Римская фамилия. агнаты и когнаты
Семья – «фамилия»: отец семейства, жена под властью мужа (зависит от формы брака), дети, внуки, рабы, животные.
Власть домовладыки распространяется на всех. Отношения власти не отделены от отношений собственности.
Классическое право:
Ульпиан – сообщество людей: агнатов и когнатов.
Агнаты – лица под властью домовладыки: жена, невестка, не эмансипированные дети, усыновленные (юридические родственники).
Когнаты – родные дети, замужние дочери, внуки, родители, бабушки, дедушки (кровные родственники).
Предклассический период:
Когнатское родство приобретает юридическое значение. Дети часто отделяются от родителей – малые семьи. Ослабляется власть домовладыки. Когнаты как прямые нисходящие выступают на первый план.
Римская фамилия – самостоятельная хозяйственная единица. Домовладыка – единственное лицо своего права. Домовладыка совершает действия от своего имени в интересах своей семьи. В противном случае это право утрачивается.
1.Домовладыка
2.Сыновья (лица чужого права)
3.Матер фамилиас – жена в браке без власти мужа
4.Дочери
Римская фамилия основана на римском браке.
Брак (Модестин)– союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божеском и человеческом.
Рим начал свою историю в области семейного права с моногамической семьи, основой которой была patria potestas, власть главы семьи, домовладыки, paterfamilias. В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias.
Это - агнатическая семья, в состав которой, кроме paterfamilias, входили: его жена, in manu mariti, т.е. подчиненная мужней власти, его дети, in patria potestate, жены сыновей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т.д. Все непосредственно подвластные paterfamilias члены семьи именуются sui.
В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет (см. п. 105). Поэтому и говорят, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям - loco sororis, и т.д. Сыновей и внуков, за немногими исключениями, не освобождает от подчинения отцовской власти даже занятие должности магистрата. Не освобождает от patria potestas и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле paterfamilias.
132. Familia. Вместе с рабами, а первоначально, может быть, и вместе с принадлежавшими paterfamilias неодушевленными вещами, подвластные образуют familia. Это слово, которое так или иначе сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не отношение кровной близости, а все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias - не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов и скот и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias обозначалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших до нас памятниках означает уже только власть мужа над женой.
Существеннейшее отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оставаясь неизменным в своем содержании, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи (для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.
§ 43. Агнатическое и когнатическое родство
133. Понятие агнатического и когнатического родства. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего, в свою очередь, основанием права наследования и призвания к опеке над недееспособными: агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias в прошлом или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятствовала смерть paterfamilias. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например paterfamilias и его дети. Но агнатами могли быть и лица, не связанные кровным родством, например paterfamilias и жена его подвластного сына, paterfamilias и усыновленный. И во всяком случае юридическим родством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти и подчинении связь агнатическая.
В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь paterfamilias, вступив в брак cum manu, тем самым вступала в агнатическую семью своего мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Ее дети становились агнатами братьев ее мужа, но так же, как и она сама, считались юридически чужими ее родителям, братьям, сестрам.
Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын - агнат отца первой степени, внук - агнат деда второй степени.
134. Род (gens). Но если agnati - это лица, связанные общей властью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то, несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода - gens. Gens - по взгляду римлян - это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia, и, при отсутствии агнатов, призываются к наследованию и опеке.
Договор найма
Вид концессуального контракта
o Найм (locatio conductio)
§ Найм вещи (имущественный найм) – одно лицо за вознаграждение предоставляет другому лицу пользование вещи.
Предоставлялись как движимые, так и недвижимые вещи.
Узуфрукт. Может передаваться за деньги или за плоды.
Заимодатель несет риск случайной гибели вещи.
Обязанности нанимателя:
- наемная плата
- вернуть вещь по окончанию срока найма
Позже – супефиций и имфетемзис
§ Личный найм – одно лицо за денежное вознаграждение обязуется работать на другое лицо.
- Домашняя прислуга, воспитатели.
Не получил широкого распространения: позорно для римлян.
Регулируется не результат труда, а процесс его исполнения.
§ Найм услуг – отношения регулируют процесс оказания услуг.
Услуги оказываются за плату.
Заключался между равными.
§ Подряд/заказ (найм работ) – одно лицо берется доставить другому лицу готовый результат своей работы.
Договор регулирует уже готовый результат.
Отношения по поводу изготовления ремесленниками вещи; строительства.
§ Перевозка грузов (морская) – найм судна.
Родосский закон о выбрасывании грузов – заимствование греческого морского права
Если для спасения корабля от грозившей опасности пришлось выбросить чьи-то вещи или обрубить мачты и др, то причиненный убыток делится поровну между собственниками грузов.
Билет 15
Понятие и виды брака
Римская фамилия основана на римском браке.
Брак (Модестин)– союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божеском и человеческом.
Брак:
· С властью мужа – кум ману. Расторгался только по инициативе мужа.
· Без власти мужа – сине ману. Заключался на 1 год. Продолжение брака – уход жены на 3 суток, потом возобновлялся. Для перехода в кум ману женщина должна остаться на срок больше года.
Другие формы сожительства:
· Конкубинат – сожительство с намерением вступить в брачные отношения, если ни одна из сторон не состояла в законный брак, но вступить в брак этим лицам было нельзя –разные сословия. (Сенаторы, наместники, вольноотпущенники, постыдные профессии). Жена не имела права на имущества. Дети не получали полных наследственных прав – надо было признать его.
· Контумбериум – сожительство с рабом. Не допускалось. Наказывалось лишением свободы для женщины.
Условия для вступления в брак:
· Достижения брачного возраста: 12 - женский, 14 – мужской
· Согласие. В цивильном праве – 2х домовладык. В классическом праве – брачующихся, согласие отцов - традиция. Если отец не давал согласия, то его можно было оспорить у магистрата или эмансипация.
· Право на заключение римского брака – брачная правоспособность.
Препятствия:
· Агнатское, когнатское родство
· Запрещены браки между опекунами и подопечными
· Правитель провинции – жительница провинции
· Сенаторы, всадники не заключали брак с вольноотпущенниками, актерским сословием
Прекращение брака:
· Смерть одного из супругов, в том числе измена.
· Изменение статуса лица: плен, потеря гражданства, рабство (долговое рабство не действовало на женатых сыновей).
· Развод – исключительное, редкое явление. По инициативе мужа. Соблюдение формальностей.
o В браке сине ману – развод свободен, дети остаются в семье отца. Формула: «Возьми с собой свои вещи», произносилась при 7 свидетелях. Расторгался по иску домовладыки одного из членов брака.
Браку предшествовала помолвка, сговор, обручение – обещание вступить в брак в дальнейшем.
Дети могли быть помолвлены уже в 7 лет. Сопровождалось обменом или дарением. Стоимость полученного брачного задатка возмещалось в двойном размере.
Обручение можно было свободно расторгнуть – «Я не следую твоей семье» при 7 свидетелях. Двойное обручение – основание к суду.