной политики. Основными направлениями внешней политики Республики Беларусь на современном этапе являются: углубление интеграционных процессов с Россией; реализация экономических и энергетических интересов на пространстве СНГ; стратегическое партнерство с Евросоюзом; линия добрососедства с НАТО; продвижение экспортных и кредитно-инвестиционных интересов в странах Азии, Африки и Латинской Америки; многостороння дипломатия, участие в международных форумах, прежде всего ООН, по самой различной проблематике.
34. Устойчивое и инновационное развитие РБ на современном этапе – основной элемент идеологии белорусского государства.Концепция устойчивого развития ориентирована на такое удовлетворение потребностей людей, которое не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Она содержит совокупность взаимообусловленных социально-экономических, политических, духовно-нравственных, экологических и других составляющих. Ее стержневой идеей является повышение производительности ресурсов за счет внедрения качественно новых технологий, основанных на синтезе веществ и получении энергии из «недр» микромира (биотехнология, генная инженерия и т.п.). О сущности содержания Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь можно судить по тем принципам и приоритетам, которые положены в его основу:
•человек — цель прогресса; уровень человеческого развития — мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;
•повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структуры потребления;
•приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры — важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции хозяйства;
•улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;
•переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;
•усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;
•рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию расходов;
•развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;
•экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания," морали с учетом новых ценностей.
В нашей стране оно приобрело особый статус после обсуждения проблемы инновационной политики Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов, который состоялся в Витебске 11 июня 2004 г.