СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ "ЦЕЛОЕ - ЧАСТИ"
Это значит, что предмет речи (идею) нужно: а) рассмотреть как часть некоего целого и рассуждать также и об этом целом. (Если говорим о Москве - естественно сказать и о России; если предмет речи - беседка, можно говорить также и о саде.); б) рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности
Закон работы мысли - ее движение от целого к частям предмета и снова к целому.
СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ "СВОЙСТВА"
Это признаки (приметы) предмета речи, его качества, его функции, его характерные действия. Умение хорошо описывать подразумевает умение выделять важнейшие свойства и характерные признаки предмета речи.
Чтобы правильно и успешно использовать топ "свойства", нужно: а) отбирать только существенные, характерные признаки, функции, качества объекта, причем такие из них, которые делают его действительно интересным как предмет речи и для говорящего, и для адресата; б) не избегать при этом выражения собственных оценок, эмоций.
СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ "СОПОСТАВЛЕНИЕ"
Она является одной из важнейших моделей организации мышления и речи, "размножение идей". "Все познается в сравнении" - крылатое выражение, отражающее универсальность этой модели для познания мира и речи о нем.
Поиски общего между предметами и явлениями, как и открытие отличного и противоположного, позволяет человеку структурировать окружающее, классифицировать бесконечное разнообразие вещей, а таким образом - овладеть разнообразием, сделать мир доступным познанию.
1.Сравнение - поиски сходства (аналогия). О необходимости сравнения в хорошей речи свидетельствует еще античная классика. Одно познается через другое, демонстрируется посредством другого, если имеет с ним нечто общее.
2.Противопоставление - поиски различного (противоположного) путем столкновения одного с другим, обладающим противоположными свойствами. Из этого столкновения рождается специальная риторическая фигура - антитеза. Противопоставление широко используется для решения всех риторических задач - и для описания, и для рассуждения, и для доказательства.
Пример: фрагмент из речи Цицерона в защиту Секста Росция Америйца:
"Остается нам, судьям, размыслить, который же из двоих скорей, можно думать, убил Секста Росция: тот ли к кому пришло с этой смертью богатство, или тот - к кому скудность? Тот ли, кто прежде был небогат, или тот, кто после стал нищим? Тот ли, кто, распаляемый алчностью, бросается на своих, или тот, кто всю жизнь был стяжательства чужд, зная только доход, приносимый трудом? Тот ли, кто наиболее дерзок из всех в своем промысле, или тот, кто, непривычный к форуму и судам, страшиться здесь не только скамей, но самого города?" (В этом тексте противопоставление используется для изобретения содержания в целях доказательства).
СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ "ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ"
Причинно-следственные отношения особенно важны в аргументирующей речи при рассуждении и при доказательстве. Умение обнаружить причинно- следственные отношения между явлениями, четко показать их в речи, использовав как живой и благодатный источник изобретения содержания, составляет одно из главных достоинств хорошего оратора.
Пример: первая речь Цицерона против Катилины (патриция и сенатора, организовавшего в 63 г. до н.э. заговор против республики). Смысловой каркас (основа) этой речи образован анализом причин и следствий: Цицерон показывает причины необходимости изгнать Катилину; причины, по которым он заслуживает даже смертной казни; причины, по которым лучше изгнать, чем казнить этого заговорщика; следствия, которые могут наступить в результате его казни или изгнания. Вот как, обращаясь к Катилине, Цицерон демонстрирует причины того, что он должен покинуть город: "Только подумай, Катилина, какая тебе радость в городе, где нет никого, кто бы тебя не страшился (причина 1)? Никого, кто бы не испытывал к тебе ненависть, кроме, может быть, тех несчастных, которые вступили в этот ваш заговор вместе с тобой (причина 2)? Каким позорным клеймом еще не отмечена твоя семейная жизнь (причина 3)?
Далее следует еще 8 (!) риторических вопросов, аналогичных приведенным выше, в которых названы еще восемь причин; потом Цицерон высказывает три утверждения - указывает еще три (!) причины. Невозможно даже перечислить общее количество причин необходимости осуждения и отвержения Катилины, которые в этой речи находит оратор.
Используя для изобретения содержания речи топ "причины и следствия", находя причины предмета речи, предвидя и обнаруживая в речи его следствия, нужно помнить: одна из наиболее частых ошибок ораторов, спорящих, и собеседников состоит в следующем. Отношения причины и следствия подменяются отношениями временной последовательности событий. "После того - не значит по причине того", так предупреждают еще старые риторики.
Изобретая содержание речи, обращаться к топу "причина - следствие" всегда приходится ораторам или авторам, деятельность которых связана с наукой, юрисдикцией, социально-политической сферой жизни, публицистикой и пр. - т.е. с необходимостью четкой и точной аргументации для построения рассуждения и для получения обоснованных выводов или оценок.
Блестящий пример использования цепи причинно-следственных отношений в научной речи находим в фрагменте текста "Происхождение видов" Чарльза Дарвина. Ученый строит свой текст с помощью модели "причина - следствие", изящно получая великолепный вывод: чем больше в Англии старых дев, тем больше там удои молока. Вот как действует эта модель: старые девы любят и держат кошек, кошки истребляют мышей; мыши разоряют гнезда полевых шмелей; полевые шмели опыляют посевы клевера на полях; клевер урождается, если нет мышей и есть шмели; коровы получают в достатке корм; удои молока увеличиваются. Итак, эта модель "причина - следствие" используется здесь несколько парадоксально, но убедительно.
