Формы современного Российского государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим)
По Конституции РФ Россия определяется как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 2).
Согласно Конституции РФ. носителем и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ (ст. 3). Щ В юридической литературе относительно формы правления в И современной России существуют две точки зрения, два подхода к решению этого вопроса. Согласно одной авторской позиции. Российская Федерация по ряду существенных показателей — президентская республика, поскольку президент наделен такими полномочиями., которые в значительной степени позволяют ему контро-лировать важнейшие сферы государственной жизни. Согласно второму подходу. Россия может быть охарактеризовав на как смешанная (полупрезидентская) республика, т. е. сочетает ; черты парламентской и президентской власти. Полупрезидентская республика отличается определенными особенностями в сравнении с чисто президентскими республиками- Поэтому, по мнению известного государствоведа В.Е. Чиркина, рассматриваемую форму правления точнее было бы назвать президентско-парламентской.
В подтверждение этого вывода называются следующие отличительные черты формы правления в современной России, позволяющие характеризовать ее как смешанную ( палупрезилентскую);
— Президент РФ избирается всеобщим голосован л ем, что дает возможность ему иметь определенную свободу действии по отношению к парламенту. позволяет быть во многом независимым от Н^Ш парламента;
— сильная президентская власть, в частности, проявляемая в том, что глава государства самостоятельно формирует правительство. утверждает структуру правительства и т. д. Вместе с тем премьер-министра он назначает с согласия парламента;
-глава государства не относится ни к одной ветви государ. ственной власти;
-наличие парламента — высшего законодательного (представительного) органа государственной власти;
-наличие правительства как высшего органа исполнительной власти;
-возможность отставки правительства парламентом;
-возможность роспуска президентом нижней палаты парламента;
-Президент РФ действует независимо от правительства и парламента;
-парламент может объявить импичмент президенту, т. е. поставить вопрос об отстранении президента от должности.
Вместе с тем существенно то, что президент — выборный глава российского государства в стране с республиканской формой правления.
Признаки федеративного государства:
-территорию федерации составляют территории ее субъектов;
-субъекты федерации обладают признаками государства: имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;
-система государственных органов — двухуровневая, объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов федерации. Их взаимодействие осуществляется в соответствии с принципом разграничения предметов ведения;
-государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом на односторонний выход из состава федерации;
-двухуровневая система законодательства — законодательство федерации и законодательство субъектов федерации. Законодательство субъектов федерации не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная конституция, являющаяся ядром законодательства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации;
-двухпалатная структура высшего законодательного органа федерации: нижняя палата представляет интересы населения всей страны (в Российской Федерации — Государственная Дума Федерального Собрания РФ), верхняя — интересы субъектов (в Российской Федерации — Совет Федерации Федерального Собрания РФ);
-две системы суда (субъекты федерации имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации);
-двухканальная система налогов, включающая наряду с обшефедеральными налогами налоговую систему субъектов федерации;
-возможность установления двойного гражданства, например гражданства определенной республики и гражданства федерации;
-наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, подчиняющихся центральному правительству.
демократия — это форма организации общества, при которой граждане участвуют в управлении государством либо непосредственно, либо через народных избранников, признаются и реализуются такие принципы, как верховенство конституции и законовf народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека, выборность главы государства, представительных органов.
По-видимому, у такого сложного, многостороннего и нередко внутренне противоречивого понятия, как демократия, нет и не может быть простого и к тому же единственно правильного определения и представления.
Демократию как форму организации общества можно исследовать на различных уровнях, трактовать в нескольких значениях. В юридической литературе преобладает мнение о том, что демократии свойственны определенные ключевые черты. Демократия — это:
а) власть большинства;
б) прямое или косвенное (через выборных представителей) управление страной самими людьми, т. е. государственное устройство, основанное на признании народа в качестве источника власти;
в) государство, характеризующееся единством демократической формы правления (как правило, республиканской) и демократического правового режима (методами и способами осуществления власти);
г) форма устройства любой организации, которая основана на равном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству (политические партии, профсоюзные и иные общественные организации и движения);
д) идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение;
е) социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и начал.
Юридическое признание верховной власти народа, В этом смысле в ч. I ст, 3 Конституции РФ утверждается: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ осуществляет свою власть непосредственно (участие в выборах, в референдуме), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3). Природе демократии соответствует конституционное положение о том, что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).
Периодическая выборность основных органов государства — показатель демократизма общества и его политической системы. Соответственно, демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, реализующие ключевые властные функции, избираются на определенный ограниченный срок, а не назначаются. В Российской Федерации посредством выборов избираются глава государства, главы муниципальных органов, депутаты всех уровней.
Идея и практика выборности основных государственных органов содержит большой демократический потенциал. Выборный руководитель, сознавая, что ему оказаны уважение и доверие, несет большую политическую и моральную ответственность перед избирателями. Отметим и то, что лица, не участвующие в выборах, получающие властные полномочия не от народа, а от вышестоящих руководителей, иногда по протекции, личной преданности находятся в системе определенной зависимости. В этой связи имеют место проявления бюрократизма, консерватизма, подхалимства и других негативных явлений.
Верховенство права в жизнедеятельности общества — одна из важнейших характеристик демократии (наряду с народовластием, выборностью основных органов государства). Верховенство (господство) права предполагает наличие таких законов, которые содержат правовые средства и механизмы, составляющие своеобразный барьер для произвола государственных властных структур регионального и иных уровней в отношении демократических объединений, прав и свобод граждан.
Свобода как свойство демократии. Слово «свобода» в самом общем смысле означает возможность индивида действовать по своему усмотрению в определенных нравственных или правовых пределах, выбирать тот или иной вариант поведения, деятельности. Свобода — явление многогранное и многоаспектное. Это свобода мысли, слова, творчества, доступа к культурным ценностям и т. д. Какова взаимосвязь свободы и демократии? Очевидно, демократия содержит необходимые предпосылки, условия для реализации свободы личности. В современной России, если иметь в виду область политико-правовых отношений, — это свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие политического, социально-экономического, психологического давления на избирателей, наличие альтернативных кандидатов, плюрализм мнений, гласность, многопартийность, признание оппозиции и др. С другой стороны, потенциал свободы способствует упрочению и совершенствованию демократии. Это подтверждается деятельностью СМИ, придающих гласности имеющие место факты «нажима», «наступления» на эти структуры со стороны отдельных должностных лиц (нередко регионального уровня), случаи злоупотребления, коррупции в системе государственного аппарата, общественных объединений, наносящих существенный урон, вред процессу становления российской демократии.
Органическая связь демократии и дисциплины. Демократия и дисциплина — понятия взаимообусловленные, не совпадающие в связи со спецификой их содержания.
Отметим приоритет | также прионый государственный курс, и др.). Отметим также приоритет госу- §f
госдарственной власти в формировании демократических институтов, ориентированных на взаимодействие с гражданами в политических и иных сферах. Назовем в качестве примера образование Общественной палаты РФ и ее ответвлений в регионах или формирование в последнее время Общероссийскою народного фронта, действующего согласованно с правящей партией «Единая Россия».