Снаряжение римского легионера.
Вооружение римского легионера менялось с эволюцией тактики. Не касаясь детально военной тактики римлян, отметим только, что главной тенденцией ее модификации на протяжении республиканского периода был переход от монолитной фаланги-легиона, образованной по греческому образцу, к ведению сражения посредством небольших тактических единиц – когорт, каждая из которых являлась фалангой в миниатюре, но более маневренной и защищенной. Соответственно, основной линией эволюции вооружения легионера к началу Империи было его облегчение и универсализация, чтобы каждый воин был способен сражаться как в строю, так и индивидуально.
Защитное вооружение.
Основу защитного вооружения римского воина составлял панцирь. До военной реформы Гая Мария (конец II в. до н.э.) легионеры чаще всего пользовались нагрудником из круглых и квадратных бронзовых пластин величиной 15-20 см, крепившихся к портупее. Затем нагрудник был вытеснен железной кольчугой (lorica hamata), заимствованной, возможно, у кельтов. Кольчуга с короткими рукавами была удобна в ношении, не сковывала движения. Она эффективно защищала от колющих и рубящих ударов, значительно ослабляя силу удара дротиков и копий. Весила кольчуга 8-10 кг. В начале Империи появляются кольчуги с двойным покрытием на плечах, особенно популярные у кавалеристов. Облегченные (до 5-6 кг) и укороченные кольчуги находят применение во вспомогательных пехотных частях. Кольчуга оказалась типом брони наиболее широко распространенным в римской армии вплоть до конца Империи.
Начиная с I в. входит в обиход панцирь из железных пластин, крепившихся медной фурнитурой к кожаной основе. Пластинчатый панцирь был на несколько килограммов легче кольчуги. Если кольчуга при ударе вдавливалась в тело, то пластинчатый панцирь благодаря особой эластичности "поглощал" силу удара. Существенным достоинством пластинчатой кирасы являлась легкость ее изготовления. Панцири данного типа, однако, быстро ржавели, что и служило главным препятствием их широкому применению.
При Северах среди римских легионеров распространяются чешуйчатые доспехи (lorica squamata). Формой и величиной они напоминали кольчуги, хотя были более тяжелыми. Вес чешуйчатого панциря определялся тем, крепились ли железные чешуйки на полотно, кожу или кольчугу. Этот тип панциря трудно было надеть. Кроме того, он сковывал движения, но надежно защищал от ударов противника. Будучи поначалу дорогими и поэтому доступными только офицерскому составу, чешуйчатые панцири были быстро освоены римскими военными ремесленниками и стали наиболее распространенным типом защитного вооружения в III в.
Одним из основных элементов защитного вооружения римского легионера являлся щит. Сперва тяжело вооруженные легионеры использовали большой круглый щит – clipeus, заимствованный, вероятно, от этрусков и вышедший из употребления с отказом от фалангового строя. Parma – маленький круглый щит, сначала принадлежавший легковооруженным пехотинцам, уже во времена Республики становится атрибутом конников. Основным щитом легионеров эпохи принципата был scutum – большой овальный щит с характерным прогибом по длинной оси, знакомый римлянам еще с VII в. до н.э. Правда, при Августе форма его несколько изменилась: щиты приобрели прямоугольную форму (овальные сохранились только у преторианцев), стали легче (не более 10 кг), короче (высотой около 1,2 м, шириной около 0,8 м). Щит склеивался из трех слоев осиновых или тополевых дощечек, каждый из которых имел толщину около 2 мм. Для придания щиту прочности внутренний слой дощечек располагался перпендикулярно внешним. Выпуклая форма щита была призвана облегчить отражение вражеских ударов. В центре щита, с его внешней стороны, находилось конической формы навершие из бронзы или железа. Оно защищало руку солдата, держащую щит. Деревянную поверхность щита с внешней стороны покрывали полотном, а затем слоем толстой кожи, причем сыромятной. Кожа пришивалась по краям щита навылет. Края щита обивались бронзовым кантом. Кроме того, часто на внешнюю сторону щита для прочности набивали железные полосы или просто гвозди.
Кроме толщины щита, достигавшей 7 см, обеспечивала защиту воина также его стойка, в соответствии с которой щит надо было держать на некотором удалении от корпуса. Известно, что римляне виртуозно использовали щит не только как средство обороны, но и при атаке, разя противника острым навершием щита.
