КРЕПЕЖНОЕ СТРАХОВОЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ (снаряжение для точек страховки и крепления перил на рельефе)

2.13.1. КРЮЧЬЯ СКАЛЬНЫЕ. Крюк, это плоский, коробчатый, швеллерный металлический клин, который забивается молотком в естественную трещину в скале. Крюк снабжен проушиной (серьгой), к которой пристегивается карабин крепления или страховки.

2.13.2. КЛИНОВИДНЫЕ ЗАКЛАДКИ. К таким закладкам относятся СТОППЕРЫ с плоскими гранями и РОКСЫ, рабочие грани которых криволинейны. Закладки вставляются и заклиниваются в достаточно широкие естественные трещины.

2.13.3. ГЕКСАГОНАЛЬНЫЕ ЗАКЛАДКИ. Профиль головки такой закладки представляет шестигранник. ГЕКСЫ применяются на более широких трещинах (до нескольких сантиметров). Набор нескольких ГЕКС позволяет обеспечить точку страховки на достаточно большом диапазоне ширины трещин.

2.13.4. ФРЕНДЫ наиболее совершенные и удобные скальные закладки для крупных трещин (до несколько сантиметров). Френды представляют из себя эксцентрики, обычно с четырьмя кулачка-эксцентрика, закрепленными на одной оси. Два из них направлены в одну сторону, два в другую. Один френд может работать на трещинах, различающихся в полтора-два раза.

2.13.5. ШЛЯМБУРНЫЙ СКАЛЬНЫЙ КРЮК (анкерный болт, анкерный клин) предназначен для обеспечения надежных точек крепления и страховки на скалах, без наличия естественных трещин. Вставляется в предварительно пробитое или просверленное отверстие. При этом анкерный болт, может сниматься с отверстия, а шлямбур не снимаются и работают на скале стационарно.

2.13.6. КРЮЧЬЕВЫЕ ОТТЯЖКИ применяются для отнесения (оттягивания) страховочной веревки от неровностей скалы и спрямления ее изгибов. Применяются стандартные оттяжки, сшитые из синтетической ленты. Прочность оттяжки должна соответствовать прочности основной веревки. Самошитые оттяжки применяются после прохождения технической комиссии.

2.13.7. КОЛЬЦЕВАЯ ВЕРЕВОЧНАЯ ПЕТЛЯ применяется для закрепления технических систем на стволе дерева, каменном выступе, проушине и др. Для больших нагрузок (навесная переправа, спасработы и др.) петля выполняется из двойной основной веревки. Угол нагрузки петли должен быть меньше 120О. Оптимальный угол 60-90О.

2.13.8. ОПОРНАЯ ПЕТЛЯ САРАТОВКА применяется для закрепления технических систем больших нагрузок и распределения нагрузки на несколько опор (2-3 скальных крюка и др). Петля представляет замкнутый отрезок основной веревки, который, посредством карабинов, пристегивается к опорным точкам таким образом, чтобы нагрузка распределялась на них равномерно и была значительно меньше приложенной. Угол распределения нагрузки на крайние точки не должен превышать 120О. Оптимальный угол 60-90О.

2.13.9. ЖЕСТКАЯ ЛОКАЛЬНАЯ ПЕТЛЯ применяется для распределения нагрузки на опорные точки при постоянном направлении нагрузки. На лепестках петли, на точках пристегивания к опорам, а так же на основной грузовой точке вяжутся проводники. По условиям этапа может допускаться вязка только одного проводника на грузовой точке. Петля выгодно отличается от Саратовки тем, что при разрыве или перетирании ее веревки, она не разрушается полностью. Петля применяется в жестких условиях работы, при возможности ее перетирания, разрыва, камнепада и др. Петлю применять нельзя, если при работе допускается смена направления основной нагрузки.

2.13.10. ДИСТАНЦИОННЫЕ СБРАСЫВАТЕЛИ ВЕРЕВКИ применяются для сбрасывания веревки с опоры после прохождения участка дистанции. Их прочность должна соответствовать прочности страховочного карабина. Они рассчитаны так, что при нагруженной веревке перил их практически невозможно снять с опоры. При движении основной группы ДС блокируется карабинами. Блокировка снимается только последним участником.

2.13.10.1. СБРАСЫВАТЕЛЬ ПЕТАЛЬНЫЙ. Применяется на скальных и ледовых выступах. Состоит из рабочего крюка и петли из основной веревки, которая охватывает опору и замыкается металлическим крюком сбрасывателя. При расслаблении веревки этот крюк опрокидывается с веревочной петли дистанционно, тягой вспомогательной веревки, и петля сбрасывается с опоры.

