Юридическая ответственность

Термин «ответственность» используется во всех случаях, когда речь идет о различных сторонах социальной ответственности, благодаря которой в обществе обеспечивается организованность и порядок. Следовательно, социальная ответственность представляет собой отношение общества к поступкам личности с точки зрения выполнения ею общепринятых правил.

Существует моральная, политическая, профессиональная, религиозная, юридическая ответственность и т.д. Иными словами ответственность социальная и ответственность юридическая относятся друг к другу как род и вид. Причем ответственность правовая рассматривается как ретроспективная ответственность.

Ретроспективная (традиционная) юридическая ответственность –это возлагаемая в установленных законом в процессуальных формах обязанность лица или организации претерпевать определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное правонарушение.

С формальной точки зрения, юридическая ответственность – результат применения нормы права и прежде всего реализация ее санкций. Объяснение общественной природы правовой ответственности зависит от того, что данное общество рассматривает как правонарушение и кого оно признает правонарушителем.

Если говорить о признаках, то следует указать, что, во-первых, она является одним из видов государственного принуждения; во-вторых, она наступает за совершение правонарушения; в-третьих, выражается в обязанности правонарушителя претерпевать определенные лишения личного, имущественного и организационного характера; в-четвертых, она связана с государственным осуждением.

Будучи мерой государственного принуждения, юридическая ответственность реализует в обществе определенные цели. Это – защита правопорядка, воспитание граждан в духе уважения к праву, восстановление социальной справедливости, предупреждение совершения новых правонарушений.

Достижение названных целей осуществляется посредством следующих функций. Наиболее важной является штрафная (карательная) функция. Она заключается в том, что юридическая ответственность является средством наказания (кары) правонарушителя.

Однако наказание не является самоцелью. Применяя наказание, государство через юридическую ответственность реализует превентивную функцию, назначение которой заключается в предупреждении новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция).

Непосредственно к превентивной функции примыкает воспитательная функция, состоящая в формировании у субъектов права веры в справедливость, уважительного отношения к праву, понимания важности и полезности правомерного поведения.

Наконец, юридическая ответственность осуществляет правовосстановительную (компенсационную) функцию, проявляющуюся в возмещении имущественных прав потерпевшей стороны.

Юридическая ответственность возникает при наличии определенных обстоятельств, именуемых основаниями юридической ответственности. К ним относятся, во-первых, норма права, предусматривающая ответственность за определенный вид деяний (нормативная основа), во-вторых, правонарушение как юридический факт (фактическое основание); в-третьих, правоприменительный акт, с помощью которого мера ответственности конкретизируется, индивидуализируется (например, приговор суда). В некоторых случаях ответственность наступает и реализуется без правоприменительного акта, например, добровольное возмещение причиненного вреда, уплата пени, неустойки.

Классификация видов юридической ответственности производится по многим критериям: по функциям, по органам, реализующим ответственность, по характеру санкций и т.д. В частности, в соответствии с последним названным критерием выделяют два вида ответственности: штрафную (карательную) и восстановительную. Первая преследует цель кары, справедливого воздаяния за правонарушение, а также общую и частную превенцию правонарушений.

Содержание правовосстановительной ответственности заключается в восстановлении нарушенных прав или в принудительном исполнении невыполненной обязанности. Эта ответственность установлена нормами гражданского и гражданско-процессуального законодательства.

Особенность этого вида ответственности состоит, во-первых, в том, что в ряде случаев правонарушитель может сам, без вмешательства государства, выполнить свои обязанности, загладить причиненный ущерб и тем самым перестать быть виновным в правонарушении лицом. Во-вторых, в некоторых случаях гражданско-правовая ответственность наступает при отсутствии вины ответственного лица. Речь идет о том случае, когда его деятельность связана с эксплуатацией источника повышенной опасности (автомобиля, промышленного предприятия, стройки и др.)