Во времена Империи стало модным украшать щиты различными эмблемами: молниями, крестами, звездами, крыльями и т.д. Эти знаки позволяли идентифицировать воинские части. Аналогичным целям служили надписи на внутренней стороне легионерских щитов. В мирное время и на марше щит закрывали чехлом, чтобы уберечь от высушивания и намокания. Чехлы для щита часто шили из козьих шкур, украшали аппликациями с номерами легионов и их символикой. На марше легионеры переносили тяжелые и большие щиты на спине, используя крепление из двух ремней, один из которых охватывал грудную клетку и правое предплечье, а второй – наподобие лямки рюкзака – левое плечо. Не все легионеры были вооружены щитами - скутумами. Солдаты, несшие легионных орлов, знамена и трубачи в силу своих функций защищались маленькими круглыми щитами - пармами. Прямоугольный скутум находился на вооружении легионеров до начала III в., когда происходит возврат к овальному, но уже плоскому щиту. Скутумами были вооружены не только легионеры, но и преторианцы. Ими пользовались и некоторые вспомогательные когорты, и это обстоятельство фиксировалось в их названии.
Существенным элементом защитного вооружения легионера являлся шлем. Традиционно римляне пользовались тремя вариантами шлемов. Шлем типа «Монтефортино» имел на верхушке оловянный шишак с отверстием для перьев. Шлем «аттического» типа, как и предыдущий, был обеспечен щитками для защиты щек, но вместо шишака в верхней части был оснащен своеобразными рогами-трубками, в которые вставлялись перья. Шлем «этруско – коринфского» типа закрывал лицо полностью, оставляя лишь узкую щель для глаз. С наступлением Империи легионеры, служившие на Рейне, первыми отказываются от традиционных шлемов и берут на вооружение шлемы галльского типа. Последние, изготовленные из бронзы или железа, были более прочными, лучше защищали щеки, подбородок и затылок.
Особого внимания заслуживают плюмажи римских шлемов, указывавшие на статус легионеров и игравшие психологическую роль. Существовало несколько способов крепления плюмажей к шлему. Наиболее распространенный заключался в креплении плюмажа (традиционно – перьев, в конце Республики – конских хвостов, с установлением принципата – частичного возврата к консервативным нормам) к макушке каски. Хорошо известна привычка римских центурионов носить плюмаж поперек шлема, чтобы выделяться во время сражения. Вероятно, со времен Республики возникла традиция у легионных знаменосцев поверх шлемов носить медвежьи и волчьи шкуры, а на парадах – шлемы-маски. С I в. шлемы-маски появились на вооружении у дислоцированных на Дунае легионных всадников. Большее распространение они получили в конных вспомогательных войсках и особенно тяжелой панцирной кавалерии – у клибанариев, катафрактариев, ферратов – введенной при Септимии Севере. На этих масках чаще изображались суровые мужские лица с венками, диадемами, в обрамлении буйных кудрей. Встречались, как это ни удивительно, шлемы-маски в виде женского лица – скорее всего испепеляющего врагов лица Горгоны Медузы или менады, а, может быть, детского лица Амура – кифареда. Эти изображения, вероятно, связаны с interpretatio militaria вакхических сюжетов, воспевающих опьянение стихией битвы. В период династии Юлиев - Клавдиев на парадных шлемах-масках порой изображались медали с портретами правящих императоров. Возможно, такие шлемы являлись видом dona militaria. С начала Империи римляне овладели техникой сверления, а потому появилась возможность для крепления в мирной обстановке шлема за козырек к нагрудной части панциря. На шлемах, как и на щитах, нередко выцарапывались имена хозяев, их центурия, реже – название легиона. Шлемы галльского типа перестают использоваться со времени великого кризиса III в. В течение IV в. легионы, превратившиеся в пограничную крестьянскую милицию, вообще отказываются от тяжелых металлических шлемов, равно как и от панцирей, что в немалой степени предопределило постоянные поражения, которые в конце IV в. терпит римская пехота от бронированной конницы готов, гуннов и парфян.
Наступательное вооружение
Короткий меч, удобный для нанесения как колющих, так и рубящих ударов, считается «визитной карточкой» римских легионеров. Между тем этот меч, короткий (длина клинка 40-55 см), узкий (ширина клинка 5,5-7,5 см), обоюдоострый, появился у римлян только во вторую Пуническую войну. Римляне заимствовали его у кельтоиберов Испании, а потому этот меч получил в науке название gladius Hispanicus. Знакомство с испанским мечом пришлось на пору тактических перемен, когда римляне переходили от сражения сомкнутым строем в стиле греческой фаланги к рассыпному рукопашному бою. Используемый римскими легионерами со времен Республики меч обладал длинным суживающимся острием и был достаточно тяжел (его вес доходил до 1,5 кг). С середины I в. этот тип меча, известный как «майнцский», начинает вытесняться более легкой модификацией (около 1 кг). Этот меч «помпейского» типа (так как впервые был обнаружен в Помпеях) являлся основным у легионеров до конца II в. Как правило, меч легионеры носили справа, за исключением центурионов и знаменосцев. Рукоятка меча изготовлялась либо из дерева, либо из кости (в том числе слоновой), нередко украшалась серебром. Ножны для меча делали из дерева или меди, часто используя бронзовые накладки.