2.13.10.2. СБРАСЫВАТЕЛЬ КРЮЧЬЕВОЙ. Металлический крюк (якорь) сбрасывателя с пристегнутым концом перил одевается на проушину скального крюка. При нагруженных перилах крюк дистанционно сняться не может. При их расслаблении он опрокидывается с проушины вспомогательной веревкой.

2.13.10.3. ВЫВИНЧИВАЮЩИЕСЯ ДИСТАНЦИОННО ЛЕДОБУРЫ. Применяются специальные, дистанционно вывинчивающиеся ледобуры.

СКАЛЬНЫЙ МОЛОТОК

2.14.1. Применяется для забивки и снятия скальных крючьев, пробивки шлямбурных отверстий, обработки острых краев скальных выступов и др. Молоток должен быть оснащен веревочной петлей для пристраховки на ЛСС.

2.14.2. Запрещается:

- применение на скалах универсального скально-ледового молотка с раскрытым ледовым клювиком или штычком.

ЛЕДОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

2.15.1. ЛЕДОРУБ применяется для страховки или самозадержания при срыве на снежных, снежно-ледовых и ледовых склонах. Применяется на этапах, на которых организуется дистанционное снятие перильной веревки со снежной или фирновой площадки.

2.15.2. ЯКОРНЫЙ КРЮК АЙС-ФИ-ФИ применяется при прохождении вертикальных и несколько нависающих ледовых стен. Участник работает двумя Айс-Фи-Фи. Для экономии сил допускается оснащать крючья стременами для ног.

2.15.3. ЛЕДОВЫЙ МОЛОТОК. Инструмент ударного действия с тяжелой головкой. В отличие от ледоруба его клювик хорошо держится во льду и не выскакивает. Выпускается с цельной головкой и со сменными клювиками.

2.15.4. КОШКИ ЛЕДОВЫЕ необходимы на ледовых и плотных фирновых склонах. Применяются так же на крутых задернованных, глиняных склонах, на сцементированных песках и конгломератах, на покрытых льдом скалах. Кошки должны быть стандартные и подогнанные под обувь.

ЛЫЖИ

2.16.1. Применяются прочные туристские лыжи с металлической окантовкой, с удобными и надежными креплениями. Носки лыж оснащаются короткими петлями для их транспортировки или страховки на нелыжных этапах. Как исключение, на дистанциях на пологом рельефе, допускается применение обычных спортивных лыж.

2.16.2. Лыжи применяются в комплекте с лыжными палками, оснащенными опорными кольцами (или их аналогами) и темляками для рук.

2.16.3. При поломке лыж на дистанции команда (участник) должна отремонтировать ее или заменить имеющейся у нее аварийной лыжей.

2.16.4. На личном первенстве, по условиям соревнования, может допускаться замена сломанных лыж на дистанции представителем команды.

ВОЛОКУШИ

2.17.1. Применяются в лыжном, иногда в горном виде для транспортировки условного пострадавшего по снегу, льду водоемов, по леднику. Изготавливаются из лыж, составных листов металла, пластика и др. (по условиям соревнований).

НОСИЛКИ

2.18.1. Применяются для транспортировки условного пострадавшего. Носилки различаются:

- для транспортировки по крутому рельефу;

- для транспортировки по равнинной местности.

Носилки выполняются из подручного материала (жердей), веревок, репшнура и др. (согласно условиям этапа).

КОНТРОЛЬНЫЙ ГРУЗ

2.19.1. Вес контрольного груза определяется Положением или Условиями соревнований. Контрольный груз выдается команде судейской коллегией.

2.19.2. Контрольный груз транспортируется в отдельных (от снаряжения) командных рюкзаках. Распределение груза по рюкзакам - произвольное.

2.19.3. Способ транспортировки рюкзаков с контрольным грузом оговаривается в Условиях.

2.19.4. Открывать рюкзаки с контрольным грузом, а также оставлять его (равно как и рюкзак со снаряжением) без контроля участников или незастрахованным на дистанции не допускается (за исключением оговоренных Условиями участков дистанции).

2.19.5. При нарушении пунктов 2.19.2-2.19.4 команда предупреждается о необходимости исправить ошибку, при отказе от исправления команда снимается с дистанции.

УЗЛЫ

3.1. По предназначению все узлы подразделяются на:

3.1.1. Узлы для связывания веревок одинакового сечения. Применяется: встречный; встречный восьмеркой; грейпвайн; шкотовый на проводнике; брамшкотовый на проводнике;соединение проводников карабином.