Главным является деление видов юридической ответственности по отраслевому признаку. В соответствии с этим критерием выделяют ответственность конституционную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, материальную, уголовную, финансовую, семейную, процессуальную.

Наиболее ярким проявлением карательного характера юридической ответственности является уголовная ответственность. Она применяется за правонарушения, имеющие наибольшую общественную опасность, отличается наиболее жесткой по форме и содержанию карой, начиная от высоких штрафов и кончая лишением свободы на длительные сроки и применением исключительной меры наказания в виде смертной казни.

Особенность юридической ответственности этого вида состоит в относительно определенном характере ее санкций, которые устанавливают высший и низший пределы наказания, а также в специфическом способе определения деяний, подпадающих под действие этого вида ответственности. Специфика этого способа состоит в том, что под данный вид юридической ответственности подпадают деяния, состав которых определен Уголовным кодексом РФ.

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность в зависимости от признаков, устраняющих деликтность деяния, могут быть объединены в несколько групп.

1. Обстоятельство, исключающее общественную опасность деяния:

¨ необходимая оборона, состоящая в защите гражданином своих прав и законных интересов других лиц от преступных посягательств;

¨ крайняя необходимость, представляющая собой противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей интересам личности, государства, общества, которая не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный;

¨ совершение малозначительного деяния, то есть деяния, не представляющего общественной опасности.

2. Обстоятельства, исключающие противоправность содеянного:

¨ обоснованный риск;

¨ исполнение приказа или распоряжения.

3. Обстоятельства, исключающие виновность деяния:

¨ казус (случай), то есть деяние совершенное без вины. При казусе обстоятельства дела таковы, что лицо не могло осознавать общественной вредности (опасности) своего поведения, не предвидело возможности наступления общественно вредных (опасных) последствий и по обстоятельствам дела не должно было и не могло их предвидеть. Казус следует отличать от непреодолимой силы, которая тоже исключает вину правонарушителя;

- непреодолимая сила («форс мажор») – чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (например, стихийное бедствие).

¨ физическое или психическое принуждение;

¨ невменяемость, что есть неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения правонарушения, обусловленная болезненным состоянием психики или слабоумия. Невменяемое лицо юридической ответственности не подлежит, и совершенное им деяние правонарушением не является. К невменяемому лицу, совершившему общественно опасное деяние, содержащее признаки преступления, могут быть судом назначены принудительные меры медицинского характера, принудительное лечение в психиатрическом стационаре, которые не являются ни наказанием, ни иной мерой ответственности.

4. Обстоятельства, исключающие наказание. Такими обстоятельствами по действующему законодательству являются добровольный отказ от преступления; наличие супружеской либо родственных связей с лицом, совершившим преступление (в случае совершения укрывательства и недонесения о преступлении).

Обстоятельства, которые исключают юридическую ответственность не следует смешивать с теми, при которых возможно освобождение виновного лица от уже наступившей ответственности. К таким правовым основаниям относят:

¨ изменение обстановки к моменту рассмотрения дела в суде: лицо или деяние им совершенное перестали быть общественно опасными;

¨ истечение сроков давности;

¨ деятельное раскаяние;

¨ примирение с потерпевшим и возмещение ему вреда;

¨ амнистия.

Данный термин происходит от греческого слова amrestia – забвение, прощение. Сегодня амнистия означает освобождение лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности, а осужденных лиц - от наказания. Назначенное наказание по амнистии может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо амнистированные могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. В соответствии с Конституцией РФ принятие акта об амнистии является прерогативой только Государственной Думы. Она объявляется в отношении индивидуального круга лиц, например женщин, несовершеннолетних. Лиц, совершивших нетяжкие преступления или преступления определенного вида (например, экономические).