Конные легионеры, равно как и всадники из вспомогательных частей, пользовались длинным кельтским мечом, называемым spatha. Длина клинка этого меча доходила до 80 см. В III в. длинный меч, ориентированный на нанесение рубящих, а не колющих ударов, становится основным оружием и у римских пехотинцев.
При Августе среди солдат рейнских легионов распространяется мода на ношение кинжалов. Короткие, с широким лезвием и рукояткой t-образной формы кинжалы также были позаимствованы римлянами от испанцев, но во времена Республики использовались, как правило, солдатами союзнических когорт. В I в. кинжалы становятся любимым оружием легионеров, прежде всего Рейнской группы войск. Кинжалы сохранились в арсенале легионеров до конца принципата. Они являлись боевым оружием, не раз выручавшим своих хозяев в случае поломки или утери меча. Меч и кинжал солдаты часто носили на едином поясном ремне, хотя для ношения меча нередко использовали и перевязь, надеваемую через плечо.
Другим знаменитым оружием римских легионеров из разряда наступательного являлся pilum – специфический дротик, состоящий из длинного деревянного древка (около 1 м) и металлического острия примерно той же длины. Идея применения пилума заключалась в том, что его необходимо было метать за несколько секунд до начала рукопашной схватки (с расстояния 20-25 м, с которого начиналась атака) в щит противника. Тяжелое (до 3 кг) и длинное острие обеспечивало силу дротика, пробивавшего любой щит. Для того чтобы пилум застревал в щите, его острие делали из незакаленного железа, а для крепления острия к древку вместо металлического гвоздя нередко использовали деревянный колышек. Щит, пробитый пилумом, в силу тяжести и величины последнего, было невозможно использовать для защиты тела. Наряду с тяжелыми существовали и более легкие дротики, которыми стремились пробить панцирь противника. Массированная атака дротиками - пилумами в исполнении опытных профессионалов была способна привести в замешательство первый ряд строя любого вражеского войска. Вероятно, во времена Цезаря и Августа в ходу были больше легкие дротики. С середины I в. утяжеленные пилумы вновь вошли в обиход. Дротики - пилумы являлись фирменным оружием римских легионеров до конца принципата и изредка использовались позже.
В отличие от дротика -пилума копье у римских легионеров служило оружием рукопашного боя. Копье традиционно находилось на вооружении у римлян. Известно, что еще до военной реформы Гая Мария копьями были вооружены легионеры из разряда ветеранов – триарии. Древко копья часто изготовлялось из ясеня или орешника для обеспечения прочности и гибкости, а железные наконечники были самой разной формы в зависимости от функционального назначения копья. Старшие солдатские чины: бенефициарии, фрументарии, спекуляторы, часто выполнявшие специальные поручения, имели копья особой формы, подчеркивавшие их статус. Наконечники их копий украшались железными кольцами. Известно о существовании у римлян особой боевой награды – золотого или серебряного копья (hasta pura). В эпоху Империи им награждались, как правило, офицеры легионов начиная со старших центурионов.
Античная артиллерия, достигшая у римлян высокого развития, заслуживает особого разговора. Такие распространенные в древности виды метательного оружия как луки со стрелами, пращи и арбалеты легионерами I – III вв. не использовались, а входили в арсенал вспомогательных частей.
Возникновение профессиональной армии привело к появлению специфической «военной» одежды и обуви. Рубашка-туника обычно белого или красного цвета, которую легионер носил в мирных условиях и перед боем надевал под броню, была короче, чем у гражданских лиц. В III в. на туниках римских легионеров появляются длинные рукава. Зимой солдаты надевали гамаши, которые вошли в широкий обиход во время дакийских войн Траяна. Незаменимым элементом легионерского снаряжения являлся плащ, согревающий на марше и на ночевках в холодное время года. В I – II вв. наиболее популярна была paenula – короткий шерстяной плащ темного цвета с капюшоном. В III в. ему на смену пришел sagum – плащ без капюшона, прежде неверно считавшийся классическим римским военным плащом. Особенность римского военного снаряжения составляла кожаная портупея, к которой крепились броня, холодное оружие, боевые регалии, а также шлем во время марша. Легионеры носили разнообразную обувь, которая обозначалась единым термином caligae. Наиболее распространены в I – начале II вв. были кожаные сандалии без каблуков, подошвы которых укреплялись набойками из металлических гвоздей. Вот почему деньги, выдаваемые солдатам для перехода, назывались «гвоздевыми» – clavarium. Во II в. основным видом солдатской обуви становятся кожаные короткие сапоги, прежде носимые только офицерами. Одеяние легионера, дополненное скрипом ремней и грохотом подошв, заметно выделяло его из гражданской толпы и служило в какой-то мере специфической чертой его особого социального статуса. В целом же, несмотря на отличие боевого снаряжения легионеров от вооружения других родов войск римской армии, оно было достаточно вариабельным и в немалой степени определялось регионом, в котором располагалась воинская часть, а также характером боевого снаряжения противника.