3.1.2. Узлы для связывания веревок разного сечения (веревка и репшнур; веревка и лента; одинарная и двойная веревка). Применяется: шкот на проводнике; брамшкот на проводнике; академический; академический на проводнике; соединение проводников карабином. Проводник вяжется на более толстой веревке.

3.1.3. Узлы для наращивания веревки на спасработах (двойной, одинарной) при спуске пары "пострадавший + спасатель". Применяется: шкот на проводнике первой веревки; брамшкот на проводнике первой веревки (веревкой наращивания вяжется контрольный узел, в дальнейшем КУ); соединение проводников карабином (с муфтой).

3.1.4. Для связывания лент и ремней применяются узлы: встречный, встречный восьмеркой.

3.1.5. Узлы для передачи конца веревки с помощью вспомогательной веревки (репшнура). Применяются: шкот или шкот на проводнике передаваемой веревки, без КУ.

3.1.6. Узлы для крепления навесной переправы:

- на опорах круглого сечения, на исходном берегу - карабинная удавка;

- на целевом берегу - стремя, тройное стремя, двойной и тройной штык, двойная карабинная удавка с защемлением;

- на судейском карабине, на исходном берегу - карабинная удавка, на целевом - тройной УИАА.

3.1.7. Узлы для крепления горизонтальных и наклонных перил. Применяются: проводник, проводник восьмеркой, стремя, двойной штык, карабинная удавка, карабинная стяжка.

3.1.8. Узлы для крепления вертикальных перил. Применяется: на подъеме – проводник, проводник восьмеркой, карабинная удавка или булинь; на спуске - карабинная удавка.

Особое условие: При креплении узлом булиньобязательно вяжется КУ. К петле булиня нельзя пристегиваться самостраховками, вешать на нее рюкзаки и тяжелые предметы, пристегивать другие перила.

3.1.9. Узлы для пристегивания веревки к карабину. Применяются: проводник, проводник восьмеркой, двойной проводник, австрийский проводник.

3.1.10. Узлы для страховки без применения восьмерки и других тормозных устройств - УИАА и гарда.

3.1.11. Узлы в страховочной системе участника. Применяются: узлы карабина самостраховки - проводник, проводник восьмеркой, проводник со стремечком, грейпвайн-удавка; блокировка ЛСС - двойной булинь.

3.1.12. Контрольные узлы. Служат для подстраховки (контроля) основного узла. Применяется: полуткацкий (обычный КУ) и полугрейпвайн. На двойной веревке шкотовый КУ.

3.1.13. Схватывающие узлы предназначены: для автоматической фиксации на веревке. В частности: для натяжения веревки; для верхней, фиксирующей страховки; для самостраховки на вертикальной веревке и др. Применяются: полусхват, классический симметричный схватывающий узел, усиленный симметричный схватывающий узел, австрийский схватывающий узел (обмоточный), узел Бахмана, узел Бахмана с карабинным стоп-вкладышем, узел Бахмана неполный, узел "Псевдобахман", узел УПИ, схватывающие узлы на двойной веревке с карабинным вкладышем, узел Гарда.

3.2. На соревнованиях применяется ограниченный набор узлов, в строгом соответствии с областью их безопасного и оптимального применения. Особые требования к узлам предъявляются в цепи страховки и в системах больших нагрузок.

3.3. Узлы не должны иметь перекрученных прядей и быть затянуты, рисунки должны соответствовать изображениям в методической литературе или образцам узлов, представленным судейской коллегией.

3.4. Все завязанные узлы, в том числе и контрольные, должны иметь свободный конец не менее 50 мм, из двойной веревки не менее 80 мм.

3.5. Все узлы, кроме встречного, встречного восьмеркой, грейпвайна, проводника-восьмерки, двойного проводника, австрийского проводника, должны иметь КУ.

3.6. Узлы используются и нагружаются согласно рекомендациям по их применению.