Особый случай – помилование: помилование не исключает юридической ответственности. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. Кроме этого с лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Кроме этого, от необоснованной юридической ответственности гарантирует принцип презумпции невиновности. Презумпция невиновности по российскому праву состоит в том, что лицо считается невиновным в совершении правонарушения, пока его вина не будет доказана правомочными органами в установленном законом порядке. Презумпция невиновности может быть опровергнута только путем доказывания предусмотренными законом средствами и установленной им форме. Бремя доказывания возлагается на органы обвинения.

Принцип презумпции невиновности исходит из того, что всякое сомнение, которое не представляется возможным устранить в установленном законом порядке, должно истолковываться в пользу лица, обвиняемого в совершении правонарушения. Презумпция невиновности – один из демократических принципов, который обеспечивает охрану прав и свобод личности и исключает необоснованность юридической ответственности.

Правовая система.

Отечественное правоведение оперирует понятием «правовая система» примерно с середины 80-х годов ХХ столетия. К настоящему времени эта категория, наряду с категориями экономической, политической, социальной систем, прочно вошла в научный оборот. Она объединяет все элементы правовой материи в рамках конкретной страны или государства и позволяет увидеть между ними, степень их разработанности.

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны или государства.

Поскольку правовая система – это образование, включающее в себя совокупность существующих правовых явлений того или иного государства, то она именуется национальной правовой системой и ее состав весьма многообразен.

Во-первых, это явления духовного мировоззренческого характера, среди которых на первом месте стоит юридическая наука, представляющая собой совокупность знаний о правовых явлениях, о праве и процессах его воздействия на общественные отношения. В качестве синонима термина «юридическая наука» в литературе используются термины «правоведение» и «юриспруденция».

К явлениям мировоззренческого характера относятся также правовые понятия, которыми оперирует юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика.

Правовые понятия делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Наиболее общие предельно широкие правовые понятия называются правовыми категориями. Они представляют собой результат обобщения существующей государственно-правовой действительности, результат обобщения существующих юридических понятий.

Большое значение среди явлений духовного мировоззренческого характера имеют также правовые принципы, правовая культура и правовая политика.

Правовые принципы – это совокупность идей, на которых базируются элементы правовой системы.

Правовая культура как элемент правовой системы – это и уровень правового сознания, и правовой активности граждан и должностных лиц, их убежденности в следовании закону. Это и качество права в целом, и культура правовых учреждений и всей юридической деятельности.

Правовая политика – это стратегия и тактика правового регулирования общественных отношений. Она может быть правотворческой и правоприменительной.

Правотворческая политика обусловливает подходы к разработке нормативно-правовых актов, оценки требующей законодательного регулирования общественной ситуации, стратегию развития законодательства. Правоприменительная политика, составной частью которой является политика правоохранительная, включает в себя принципы реализации права, стратегию и тактику применения норм права.

Во-вторых, в качестве главных цементирующих элементов правовой системы выступают право и выражающее его законодательство (точнее система права и система законодательства). Именно вокруг них группируются остальные элементы правовой системы.

В-третьих, это правовые отношения, представляющие собой динамику права и форму его жизни. Правовые отношения, будучи разновидностью общественных отношений, возникают на основе норм права, имеют волевой характер, характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей, реализация которых обеспечена возможностью государственного принуждения.

В-четвертых, юридическая практика – важный элемент правовой системы, ибо связан с деятельностью и накопленным при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм. Юридическая практика – это всегда определенный результат или правотворческой, или правоприменительной деятельности.

В-пятых, юридическая техника, которая делится на законодательную (нормотворческую) и правоприменительную.

Правовая система не является застывшим, раз и навсегда сформировавшимся образованием. Находясь в постоянном развитии, та или иная правовая система может изменяться.

В каждой стране действует своя правовая система, что позволяет говорить о самобытности систем. В то же время наряду со спецификой в каждой правовой системе есть и элементы сходства, позволяющие объединить отдельные системы в группы, которые принято именовать правовыми семьями.

Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Понятие «правовая семья» отражает те особенности некоторых правовых систем, которые являются результатом сходства их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих институтов и отраслей правовой культуры, традиций и т.д.

Таким образом, правовая семья – это совокупность правовых систем, объединенных общностью пути исторического формирования, общностью источников, форм закрепления и выражения норм права, структурным единством понятийно-категориального аппарата.

В основу объединения правовых систем в семьи могут быть положены исторические, идеологические, технические, культурно-правовые, религиозно-этнические и другие критерии. В связи с многообразием позиций и точек зрения существует множество подходов к типологии правовых систем. Остановимся на типологии, предложенной французским ученым-правоведом Рене Давидом. В своем труде «Основные правовые системы современности» он выделил следующие правовые семьи: романо-германскую правовую семью, семью социалистического права, англо-саксонскую семью общего права, семью мусульманского права, семью индусского права, группу правовых систем Дальнего Востока, правовые системы Африки и Мадагаскара (семья обычного права).

Схема №2.6.

В эволюции современной правовой системы России прослеживаются две основные тенденции. Это, с одной стороны, исключение из действующего российского права принципов, норм и институтов, которые были призваны подчеркнуть принципиальное отличие советского социалистического права от права буржуазного, а с другой — появление в российском праве принципов, норм, институтов и даже отраслей, которые ранее считались исключительным атрибутом буржуазного права (например, торговое право и т.д.).

По своим основным юридическим классификационным признакам российское право всегда относилось к романо-германской правовой семье и продолжает оставаться таковым. Об этом свидетельствуют кодификационный характер российского права, структура правовой нормы, принципы верховенства закона и соответствующая иерархия источников права, основные принципы судебной организации и судопроизводства.

Глубокие экономические и политические преобразования во всех сферах общественной жизни открыли широкие возможности к сближению российского права с романо-германской правовой семьей не только по внешней форме, но и по содержанию.

Возникновение частного и публичного права в России в значительной степени было обусловлено социально-экономическим и политико-правовым развитием общества.

Это нашло свое отражение в следующих направлениях в области частного права:

во-первых, в признании многообразия форм собственности и определяющего значения частной собственности. Развитие отношений собственности, и прежде всего частной, приводит к возрождению частного права в России;

во-вторых, в развитии и создании юридических основ свободного предпринимательства. Рыночные отношения, т.е. имущественные, товарно-денежные отношения плюс налоговые, финансовые, трудовые, социальные и другие являются важнейшим источником частного права в России в материальном смысле;

в-третьих, в появлении ряда ранее отсутствовавших институтов торгового права.

В сфере публичного права утвердились такие основополагающие признаки демократического правового государства, как:

1) конституционное провозглашение и практическая реализация принципа разделения властей;

2) конституционное признание первостепенной роли публичных прав и свобод граждан;

3) введение и развитие судебного конституционного контроля.

Благодаря этим и другим новейшим тенденциям традиционная близость русского дореволюционного и современного российского права к романо-германской правовой семье становится существенным фактором, способствующим сближению рассматриваемых правовых моделей.

Видимо, все это будет предопределять особенности и приоритеты развития российской правовой системы в XXI в.

Интегрирование России в европейские юридические процессы, утверждение примата международного права ведут к тому, что в на­циональной правовой системе растет число единообразных норм и стандартов. Несмотря на это, правовое развитие России происходит преимущественно путем изменений национального права. При этом законодатель обращается не только к юридическому опыту романо-германской правовой семьи, но и к англо-американским правовым моделям. Заслуживает, в частности, особого рассмотрения вопрос о возможности использования в определенных пределах принципа прецедента. Однако, как правило, институты англо-американского права плохо вписываются в романо-германскую правовую систему.

Романо-германская правовая семья дает России не только исторически оправданный и упрочивавшийся выбор юридических конструкций (правопонимание, система и источники права, правоприменение), но и другие преимущества, вытекающие из признания общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы России.

Наши рекомендации