Рассмотрим, как же практически используется топ "причина - следствие" для изобретения содержания речи. Возьмем для примера тему "Монументы возвышают дух народа" (Н.М.Карамзин). Основное содержание возможной речи сформируем так:
1. Причины (почему справедлив афоризм, вынесенный в название темы):
1) - памятники напоминают о славных деяниях предков;
2) - воспитывают в младших поколениях стремление подражать великому и славному прошлому;
3) - рождают уверенность, что в народе имеются еще силы для дел не менее славных;
4) - ободряют дух в годины народных бедствий.
II. Следствия (что вытекает, следует из утверждения, сформулированного темой, справедливость которого мы доказали, рассматривая причины):
1) - обязанность каждого патриота - посильное приношение на увековечение памяти предков;
2) - обязанность всего общества - заботиться о сохранности прежних и строительстве новых памятников.
Конечно, основное содержание такой речи должно быть обрамлено соответствующим введением и заключением.
СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ "ОБСТОЯТЕЛЬСТВА"
Топ "обстоятельства" включает в себя место, время, условия - где? когда? как? каким образом? Вот вопросы, ответы на которые и дают возможность развить содержание речи в соответствии со смысловой моделью "обстоятельства". Особенно важны эти топы в повествованиях; их с успехом можно употребить и в описаниях.
Совершенно необходимы топы "место", "время", "условия" ("мотивы") в судебной речи. Именно на основании топа "обстоятельства" строят свои речи прокурор и адвокат.
СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ "ПРИМЕР" И "СВИДЕТЕЛЬСТВА"
"Примеры"к отдельным положениям (идеям) речи или ко всей речи (ее смыслу) в целом необходимы в связи с общериторическими принципами конкретности и близости.
Примеры, иллюстрирующие мысль говорящего, черпаются им из собственного жизненного опыта, из истории, фольклорных источников (чаще всего сказок), из художественной литературы (басни, другие известные произведения мировой литературы), из Священного Писания.
Подыскивая примеры, развивающие смысловую канву речи или (и) служащие доказательством (аргументом) некоей отдельной ее мысли, не забывайте о принципе близости: хорошо, если иллюстрации взяты из области, знакомой и близкой адресату речи, или, во всяком случае, доступны - соответствуют уровню его восприятия и понимания.
В целом можно утверждать, что современная русская ораторская речь явно страдает от недостатка примеров. Если есть возможность подготовиться к публичной речи или важной беседе заранее - полистайте тексты, подберите и выпишите подходящие иллюстрации для своих мыслей.
Если приходится говорить без подготовки, импровизировать - используйте все те несколько минут, которые всегда остаются перед выступлением или началом разговора, чтобы найти в памяти подтверждающие ваше мнение исторические параллели, случаи из жизни или ситуации, описанные в художественной литературе.
"Свидетельства" ("обращение к авторитетам") - риторическое общее место, во многом сходное с топом "примеры". Это разного рода цитаты и изречения, которые употребляются в речи с целью придать ей весомость признанного авторитета, убедительность древней мудрости, очарование поэзии. "Ссылка на авторитеты" может выглядеть и как поэтическая цитата, и как высказывание известного экономиста - в зависимости от речевой ситуации или места в структуре речи.
И "свидетельства" и "примеры" нередко используются не только и не столько как доказательства, сколько просто чтобы оживить внимание аудитории, дать ей отдохнуть, позабавиться, отвлечься, чтобы потом с удвоенным вниманием обратиться к продолжению мыслительной работы - слежению за речью оратора и собственным размышлениям по поводу предмета речи.
Чтобы соблюдать общериторический принцип "гармонии речевого события", подбирая изречения и ссылаясь на "авторитеты", нужно помнить: источники, к которым вы обращаетесь за этим материалом, должны быть авторитетными не только для вас, и не только "вообще", но, прежде всего для вашей аудитории или собеседников.
Из источников "свидетельств" практичнее и легче всего использовать сборники афоризмов, крылатых слов; тексты художественные, принадлежащие признанным или особенно любимым вами авторам; никакой речи не повредит пословица, поговорка - народная мудрость. Положение "свидетельств" в структуре речи, как правило, отличается одной важной особенностью: их чаще всего употребляют "на границе структурных частей речевого произведения. "Свидетельства" или открывают речь (привлекают внимание слушателей, располагают их к оратору во введении), или завершают ее; с них могут начинаться или заканчиваться отдельные части речи. Для раскрытия любой темы требуется обращение или к народной мудрости (пословице), или к авторитету классиков или других наиболее значимых писателей. Все это - "свидетельства".
В качестве материала для "примеров" берутся, как правило, биографии прославленных ученых, знаменитых писателей, выдающихся мыслителей прошлого, известных государственных деятелей.
СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ "ИМЯ"
Это еще один источник изобретения мыслей, развития темы - обращение к происхождению и (или) смысла слова (имени), обозначающего явление или понятие, которое входит в название вашей темы или является одной из ее идей.
Топ "имя" подсказывает: присмотритесь внимательней к ключевым для темы словам. Проанализируйте их значение (пользуясь толковым словарем) и происхождение (здесь поможет этимологический словарь).
Например, если вы говорите о городе, естественно обратиться к его названию: Петербург - град Петра. Отсюда удобно перейти к истории города и роли его в истории страны. Словарное значение слова служит верным средством определения понятия, которое этим словом обозначено.
В сфере художественного творчества топ "имя" получает самоценность, достигает высочайшего статуса. Звучание слова - имени, значения его становятся уже не просто средством изобретения смыслов, не только одним из способов речевого воздействия, но приобретают качество живого материала поэзии. Сравните, как использован выше топ "имя" в речи о городах и следующий текст:
Пусти меня, отдай меня, Воронеж, -
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь -
Воронеж - блажь, Воронеж - ворон, нож!
(О. Мандельштам. Воронежские тетради)