3.7. Особое внимание следует уделить узлам, часто применяемым на соревнованиях:

- Прямой узел. Склонен к развязыванию без КУ, и даже с КУ в виде полуткацкого узла;

- Шкотовый и брамшкотовый, завязанные на незамкнутой петле (не на проводнике). Склонны к развязыванию без КУ, и даже с КУ в виде полуткацкого узла;

- Булинь вертикальных перил. Узел подвержен развязыванию без КУ и даже с КУ полуткацким, если к петле подвески булиня пристегивается дополнительная тяга или тяжелые предметы, самостраховки участников и др;

- Булинь грудной обвязки участника. Может развязаться при страховочном рывке, если страховочный карабин пристегивается не к рабочему концу булиня, а к его грудной петле;

- Стремя, завязанный на скользкой круглой опоре или на вращающейся, проворачивающейся вокруг своей оси, балке. Узел как бы развинчивается с нее при нагружении веревки;

- Двойной булинь блокировки ЛСС, с разнесенными на грудь и на беседку, петлями, на ЛСС, имеющих раздельные беседку и грудной пояс. Узел опасен, если он недостаточно затянут или связан из веревки со скользкой оплеткой. При пристегивании к петле узла страховочного карабина или карабина подвески (на жумаре, навесной переправе и др.), при нагружении узел часто проскальзывает и происходит перенос опоры участника с беседки на грудь. При тесном грудном поясе это приводит к опасному стягиванию груди;

- Схватывающий узел из двойного репшнура. Узел опасен тем, что практически не схватывается на одинарной веревке и не обеспечивает страховки участников на перилах. Особо опасный момент состоит в том, что этот узел рекомендован как надежный и обязательный для страховки на вертикальных перилах во многих рекомендациях и правилах.

СТРАХОВКА И САМОСТРАХОВКА

Основные требования к страховке и самостраховке при прохождении дистанции – независимость, надежность и непрерывность.

4.1. При прохождении опасных участков дистанции каждый участник обязан обеспечить себя верхней страховкой - командной или судейской.

4.2. Страховочные веревки и самостраховка крепятся фиксировано к ЛСС участника только спереди (выше центра тяжести) за исключением переправы первого участника вброд с командной страховкой. Судейская страховка на отдельном карабине участника.

4.3. Крепление страховки к участнику выполняется под контролем судьи.

4.4. За правильным положением судейской страховки при движении, следит участник.

4.5. На опасных участках дистанции при отсутствии командной или судейской страховки, участник обязан встать на самостраховку.

4.6. Страховка и самостраховка осуществляется только с использованием точек страховки, оборудованных службой дистанции.

4.7. Перила, предназначенные для самостраховки более одного участника, выполняются из двойной основной веревки.

4.8. Допускается:

- страховать одной рукой при использовании тормозного устройства в системе страховки;

- поправлять веревки и снаряжение предварительно закрепив страховочную веревку;

- закреплять конец страховочной веревки к ЛСС.

4.9. Запрещается:

- выпускать страховочную веревку из рук или страховать одной рукой без использования тормозных устройств;

- двигаться вброд по перилам на схватывающем узле;

- располагать руки на расстоянии менее 30-50 см от карабина, через который осуществляется страховка;

- при отсутствии тормозного устройства работать со страховочной веревкой без рукавиц;

- страховка при угле охвата карабина страхующего участника более 900;

- использовать для самостраховки схватывающий узел с петлей длиннее вытянутой руки участника;

- использовать узлы не по назначению;

- применять "саморазвязывающиеся" узлы (согласно условий);

- использовать зажимы в цепи страховки и самостраховки;

- выпускать веревку из руки, регулирующей движение при спуске, без предварительного ее закрепления;

- пропускать пункты промежуточной страховки;

- работать на опасных участках без защитной каски;

- перехлест веревок в системе страховки и самостраховки, вызывающий трение, способное разрушить оплетку веревок.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

5.1. ПЕРЕПРАВА ПЕРВОГО УЧАСТНИКА (вброд)

5.1.1. Первый участник идет вброд, без груза, с шестом направленным против течения. Движение осуществляется в "три такта".

5.1.2. Страхует один (при наличии опоры) или два (без опоры) участника с помощью основной веревки. Сопровождающей веревкой (основа) страхует один участник.

5.1.3. Страхующие располагаются выше и ниже по течению реки относительно места переправы.

5.1.4. Расстояние между страхующими не менее половины ширины реки (если это возможно).

5.1.5. Страховочные веревки жестко крепятся карабином к ЛСС участника на спине.

5.1.6. Концы веревок крепятся карабинами к ЛСС страхующих.

5.1.7. Страховка осуществляется с рук, страхующие должны быть без рюкзаков и развернуты лицом к переправляющемуся.

5.1.8. Допускается:

- не закреплять концы страховочных веревок, при этом страховка участника осуществляется двумя страхующими на каждой незакрепленной веревке. На концах незакрепленных веревок вяжутся узлы проводника.

5.1.9. Запрещается:

- страховать участника через карабин закрепленный на опоре;

- пристраховывать шест к участнику;

- закреплять концы страховочных веревок на опорах;

- переправляться вброд без обуви.

Наши рекомендации